ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

09.12.2010

Образ Женщины-Вамп, в статье Константина Богомолова

Продолжаем публикацию статей из цикла «Индустрия культовых имиджей», автор — Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель Bogomolov’ Image School (Рига, Латвия).

Константин Богомолов

VAMP — КОКТЕЙЛЬ ИЗ МИСТИКИ И СЕКСА

Как и большинство культовых имиджей в истории моды, образ Женщины-Вамп сошел с кинопленки: в 1915 году в американский кинопрокат был выпущен фильм студии Fox «A fool there was» («То был дурак»). В главной роли выступила загадочная особа с темным прошлым, зловещим настоящим и гипнотизирующим взглядом обведенных темными кругами глаз. Ее имя было Теда Бара. Первая поименованная Женщина-Вамп в истории.

Женщина по имени «Смерть»

Это было типичное голливудское немое кино, с огромным количеством штампов и общих мест. Однако за несколько месяцев проката фильм принес студии Fox, находившейся тогда не в самом блестящем финансовом положении, 250 миллионов долларов — неслыханную по тем временам сумму. Звездой фильма стала до той поры никому не известная, непонятно откуда взявшаяся актриса Теда Бара.

Она была не похожа ни на остальных героинь, ни на простых смертных женщин: Теда родилась от матери-француженки и взгляда каменного сфинкса в лунную ночь в египетской пустыне. Она жила в нереальном замке, где у ее ног копошились змеи, а в клетках рычали тигры. Она курила кальян и сигары и говорила хриплым голосом, периодически впадая в транс, — и именно в таком виде являлась перед объективами фоторепортеров. Заинтригованные зрители очень быстро обнаружили зашифрованную в имени Theda Bara анаграмму Arab Death, что в переводе с английского означает «арабская смерть».

 

Theda Bara

Образ тут же получил название Vamp — сокращенное от «вампир»: актриса играла в кино и публичной жизни коварное существо в женском обличье, которое хладнокровно использует мужчин для достижения своих корыстных целей, высасывает из них энергию, кровь и деньги, разрушает семьи. И делает все это (в отличие от уже появившегося в ту эпоху образа страдающей «Femme Fatale» — «Роковой Женщины») с нескрываемым наслаждением, упиваясь своей властью над сильным полом. На волне зарождающейся эмансипации 1910-х гг. воплощенный Тедой Бара образ не только завоевал воображение мужчин, покоренных исходящим от него вызовом и нескрываемым эротизмом, но и пленил умы женщин, жаждавших доказать свою самостоятельность и продемонстрировать мужчинам свою власть над ними.

Образ, который придумал Фокс

Многие из этих женщин и мужчин были бы очень удивлены, если бы узнали, что и название, и сам образ со всеми его атрибутами были придуманы одним человеком: это Вильяму Фоксу, заметившему в одной из театральных постановок актрису Теодосию Гутман, которая обладала круглыми формами и сомнительными актерскими способностями, пришла в голову идея, как слепить из нее коммерческий продукт. Вдохновение на создание имиджа господин Фокс почерпнул из поэмы Редьярда Киплинга «Вампир», а сократив на американский манер слово, он получил и звучное имя для него.

Остальное было делом техники: освещения, костюмов и макияжа — весьма специфического. У Женщины-Вамп бледное лицо, четко очерченные кроваво-красные губы и густо накрашенные глаза. Последнее было удачной находкой гримеров Теды Бара: именно тяжелая тень вокруг ее глаз создавала необходимую мистичность и загадочность образа.

В основном Теда Бара фигурировала в исторических костюмных драмах: она играла Кармен, библейскую Саломею, Даму с камелиями и, конечно же, Клеопатру. Да, она стала первой, кто воплотил на экране образ легендарной царицы Египта. Фильм вышел в 1917 году и стал самым знаменитым в ее коллекции. Это был чистый китч: создатели начисто игнорировали в нем историческую достоверность, путая века и даже тысячелетия, наряжая героиню в костюмы Нефертити, в то время как Клеопатра была современницей Римской Империи и, соответственно, одевалась и причесывалась по римской моде. Но воплощенный Тедой Бара образ повлиял на все последующие экранизации, и вплоть до сегодняшнего дня большинство людей представляют себе Клеопатру именно такой.

Фактически это был первый в истории пример того, что сегодня мы называем имиджмейкингом: для дочери польского евря-иммигранта был придуман, продуман и создан искусственный имидж, включавший комплексную легенду — от таинственной истории о появлении на свет до мельчайших деталей незаурядного быта и неординарной внешности. Сейчас такие пиар-технологии стали обычным явлением в шоу-бизнесе, а тогда публика поверила в созданную киношниками сказку и создала вокруг таинственной Теды ажиотаж. Но даже те, кто не поверил, шли в кинотеатр посмотреть на легенду.

Из глубины веков

На самом деле история созданного Уильямом Фоксом образа Женщины-Вамп более давняя. В массовом сознании первый его прототип появляется в позднем средневековье — в пронизанную мистическим настроением эпоху Готики. Речь идет о средневековой Ведьме — весьма популярной героине готических легенд и сказок.

Это не состарившаяся Баба-Яга с совой на плече, а ведьма молодая и сексуальная, опасная и магнетичная. Она привлекает своей загадочностью и щекочущей нервы угрозой расплаты за связь с ней, цена которой — потеря головы (или ведьма ее на кол наденет, или инквизиция сошлет на костер потерявшего голову грешника). Вот откуда авторы образа Теды Бара взяли все его компоненты — пожалуй, кроме визуальных. Ведь в средние века «носить» имидж ведьмы было, мягко говоря, небезопасно.

От великого — до смешного

Но вернемся в ХХ век. Вплоть до окончания эры немого кино имидж Vamp царит на экранах — не только в исполнении Теды Бара, но и в могочисленных подражаниях ей. В 1920-е годы большинство киноактрис оказались похожи друг на друга как сестры-близнецы, появляясь на экране с черными кругами вокруг глаз, строго очерченными темными губами и бледным лицом. Так выглядели многие: Пола Негри, Глория Свансон, в российском кинематографе — Вера Холодная.

 

Pola Negri, Gloria Swanson

Не удивительно, что уже к середине 20-х годов этот образ надоедает и начинает казаться старомодным. Теду Бара постепенно забывают. Мало кто знал, что в 1919 году актриса вышла замуж, со временем родила детей и, прекратив сниматься, тихо поселилась в районе Беверли-Хиллз, где повела жизнь добропорядочной еврейской мамаши и верной жены — и никто даже из ее ближайших соседей не догадывался, что рядом с ними проживает сама великая вампиресса Теда Бара. Теодосия Гутман сумела мастерски сыграть придуманный имидж, при этом у нее хватило здравого смысла и рациональности не стать его жертвой, сделав своим вторым «я», как это часто происходило в Голливуде.

Но, уйдя с больших экранов, образ Vamp не умер окончательно — в виде многочисленных пародий и карикатур он надолго переселяется в комиксы наподобие «Семейки Адамс», в ситкомы и юмористические телевизионные шоу. Самым ярким примером подобного жанра является знаменитое телешоу 1950-х годов — «Шоу Вампиры», ведущей которого была актриса Майла Нурми. Пердвигаясь в тумане среди паутины, Майла-Вампира представляла зрителям старые фильмы ужасов, а заодно демонстрировала свою затянутую в корсет сногсшибательную фигуру, экстремальный «вампирический» макияж и чудовищно длинные ногти.

 

Maila Nurmi

Долгое время имидж Vamp оставался лишь экзотикой на экране, не имея никакого отношения к реальной моде. До его перехода в фэшн-индустрию оставалось еще несколько десятилетий.

Вампиры среди нас

Только в 80-е годы XX века реальные женщины осмелились примерить этот образ. Тогда в моду входит смесь агрессии, мистики и сексуальности — и имидж Женщины-Вамп переступает рамки киноэкрана и занимает свое место в коммерческой моде. Темные тени, макияж «кошачий глаз», черные волосы, бледное лицо фигурируют на страницах журналов мод, подиумах, в музыкальных видеоклипах и кинематографе (в последнем становится популярен жанр фильмов о вампирах). Тогда же имидж в прямом смысле выходит на улицы — именно в 1980-е годы зародилась субкультура готов.

 

В этот период в облике Женщины-Вамп появляется Грейс Джонс в фильме «Вампир» 1986 года — будучи темнокожей, она выбелила лицо гримом, чтобы передать мистичность облика. Еще примеры — Изабелла Росселлини в «Смерть ей к лицу», Анжелика Хьюстон в очередной экранизации «Семейки Адамс», Шер и Мадонна во многих клипах и фильмах. Но самое знаменитое визуальное воплощение имиджа Vamp создала в 1988 году Кассандра Петерсон в фильме «Эльвира, повелительница тьмы», спародировав образ Майлы Нурми из «Шоу Вампиры» 1950-х.

  

Angelica Houston, Madonna, Cassandra Peterson

Не будет преувеличением сказать, что имидж Вамп является одним из самых растиражированных секс-символов нашего времени. Его с успехом демонстрируют в своих коллекциях известные кутюрье (особенно Тьерри Мюглер и Джон Гальяно), а также активно эксплуатирует эротическая и порно индустрия. Он достаточно популярен и в реальной жизни, чему подтверждение — очередное поколение «готов».

Да, образ Vamp по-прежнему имеет право на существование. Но при условии, что его «носительница» вкладывает в этот имидж хотя бы немного иронии. Если имидж слишком буквален и стереотипен — он не только неинтересен, но даже рискует показаться смешным. Он трогательно нелеп, лишенный сексуальности (как у играющих «по-взрослому», но инфантильных подростков-готов), и скучен, лишенный мистики, — а потому вызывает лишь недоумение, если «надет» не к месту.

Nail-дизайн: мастера компании «Оле Хаус», г. Иркутск:

   

 

Другие статьи из цикла «Индустрия культовых имиджей»:

Lolita — смесь невинности и порока

Имидж Macho — самец в превосходной степени

Miss Secret Agent — женщина с привкусом интриги

Platinum Blonde — лучший подарок для мужчины

Femme Fatale — драма с несчастливым концом

Индустрия модных имиджей

 

Иркутский филиал Bogomolov’ Image School: компания «ИРИДА», координатор Ирина Виниченко, тел. (+7902) 1718028, (3952) 54-67-89, irida-irkutsk@yandex.ru.

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера