ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

21.10.2010

Индустрия культовых имиджей, авторский цикл статей

Начинаем публикацию статей из цикла «Индустрия культовых имиджей», автор — Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель Bogomolov’ Image School (Рига, Латвия).

Константин Богомолов

ИНДУСТРИЯ МОДНЫХ ИМИДЖЕЙ

Во всем том хаосе, который мы называем модой XXI века, есть лишь один четкий ориентир — стильный имидж. Из-за немыслимого разнообразия силуэты, покрои и длины перестали служить категориями модных тенденций. Отныне мода мыслит образами, а сегодняшние тренды — не что иное, как калейдоскоп модных имиджей.

Создатели образов

Но откуда берутся модные образы, где та фабрика, на которой их штампуют, а главное — кто являются их создателями? Кутюрье, дизайнеры, стилисты? Пожалуй, нет. Они лишь шьют платья, а моду создают те, кто эти платья надевают.

И с этой точки зрения история моды — не последовательность покроев и причесок, — это история людей. Потому что в понятие «модный имидж» входит не только одежда, прическа и макияж, но и модный тип красоты, модные манеры, танцы, интерьеры и даже образ жизни.

До XIX века единственными создателями модных имиджей были короли и высшая аристократия. Ведь они не просто красовались на балах в костюмах, сшитых портными, — они творили моду. Не удивительно, что история почти не сохранила имена портных и парикмахеров того времени. Ведь их вклад в создание моды был незначительным по сравнению с креативным вкладом того, кто носил эти платья и прически. Достаточно вспомнить Людовика XIV, чье имя навсегда осталось синонимом стиля барокко. Сегодня он, наверное, был бы одним из самых знаменитых стилистов или имиджмейкеров. Или, к примеру, маркиза де Помпадур, ставшая барометром моды рококо, королева Франции Мария-Антуанетта, вызвавшая волну подражаний по всей Европе в конце XVIII века. Растиражированные на картинах придворных художников, они демонстрировали обществу модные наряды и позы. Их портреты являли собой лучший fashion promotion, чем любой журнал мод.

 

Слева направо: Людовик XIV, Мария-Антуанетта

Ситуация резко меняется в начале XIX века. Появился новый класс имиджмейкеров, то есть — генераторов модных образов. Это творческие личности — художники, писатели, поэты, композиторы, а также светские красавицы, которые собирали всю эту богему в своих снобистских художественных салонах. Именно в эти салоны перемещается в то время модная тусовка, покинув тронные залы императорских дворцов.

Да, для моды во все времена была необходима некая тусовка, где происходит демонстрация туалетов и манер. Доступ в нее всегда ограничен: порой ни деньги, ни происхождение не являются пропуском — только причастность к этому миру в комплекте со стильным имиджем открывают двери. Так что, не следует считать face control изобретением именно наших дней.

В XX веке творческая элита сдает свои позиции. Всему виной кинематограф. С его появлением главными лидерами в создании модных имиджей становятся кинозвезды.

Прежде человек среднего класса, желая приобщиться к миру моды, должен был листать журналы светской хроники, где специально для него позировали принцессы и оперные примадонны в роскошных платьях от Чарльза Фредерика Ворта и Поля Пуаре. Теперь же, купив за несколько пенсов билет в кинотеатр и увидев на экране Теду Бару, Джин Харлоу или Грету Гарбо, зритель получал инструкцию по макияжам, платьям, прическам, манерам — то есть по имиджу.

  

Слева направо: Теда Бара, Джин Харлоу или Грета Гарбо

И по сей день звезды кино остаются весьма влиятельными в области моды. Но и им пришлось потесниться в 1950-е годы, когда появилось телевидение, а культовыми фигурами становятся музыкальные звезды, например, Элвис Пресли, Beatles, Rolling Stones. Этот процесс уже было не остановить. А с начала 1980-х, когда появляется первый круглосуточный музыкальный телеканал MTV, и когда стильная картинка в видеоклипе становится важнее вокальных данных, — шоу-бизнес превращается в самую мощную фабрику модных имиджей.

Элвис Пресли

Но, чтобы картина была полной, добавим еще один эшелон власти в сфере создания модных образов — не столь многочисленный, но зато такой желанный для подражания — топ-модели. Хотя профессия манекенщицы появилась еще в конце XIX века, на моду она долгое время никак не влияла. Модель лишь показывала платье клиенткам, ее личность не вызывала интереса общества.

Такое положение вещей изменилось лишь в 1960-е годы с появлением англичанки Твигги, которую сегодня принято считать первой топ-моделью в истории. Начиная с нее, манекенщицы уже не просто демонстрируют одежду на подиуме и в рекламе. Они сами являются образцами имиджей, влияющих на моду даже больше, чем те платья, что они показывают.

Твигги

Откуда знала Мэрилин Монро

Каковы же условия превращения человека в культовый миф, в модную икону? По сути, их всего два: первое — популярность мирового масштаба (чтобы человеку подражать, его надо знать), второе — стильность. Не элегантность, как говорили раньше, подменяя смысл понятия, а именно стильность. То есть с одной стороны, — актуальность, а с другой — прорыв за рамки сегодняшнего дня и этой актуальности. Классический пример — Мэрилин Монро. В современных экранизациях на тему 1950-х годов нам нередко показывают женщин a la Marilyn в силу заблуждения, что многие женщины 50-х выглядели именно так. Между тем имидж Монро был уникален. Просто она отразила то подсознательное, что уже было в обществе. Возникает закономерный вопрос: откуда она знала?.. Откуда вообще берут информацию создатели модных образов?

Мэрилин Монро

Если рассматривать создание имиджа как творчество, то становится понятно, что эти люди над собой не властны: они делают то, что им нравится, и вряд ли могут объяснить, почему им хочется выглядеть именно так. А ведь при этом они отражают то, что уже назрело. Мэрилин Монро умерла, так и не узнав, что она сделала для цивилизации, страдая комплексами по поводу своей недостаточно высокой по уровню актерской игры, ежеминутно ожидая, что ее разоблачат как бездарность. Но нам уже не важно, какая она была актриса: ее вклад в культуру — это создание абсолютного эталона сексапильности XX века.

Даже сегодня можно открыть любой эротический журнал и найти в нем очередную версию имиджа Монро. Она воплотила объект подсознательного влечения большинства мужчин.

Культовый имидж

К концу XX века создание продуктов моды окончательно утвердилось на основе имиджевого подхода. Ориентироваться сегодня в моде — это значит разбираться в людях. А для этого недостаточно посмотреть показы последних коллекций. Шоу-бизнес, кино, светская жизнь, политика и даже реклама — вот главные источники информации современной моды на имидж. Да, в таком огромном калейдоскопе образов не долго заблудиться.

Впрочем, людей всегда тянуло на типологии, и область стильный образов — не исключение. Здесь нам поможет понятие «культовый имидж», которое сегодня входит в терминологию моды.

Культовый имидж — это некий собирательный образ, сформировавшийся на основе имиджей многих реальных людей, исторических прототипов, киногероев и даже литературных и мифических персонажей. Например, в создание образа Femme Fatale (Роковая Женщина) свою лепту внесли Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Мадонна, Надя Ауэрманн. И не только своими костюмами, прическами и макияжами, но и чертами лица, манерами, позами и голосом, антуражами и сюжетами клипов и фильмов.

 

Слева направо: Марлен Дитрих, Надя Ауэрманн

Как и любой другой продукт моды, культовый имидж может входить в моду, вызывая волну подражаний, а может становиться старомодным. Он может быть классическим, авангардным, консервативным. Он может быть и коммерческим, то есть широко эксплуатируемым в шоу бизнесе, модных журналах и рекламе. Он может быть надолго забытым, а затем заново воссозданным через многие сотни лет. Например, имидж супермена в исполнении Сталлоне и Шварценеггера на самом деле впервые появился еще в Древней Греции в варианте античного героя, имидж женщины-вамп — в средневековых сказках в виде классической ведьмы, образ романтической девушки — в рыцарских балладах, прототип светской львицы — римская патрицианка, а один из первых вариантов современного имиджа Nikita — Миледи де Винтер из романа Дюма «Три мушкетера».

Похоже, что культовые имиджи —  это, говоря языком психоанализа, что-то вроде архетипов, которые уже существуют в нашем подсознании, и мы извлекаем их оттуда по мере надобности, добавляя новые штрихи. Абсолютно нового в моде ничего не создается, но складываются невиданные ранее комбинации из первокирпичиков. И даже повторение с оттенком иронии приобретает иное качество, становясь стильным вариантом.

Что-ж, давайте и мы попробуем вспомнить прошлое и смешать его с настоящим, добавив немного иронии. Возможно, у нас получится своя собственная коллекция культовых имиджей. А первым экземпляром нашей коллекции будет образ Femme Fatale, который мы рассмотрим в ближайшей публикации.

 

Семинар Константина Богомолова «Стильный имидж: теория и дизайн» состоится в Иркутске 24—26 ноября 2010 г.

Программа семинара. Оформить предварительную заявку на участие можно ЗДЕСЬ.

Официальный представитель Bogomolov’ Image School в Иркутске: компания «ИРИДА», координатор Ирина Виниченко, тел. (+7902) 1718028, (3952) 54-67-89, irida-irkutsk@yandex.ru.

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера