ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

23.12.2010

Образ Lady — формула чистого шика, в статье Константина Богомолова

Продолжаем публикацию статей из цикла «Индустрия культовых имиджей», автор — Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель Bogomolov’ Image School (Рига, Латвия).

Константин Богомолов

LADY  — ФОРМУЛА ЧИСТОГО ШИКА

На первый взгляд, родина этого имиджа — Викторианская Англия, где собственно и возникло словосочетание «настоящая Леди». Но это не совсем так. Ведь вплоть до конца XIX века слово Lady еще не означало никакого конкретного визуального образа, а являлось просто синонимом аристократического британского происхождения.

Лишь на закате Викторианской эпохи это слово приобретают новый смысл. Причем, заслуга в этом принадлежит не консервативной Англии, а демократичной Америке, в которой, как известно, мало кто мог похвастаться дворянской родословной. Недостаток голубых кровей женщины из разбогатевших американских семейств компенсируют имиджем Lady, позаимствованным у Старого Света. Отныне под этим именем подразумевают уже не титул, а хорошее воспитание, сдержанный вкус и благородные манеры независимо от происхождения.

Был ли этот имидж модным? Скорее — обязательным. Ибо представлял собой наилучшее визуальное воплощение буржуазно-пуританской морали. Но авангардная мода первой половины XX века изо всех сил старалась свергнуть образ Леди с узурпированного им пьедестала. Салонно-кокаиновый декаданс 1910-х годов, джазовая раскрепощенность 20-х, голливудский гламур 30-х давали совершенно иные ориентиры для модных подражаний. Долгое время имидж Леди считался чем-то консервативным (если не старомодным), а в военное время — даже непатриотичным.

Ситуация меняется лишь после Второй мировой войны, а точнее — к концу 1950-х. Викторианские традиции опять диктуют нормы поведения. Растет благосостояние, а вместе с ним — стремление это благосостояние продемонстрировать. В Букингемском дворце воцаряется молодая королева Елизавета II. А в Париж из добровольной ссылки возвращается Шанель и создает свой легендарный маленький костюм. И в этот момент имидж Леди становится массово модным.

Но лидером этой моды была вовсе не Франция и даже не Англия, а, как обычно, Америка: именно здесь на рубеже 1950-х и 60-х годов появляются самые культовые иконы образа Леди — Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди — и вызывают волну подражаний по всему миру. Даже образ английской королевы Елизаветы II, которая имела на имидж Lady «право по рождению», был визуально вторичным по сравнению с американскими прототипами.

 

Grace Kelly

Кстати, маленький костюм Шанель коммерчески модным делают тоже американцы (парижане его поначалу вообще не заметили). Если бы не американские заказы и инвестиции, Дом Chanel могло бы ожидать разорение. Благодаря Америке «little suit by Chanel» на долгие годы станет основной униформой для Lady всех стран, национальностей и социальных кругов.

Мода 60х

Главные черты ассоциативного образа Леди — это аристократизм и рафинированная элегантность. В нем также присутствует праздность и даже шик, но непременно — чистый и сдержанный шик. В отличие от Светской Львицы имидж Леди не демонстрирует ни власти, ни надменной сексуальности. Вместо них — естественная женственность, отполированная благородством.

Во внешнем облике Lady в равной степени важны и изысканные манеры, и безупречный гардероб. Пожалуй, трудно найти другой имидж, в котором визуальные формы костюма были бы установлены так же четко и конкретно, как в образе Леди. В ее костюмах и маленьких платьях — гармония лаконичных линий и чистых оттенков — шампанского, лососи, ментола, карамели. А еще сочетание темно-синего и молочно-белого, столь любимое принцессой Грейс. В макияже — чистота и ухоженность без ярких сексуальных акцентов. И, конечно, аксессуары: перчатки, сумочка, шляпка и жемчуг.

Кстати, не случайно жемчуг становится своеобразным символом этого имиджа, и это нельзя объяснить только лишь коммерческой модой. Видимо, перламутровое сияние вызывает у нас ассоциации благородства, шика и чистоты, столь уместные в образе Lady.

Одним из самых совершенных воплощений этого имиджа несомненно была Жаклин Кеннеди в начале 1960-х. Секрет безупречности ее образа не только в хорошем гардеробе от Олега Кассини, Юбера Живанши и Коко Шанель. Жаклин обладала очень тонким чувством стиля, который повлиял и на вкусы ее современниц, и на творчество многих кутюрье. Пожалуй, она и сама могла бы стать великим стилистом, если бы вдруг однажды выбрала эту карьеру, а не путь денег и власти. Возможно, именно этим нереализованным талантом объясняются баснословные траты Жаклин на одежду, которые приводили в ужас даже Аристотеля Онасиса.

 

Jackie Kennedy

Не меньшее влияние на моду оказывал (и продолжает оказывать по сей день) образ голливудской актрисы Одри Хепберн, названной журналом Vogue барометром моды 60-х. Впрочем, ее имидж — это результат творческого союза двух талантливых людей — самой Одри и ее стилиста Юбера Живанши. В течение целого десятилетия мисс Хепберн демонстрировала с экрана огромное количество маленьких платьев и костюмов, пальто и шляпок, созданных неистощимой фантазией Живанши. И толпы женщин по всему миру еще и еще раз шли на «Завтрак у Тиффани», «Шараду», «Как украсть миллион» не только ради занимательного сюжета, но и за новыми тенденциями моды.

  

Audrey Hepburn

Но заслуга Одри в создании имиджа Lady не исчерпывалась демонстрацией элегантных нарядов. Она внесла в этот некогда чопорный и холодный имидж оттенок детского легкомыслия, дерзости очаровательной угловатости. Она смахнула с образа Леди викторианский нафталин и сделала его по-настоящему современным. Между прочим, именно имидж «Audrey Look» — сочетание аристократической элегантности с хулиганскими манерами — впоследствии был позаимствован Джулией Робертс в фильме «Pretty Woman» 1990-го года.

Но вернемся в 60-е. Популярность имиджа Леди в это время не знает границ. Его придерживаются не только представительницы высшего общества, но и домохозяйки, и учительницы. А французская авиакомпания Air France даже положила его в основу профессионального имиджа своих стюардесс.

В Советском Союзе времен хрущевской оттепели образ Леди большого распространения не получил. Отчасти, потому что выглядел слишком уж буржуазно-капиталистическим, а в основном — потому что компоненты его советским женщинам были мало доступными. И не только костюм в стиле Chanel и туфли-лодочки, но и манеры —  их у портнихи не сошьешь. Но один пример все же имеется — это имидж Эдиты Пьехи начала 60-х. Ее хорошо сшитые костюмчики с рукавом «три четверти» в сочетании с иностранным акцентом создали ей репутацию самой элегантной женщины СССР.

Господство имиджа Lady заканчивается в конце 60-х. Антибуржуазные настроения поколения хиппи свергают его с модного олимпа и превращают в символ консерватизма и реакционности. Конечно, этот образ полностью не исчезает (и, наверное, не исчезнет никогда). Но в 1970-е годы его донашивают лишь дамы элегантного возраста и представительницы европейских королевских династий. Имидж Lady фактически становится одной из норм светского этикета, который, как известно, моде не подчиняется.

Но зигзаги моды порой непредсказуемы. На рубеже 1980-х и 90-х годов образ Леди торжественно возвращается, а заслуга в этом принадлежит одной женщине — принцессе Диане.

 

Lady Diana

Конечно, нет ничего удивительного в том, что молодая принцесса Уэльская облачилась в имидж Lady — она лишь последовала требованиям протокола подобно многим другим представительницам британских аристократических семейств. Но только ей удалось сделать этот консервативный образ вновь актуальным. Это стало возможным благодаря нескольким причинам.

Во-первых — фантастическая популярность личности самой Дианы, соперничающая с популярностью кинозвезд и топ-моделей. Во-вторых, в 80-е в моду вновь возвращаются тенденции буржуазного шика. Но в имидже Дианы эти коммерческие мотивы соединились с оттенками ретро 60-х (костюмы a-la Chanel, перчатки, шляпки, жемчуг), придав ее образу одновременно актуальность и ностальгическое очарование. А в-третьих, на Диане имидж Леди смотрелся по-настоящему стильно и индивидуально — с легкой угловатостью манер, детской робостью взгляда и прелестными ошибками в протоколе.

В то время не редко можно было услышать мнение, что имидж Lady D — это искусственный результат работы стилистов и имиджмейкеров, а сама принцесса не обладала, мол, хорошим вкусом. Что ж, пожалуй, в сравнении с Жаклин Кеннеди, Диана не могла похвастаться тонким чувством стиля. Но у нее был другой не менее ценный талант — она была очень талантливой клиенткой имидж-дизайнеров. А это значит — она умела правильно выбрать стилиста, а главное — в точности следовать его рекомендациям, что и позволило ей завоевать титул одной из самых стильных женщин XX века.

Возможно, именно благодаря Диане имидж Lady все еще не забыт. Конечно, его уже не встретишь на каждом шагу. Словосочетания «настоящая Леди», «хорошо сшитый костюм» и «безупречные манеры» перешли в категорию ретро. Праздность и аристократизм уступили свое место деловитости и независимости современных Business Ladies. И все же образ Леди жив — на элегантных светских приемах и на страницах глянцевых журналов, посвященных рекламе товаров класса люкс.

Другие статьи из цикла «Индустрия культовых имиджей»:

Vamp — коктейль из мистики и секса

Lolita — смесь невинности и порока

Имидж Macho — самец в превосходной степени

Miss Secret Agent — женщина с привкусом интриги

Platinum Blonde — лучший подарок для мужчины

Femme Fatale — драма с несчастливым концом

Индустрия модных имиджей

 

Иркутский филиал Bogomolov’ Image School: компания «ИРИДА», координатор Ирина Виниченко, тел. (+7902) 1718028, (3952) 54-67-89, irida-irkutsk@yandex.ru.

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера