ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

28.10.2010

Имидж Роковая Женщина - в статье Константина Богомолова

Продолжаем публикацию статей из цикла «Индустрия культовых имиджей», автор — Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель Bogomolov’ Image School (Рига, Латвия).

Константин Богомолов

FEMME FATALE — ДРАМА С НЕСЧАСТЛИВЫМ ФИНАЛОМ

Femme Fatale, Роковая Женщина — таинственная, недоступная, одинокая, приносящая несчастье... Этот культовый имидж впервые появляется еще в середине XIX века. Но не в реальной жизни и не в моде, а в литературе. Его придумали писатели и драматурги. Они же придумали этому персонажу имя — Femme Fatale. Это дама, встреча с которой становится роковой для героя сюжета: растраченная казеная касса, преступление, дуэль, тюрьма, самоубийство... Исход всегда фатальный, а не редко и летальный.

Но литературный персонаж и модный имидж — это не одно и то же. С точки зрения сюжета к Роковым Женщинам можно было бы отнести и Клеопатру, приведшую к краху Антония, и Лолиту, погубившую жизнь Губерта, и Кармен, и Настасью Филипповну, и даже Снежную Королеву, влечение к которой чуть было не стоило жизни мальчику Каю. В мировой литературе, кинематографе и в реальной жизни найдется немало вампиресс, светских львиц, стерв и скандальных теток, которые погубили жизни многих подкаблучников.

Совсем другое дело — модный имидж Femme Fatale. Для моды сюжета недостаточно, ей нужен визуальный образ. И он появляется уже в XX веке — в Голливуде 1930-х годов. А самое совершенное его воплощение создает шведская девушка Грета Гюставсон, вошедшая в историю под именем Греты Гарбо.

Когда современные журналисты бесконечно повторяют переписанную друг у друга фразу: «Грета Гарбо — гениальная актриса XX века», создается впечатление, что они не видели ни одного ее фильма. На мой взгяд, актерская игра Гарбо была, мягко говоря, далека от гениальности: штампы, фальшь, искусственность. Но гениальным был ее имидж. Ведь стильный имидж — это такое же произведение искусства как, скажем, картина, симфония или поэма. И это не меньший вклад в культуру цивилизации, чем талантливо сыгранная роль.

Грета Гарбо играет плохо, но до чего же сама она хороша! Какая гармония аскетичных черт лица и изысканного ракурса, холодного взгяда и черной линии на усталых вéках, низкого голоса и четко очерченных губ! Но главная заслуга Гарбо в том, что ей удалось выразить визуально весь диапазон ассоциативных характеристик имиджа Роковой Женщины: драму, одиночество, холод, недоступность, тайну и обреченность. Все это можно прочесть только лишь в ее лице, даже не вникая в сюжет. Да и сам этот диапазон ассоциаций был создан Гретой Гарбо. Поэтому не будет преувеличением сказать, что она является первой создательницей имиджа Femme Fatale.

До Греты Гарбо это словосочетание имело очень расплывчатый смысл, им называли любой женский образ, в котором была опасность, стервозность или вампиризм. Гарбо навела порядок и своим имиджем внесла в эти слова конкретное содержание. В ее исполнении Роковая Женщина в отличие от Женщины-Вамп, Светской Львицы или Классической Стервы не преследует корыстных целей, не использует мужчин ради денег или власти и не пьет их кровь. Она обрекает их на страдание, потому что сама обречена. А если она и бывает холодна или жестока, то вовсе не из-за дурного характера. В ее прошлом есть некая ужасная тайна, трагическая причина, заставившая ее стать такою. Рок, судьба, фатум.

Имидж Роковой Женщины даже с натяжкой нельзя назвать сексапильным или обольстительным. Она холодна но при этом парадоксально магнетична. Она влечет к себе не обещанием легких наслаждений, но интригующей тайной и предчувствием опасности. Иными словами, яркая неоновая надпись у входа в пропасть «Не приближайся — смертельно опасно!» является лучшей приманкой для романтически настроенных искателей приключений.

Впрочем, это описание не является пересказом сюжетов фильмов Греты Гарбо, — это лишь ассоциации, которые вызывал у зрителей ее образ, одетый в костюмы и монологи Маты Хари, Маргариты Готье, Анны Карениной, балерины Грушинской или королевы Кристины. При этом главным элементом визуального облика Гарбо были не ее платья или прически, а глаза, — точнее, макияж глаз. Четкая черная линия, проведенная по верхнему веку и на несколько миллиметров опускающаяся вниз у внешних уголков глаз. Именно в этих миллиметрах — секрет драматического магнетизма ее взгляда. Страдание, одиночество и изысканный холод были нарисованы на ее лице черным лайнером возле ресниц.

Благодаря Грете Гарбо имидж Femme Fatale становится фантастически популярным и вызывает волну подражаний. Прежде всего в самом Голливуде — в имидже актрис 1930-х годов: Анны Стен, Таллулы Бэнкхед, Джоан Кроуфорд, Нормы Ширрер и, конечно, Марлен Дитрих. И хотя Дитрих в отличие от Гарбо не обладала безупречностью черт лица, именно она довела этот образ до культового совершенства. Ради имиджа Femme Fatale, подчинившись диктату режиссера Йозефа фон Штернберга, ей пришлось похудеть на десяток килограмм и сделать пластическую операцию. Кстати, фон Штернберг добавил к арсеналу визуальных средств Роковой Женщины еще один секрет — верхний свет в крупных планах. В луче направленного сверху жесткого света простоватые черты лица Марлен Дитрих превращались в безупречную холодную и таинственную маску.

 

Но при этом имидж Дитрих не был точной копией Греты Гарбо. В ее исполнении Роковая Женщина приобретает оттенки рафинированной богемной изысканности и томной чувственности, а вместо мелодраматического страдания — какое-то удивительное только ей присущее декадансное безразличие. Ее чуть-чуть насмешливый взгляд будто говорил: «Нет смысла сопротивляться Року. Я обречена. И ты, полюбивший меня, — обречен вместе со мной».

Популярность имиджа Femme Fatale привела его даже в советский кинематограф, правда всего один-единственный раз — в фильме «Цирк» 1936-го года в исполнении Любови Орловой. Поскольку советская труженица не могла быть роковой по определению, режиссеру Григорию Александрову пришлось придумать для Орловой соответствующий персонаж: Марион Диксон — заграничная цирковая звезда с ужасной тайной в прошлом. Правда, сюжет этого фильма — чуть ли не единственный в истории пример, когда роман с Роковой Женщиной заканчивается хэппи-эндом: Femme Fatale выходит замуж, принимает советское гражданство и меняет имидж на более оптимистичный.

Не только кинематограф, но и коммерческая мода 1930-х годов подхватывает и тиражирует этот имидж. Он появляется на обложках модных журналов, в рекламе одежды, косметики и духов, на почтовых открытках. В реальной жизни образ Femme Fatale не прижился, ибо следовать ему было слишком хлопотно и непрактично. Зато стало модно воплощаться в Роковых Женщин на фотографиях для семейных альбомов, заимствуя макияжи, технику света, позы и ракурсы у Греты Гарбо, Марлен Дитрих и Любови Орловой.

Femme Fatale выходит из моды резко — в 1939-ом году, а виною тому — Вторая Мирова война. Вместо «Женщины, погубившей твою жизнь» в моду входит «Девушка, которая ждет тебя с фронта». Грета Гарбо уходит из кино, Марлен Дитрих перебивается ролями во второстепенных комедиях. В кинематограф, в журналы мод и семейные альбомы приходит новый типаж — круглолицая простушка-хохотушка вроде Бэтти Грейбл или Людмилы Целиковской в платье в горошек с рукавами-фонариками и в белых носочках. Роковая Женщина на многие годы становится синонимом старомодности.

Чтобы «старое» опять стало «новым» оно должно быть как следует забыто. Это происходит только к 1970-ым годам. Но к тому времени благодаря сексуальной революции человечество уже разучилось умирать от любви. Мелодраматические страсти довоенного кино у нового поколения вызывают лишь улыбку. Зато визуальный образ Femme Fatale опять начал казаться стильным, правда, исключительно в номинации «ретро».

В виде ностальгических черно-белых стилизаций он опять вернулся в коммерческую моду и шоу-бизнес, где и по сей день занимает одно из самых почетных мест. Видеоклипы Мадонны, фотосессии с Надей Ауэрманн в исполнении Стивена Мейзеля, театрализованные показы мод Тьерри Мюглера и Джона Гальяно без устали эксплуатируют образ Роковой Женщины, внося в него все новые и новые оттенки. Школы стилистов и фэшн-фотографов включают «зачет по Femme Fatale» в свои учебные программы.

 

Что-ж, видимо магнетизм тайны, драмы и одиночества не утратил своей актуальности и в XXI веке.

 

Семинар Константина Богомолова «Стильный имидж: теория и дизайн» состоится в Иркутске 24—26 ноября 2010 г.

Программа семинара. Оформить предварительную заявку на участие можно ЗДЕСЬ.

Официальный представитель Bogomolov’ Image School в Иркутске: компания «ИРИДА», координатор Ирина Виниченко, тел. (+7902) 1718028, (3952) 54-67-89, irida-irkutsk@yandex.ru.

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера