ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

17.01.2011

Образ Ботаника - секс-символ наоборот, в статье Константина Богомолова

Продолжаем публикацию статей из цикла «Индустрия культовых имиджей», автор — Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель Bogomolov’ Image School (Рига, Латвия).

Константин Богомолов

БОТАНИК – СЕКС-СИМВОЛ НАОБОРОТ

 Как это ни парадоксально, но большинство культовых имиджей в истории моды в момент своего рождения собственно к моде никакого отношения не имели. Так случилось и с Ботаником: этот образ своим рождением обязан конкретному человеку, который и не подозревал, какую роль сыграет его визуальный облик в контексте мировой модной индустрии.

Рождение образа

В 1910-е годы в Голливуде фактически существовало всего два жанра. Один из них – это драма про любовь с трагическим кровавым финалом, а второй – комедия-бурлеск с неординарным комическим героем во главе.

Огромный коммерческий успех этих эксцентричных комедий привел к появлению большого числа комических актеров. Бастер Китон, Макс Линдер, Чарли Чаплин – каждый из них утверждал свою индивидуальность с помощью хорошо узнаваемого имиджа. Неудивительно, что за недолгое время существования кино все возможные комические психотипы были уже кем-то воплощены на экране. Придумать что-то новое было почти невозможно.

Начинающему комику Гарольду Ллойду, как и многим другим его коллегам по цеху, казалось бы, ничего не оставалось, кроме подражания Чарли Чаплину. Но, в отличие от других, он вовремя отказывается от наклеенных усиков, широких брюк и нелепых ботинок и создает новый оригинальный имидж очкарика-неудачника – нелепый, беззащитный и парадоксально магнетичный. Имидж Ботаника родился на свет.

Harold Lloyd

Это образ вечного студента – доброго, умного, воспитанного парня из приличной семьи, который вечно терпит финансовые затруднения и вечно по-детски непосредственен и рассеян, а оттого постоянно попадает в комичные ситуации. Ботаник понятен, трогателен и прост. Он слегка незавершен и угловат, как подросток. Он как бы вчерашний мальчик, который вырос из своих школьных костюмчиков. Гарольд Ллойд одевает свой персонаж в коротковатые брюки и узковатые пиджачки. Он аккуратен, но слегка помят. Он носит нелепые круглые очки...

Harold Lloyd

Кстати об очках. В реальной жизни у Гарольда Ллойда было отличное зрение, и в очках он не нуждался. Они были придуманы Ллойдом специально для своего персонажа, чтобы добавить образу беззащитности. Но во время съемки стекла бликовали, и оператор настоял на том, чтобы стекол в очках не было вообще. Поэтому Ллойд носил одну оправу. Сначала – только на экране и фотографиях, а потом и в реальной жизни – чтобы быть узнаваемым.

Золотой век Ботаника

Образ стал культовым. Гарольд Ллойд превратился в одного из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда и любимца женщин – наряду с  героями-любовниками, которые тогда главенствовали на экране. Этот имидж в какой-то момент попал в нужную точку и прочно закрепился в сознании зрителей. Но и только там – в реальной жизни он не был модным и подражаний не имел. Над простофилей в очках можно было потешаться, но индустрия, создающая продукты моды, пока еще этот образ продавать не начала. Все произойдет значительно позже, в 60-е годы – золотой век имиджа Ботаника.

Шестидесятые – легендарное десятилетие, прошедшее под знаменами молодежного бунта – борьбы «детей» против всего «родительского», мещанского, буржуазного. Именно тогда образ Ботаника стал востребованным: с его помощью можно было выразить свое позитивное отношение к жизни и в то же время – протест против навязанных стереотипов поведения, гласивших, что мужчина должен быть всегда мужественным, а женщина – исключительно романтичной.

Образ студента-очкарика становится собирательным, он выходит за рамки киноэкрана, занимает место на подиумах и в гардеробах и наконец приобретает устойчивое имя – Nerd. Версий происхождения термина Nerd масса, но наиболее заслуживающей доверия является следующая, отсылающая нас к середине 50-х годов в Политехнический институт города Олбани в штате Нью-Йорк. Там развлекающиеся после (или вместо) занятий студенты – drunk (в переводе – «пьяный»), стали обозначать словом knurd (перевернутое наизнанку drunk) студентов, предпочитавших пирушкам выполнение домашних заданий. Произносимое как «нёрд», впоследствии слово и записываться стало в соответствии со звучанием – Nerd.

Ботанические лица

Прототипы, которые появляются  в рамках этого образа в 60-е годы, делают его легендой. Например, Джон Леннон – культовый Ботаник начала десятилетия. Позитивный, улыбающийся, правильный в духе имиджа – немножко отличник и немножко хулиган. При этом его хулиганство как бы случайно и совершенно беззлобно.

Еще одна версия образа – Вуди Аллен. Он был Ботаником от природы, по рождению и психотипу. Пожалуй, родись он в другое время, вряд ли бы его карьера сложилась столь успешно. Но Аллену повезло – в 60-е годы он стал модным, ему даже не пришлось ничего играть. Он носил очки нужной формы (именно в 60-е форма очков как у Вуди Аллена или Ив Сен-Лорана получила название «очки Nerd»), ему на руку играла его застенчивая улыбка в сочетании с хулиганской наглостью. Он очень тонко поймал нюансы популярности своего имиджа – и во многих его фильмах необходимый контраст для него создавала какая-нибудь невероятно сексуальная партнерша, рядом с которой он выглядел еще более комично.

Woody Allen

Знаменитый кутюрье Ив Сен-Лоран – персонаж из несколько иной области: он не играл в кино и не пел со сцены. Но, однако, тоже стал в каком-то смысле иконой этого имиджа. Но это уже Ботаник, переходящий в область Интеллектуала – образа, не менее значимого в ту эпоху. Однако вершина раскрученного Голливудом имиджа появилась, как ни странно, в Советском Союзе: образ студента Шурика режиссер Леонид Гайдай задумывал как пародию на растиражированный на западе персонаж и не случайно ввел его в комедию.

Александр Демьяненко в роли Шурика

При этом исполнитель роли Шурика Александр Демьяненко в реальной жизни никогда Ботаником не был, он лишь достоверно сыграл его в соответствии с замыслом режиссера. Это Леонид Гайдай придумал все составляющие имиджа: коротковатые узкие брюки, длинноносые туфли, клетчатую рубашку и очки отличника. А также комичную наивность, непосредственность и угловатость. Эта роль стала звездным часом для Александра Демьяненко и одновременно – его проклятием, потому что с тех пор в других амплуа актера уже никто не принимал. А Ботаника, как оказалось, подстерегала одна неминуемая опасность: он не имел права стареть. Этот герой очарователен только в период подростковости – стареющий Ботаник превращается в карикатуру.

Возвращение Нерда

Поэтому в 70-е годы, когда Ботаники повзрослели, их имидж вышел из моды. Его прототипы и последователи мужали, старели и выбивались в большие начальники (что, кстати, можно отметить как закономерность реальной жизни: те, кого в колледже называют Looser, часто впоследствии становятся магнатами, чему лучший пример Билл Гейтс – типичный «Ботаник», превратившийся во владыку мира). Одновременно в коммерческую моду и в Голливуд возвращалась мужественность в образе мачо с его физической силой и сексуальным напором. Должна была пройти еще пара десятилетий для того, чтобы уже новое поколение вытащило этот образ из шкафа своих родителей, стряхнуло с него нафталин и примерило на себя.

Bill Gates

Образ начинает возвращаться в 90-е годы. Появляются пародии на фильмы 60-х (одна из самых знаменитых – Остин Пауэрс – смесь Ботаника и психоделического Стиляги). Становятся популярными стилизации в модных журналах, видео-клипах и реальной жизни. Британский рок 90-х даже делает этот образ своеобразным национальным признаком, а отдельные черты наиболее ярко проявляются у Oasis, Beck, Blur…

И, конечно же, следует новая волна идей в коммерческой моде. Возвращаются элементы молодежной моды 60-х – одежда, аксессуары, «битловские» стрижки и очки в стиле Nerd. Но главное – формируется манера сочетания вещей для создания имиджа Ботаника. Описать ее можно примерно так: возьми что-нибудь, из чего ты уже вырос, добавь что-то из консервативного гардероба папы. Майку с коротким рукавом натяни на свитер с длинным. Надев брюки со стрелками, невзначай останься в кедах. К джинсам-сигаретам обуй классические длинноносые туфли. К рубашке в клетку нечаянно надень пиджак в полоску...

Новые Ботаники

Очаровательные ошибки вкуса и случайные непопадания создают этот образ. Идеального его формирования достигла, например, Миучиа Прада в своих мужских коллекциях, особенно в молодежной линии Miu-Miu. И кастинг у Прады (угловатые непрофессиональные модели, которых она берет неизвестно откуда), и то, как она сочетает на них вещи, – это, конечно, гимн образу Ботаника.

Fashion photo

Альбер Эльбаз не только творит имидж Нерда в своих коллекциях, но и сам отчасти является его прототипом. Как и его коллеги по цеху Виктор Хорстинг и Рольф Снерен: мужчина-ботаник является сквозной темой работ экстравагантного и «ботанически» тонкого дизайнерского дуэта Viktor & Rolf на протяжении нескольких лет. Не отстают и «носители» моды и стиля: среди наиболее ярких современных примеров «новых Ботаников» можно назвать представителей бритт-попа Chester French и, отчасти, не так давно прозвучавших на постсоветском пространстве «Братьев Грим».

Victor & Rolf

Что-ж, нелепый и инфантильный имидж Ботаника остается популярным на протяжении десятилетий. Но, примеряя его, будь осторожен! Ведь он имеет свои границы, а потому опасен: важно не пропустить момент, когда с ним пора расстаться. Как однажды наступает пора расстаться со своим школьным пиджачком, ученическим портфелем и кедами.


Другие статьи из цикла «Индустрия культовых имиджей»:

Lady — формула чистого шика

Vamp — коктейль из мистики и секса

Lolita — смесь невинности и порока

Имидж Macho — самец в превосходной степени

Miss Secret Agent — женщина с привкусом интриги

Platinum Blonde — лучший подарок для мужчины

Femme Fatale — драма с несчастливым концом

Индустрия модных имиджей


Иркутский филиал Bogomolov’ Image School: компания «ИРИДА», координатор Ирина Виниченко, тел. (+7902) 1718028, (3952) 54-67-89, irida-irkutsk@yandex.ru.

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера