ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

11.11.2010

Имидж Женщина Секретный агент — в статье Константина Богомолова

Продолжаем публикацию статей из цикла «Индустрия культовых имиджей», автор — Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель Bogomolov’ Image School (Рига, Латвия).

Константин Богомолов

MISS SECRET AGENT — ЖЕНЩИНА С ПРИВКУСОМ ИНТРИГИ

Этот образ известен в истории под разными именами: Mata Hari, James Bond Girl, Nikita. Одним словом Мисс Секретный Агент. Она таинственна и опасна, холодна и элегантна, сексуальна и умна... Нет, речь идет вовсе не о профессиональном имидже сотрудницы секретных служб, от которой требуется быть обыденной, серой и незаметной. Культовый образ Miss Secret Agent сформировался исключительно в шоу-бизнесе и стал одним из секс-символов XX века.

Леди Уинтер

Впрочем, история этого имиджа начинается еще в XIX веке, а точнее — в 1844 году, когда увидел свет роман Александра Дюма «Три мушкетера». Его героиня Леди Уинтер стала первым в истории прототипом имиджа Miss Secret Agent. Дюма наделил ее магнетической таинственностью, опасностью, авантюризмом и безупречной элегантностью. Но главное — она в равной степени сексуальна и умна (да еще и блондинка в придачу). Весьма смелое сочетание качеств для XIX века (не говоря уж о XVII-том, в котором происходило действие романа). Сексуальная раскрепощенность и интеллект в женском имидже тогда еще не вошли в моду.

Lana Turner в роли Миледи

Что ж, Александр Дюма фактически опередил моду лет на сто, воплотив в образе Миледи главные принципы грядущей эмансипации XX века. Правда, ему пришлось сделать этот персонаж откровенно отрицательным, а финал жизни Миледи весьма трагичен и поучителен. Но вряд ли Дюма осознавал то, что он оказался имиджмейкером-авангардистом, а созданный им продукт вышел за рамки литературного жанра и превратился в модную икону. Остальное — история. Декоративные наряды XVII века сменил элегантный минимализм XX-го, вуаль была заменена черными очками, кинжал — пистолетом. Неизменным оставался лишь один (но самый главный) компонент — сексуальная интрига в сочетании с интеллектом.

Мата Хари

Подражание образу Миледи не ограничилось лишь литературой, шоу-бизнесом и модной индустрией. История помнит также воплощение этого имиджа в реальной жизни — легендарная Мата Хари. Исполнительница чувственных восточных танцев и по совместительству международная шпионка периода первой мировой войны. В действительности же она была дорогой куртизанкой, а имидж Miss Secret Agent использовала в качестве профессионального пиара. Правда, Мата Хари слишком преувеличивала свою роль в секретных службах, за что и поплатилась — была расстреляна в Париже в 1917 году. Но миф о самой знаменитой шпионке века пережил ее саму.

Именно этот миф (а не реальный персонаж) лег в основу голливудской экранизации истории Маты Хари, вышедшей в 1931 году. Исполнительница главной роли Грета Гарбо, конечно, добавила к имиджу Miss Secret Agent значительную дозу драматизма в духе Femme Fatale. Но все остальные черты образа — интеллект, сексуальность, авантюризм — были позаимствованы у Леди Уинтер. Благодаря Грете Гарбо у имиджа Miss Secret Agent наконец появилось визуальное воплощение с полным набором классических атрибутов: завязка интриги в роскошном казино и незавершенный поцелуй, пистолетная стрельба и погоня на автомобилях, сногсшибательные наряды и секретное донесение, спрятанное в приколотый к корсажу бутон орхидеи. И роковая ошибка в финале, а именно — нарушение главной заповеди шпиона: «Не влюбляйся!»

Грета Гарбо в роли Маты Хари

Впрочем, в 1931 году весь этот комплект еще не был классикой, а представлял собой стопроцентный авангард. В штампы он превратится только лет через 30 благодаря киноэпопее о Джеймсе Бонде.

James Bond Girl

В 1962 году на экраны выходит «Доктор Нет» — первый фильм из будущей знаменитой бондианы. В небольшой роли — тогда еще мало известная актриса Урсула Андрес. Именно она открывает новый этап в визуализации образа Miss Secret Agent.

 

Урсула Андерс в фильме «Доктор Нет»

Роль Урсулы Андерс в этом фильме была мало выразительной, ее героиня не была шпионкой, а все самые зрелищные сцены (казино, автогонки и перестрелки) обошлись без ее участия. Но она стала суперзвездой благодаря единственному кадру: на 59-ой минуте фильма она появляется из морских волн — с мокрыми волосами и в элегантном купальнике цвета загара с кинжалом на бедре — воплощение чувственности, интриги и авантюризма. В этой версии имидж Miss Secret Agent приобрел черты воинственности. Это уже не просто элегантная дамочка с холодным взглядом, в ней появилась динамика и угроза.

Этой сцене суждено было стать культовой, в течение последующих четырех десятилетий она была растиражирована многочисленными подражаниями в кино, музыкальных клипах и журналах мод. И с этого момента имидж Miss Secret Agent приобретает свое новое имя: James Bond Girl. Для самой Урсулы Андрес этот образ становится профессиональным клише. Еще лет 15 режиссеры будут более или менее удачно эксплуатировать ее именно в этом амплуа. Наиболее известные примеры — фильмы «Казино Рояль» и «Девятая жертва».

Но главное — в 1960-е годы мода на этот образ приобретает массовые масштабы. Если во времена Греты Гарбо он был скорее исключением, то теперь становится одним из самых распространенных. На киностудиях всего мира снимают элегантные шпионские фильмы, в которых обязательно присутствует таинственная сексуальная блондинка, которая носит в сумочке секретный микрофильм, пистолетик с перламутровой рукояткой и ампулу со снотворным.

В Советском Союзе самой знаменитой James Bond Girl стала Светлана Светличная благодаря небольшому эпизоду в фильме «Бриллиантовая рука» 1968 года. Ее образ был задуман как комическая пародия на западные штампы, но подчас и пародия становится не менее стильной чем оригинал.

Кадр из кинофильма «Бриллиантовая рука»

К концу десятилетия жанр шпионских фильмов, а вместе с ним и имидж Miss Secret Agent, были затерты до дыр и деградировали до уровня фарса. Интеллект и тайна тоже выходят из моды, им на смену приходят банальный экшн, агрессия и утрированная сексуальность в стиле Ангелов Чарли 70-х годов.

Но в 1992 году этот культовый имидж вернулся в моду — в исполнении Шерон Стоун в фильме «Основной инстинкт». И хотя этот фильм был далек от шпионского жанра, а его главная героиня вовсе не секретный агент — она все же стала новой Миледи XX века. Вызывающе сексуальна и чертовски умна — настолько, что способна даже обмануть детектор лжи. Компоненты ее имиджа — скоростная езда, азарт в сочетании с холодным расчетом, нож для колки льда и таинственное прошлое. И, конечно, безупречная элегантность в стиле 60-х.

 

Шерон Стоун в фильме «Основной инстинкт»

С «Основного инстинкта» началась новая череда стилизаций на тему James Bond Girl. Это и Мадонна в фильме «Тело как улика», и Рене Руссо в «Афере Томаса Крауна», и Мерайя Кери в видиоклипе «Honey». Не говоря уже о модных журналах, подиумных шоу и рекламных роликах.

Никита

А в 1997 году у этого имиджа появилось новое имя — Никита, пришедшее из одноименного американского телесериала. Впрочем, авторство принадлежит вовсе не американцам, а французскому режиссеру Люку Бессону, снявшему свой фильм «Nikita» еще в 1989 году. Он-то и запустил в обиход это старинное русское мужское имя в качестве женского, позаимствовав его из популярной песни Элтона Джона. Но в фильме Бессона главная героиня в исполнении Энн Парильо не имела ничего общего с обсуждаемым имиджем — это была «Девочка, промокшая под дождем, которую научили убивать».

Американцы приобрели у студии Gaumont сюжет и выпустили коммерческий сериал, сохранив в имени героини традиционное французское ударение на последний слог — Никитá. Но ее образ у Люка Бессона брать не стали, а предпочли проверенный американский продукт — James Bond Girl. На мой взгляд, сериальная Никита — это самая блёклая версия этого имиджа. Пета Уилсон очень старательно изображала интеллект и секс, но, увы, не слишком убедительно. Зато остальные составляющие образа Miss Secret Agent были смонтированы вполне добросовестно.

 

Пета Уилсон в сериале «Никита»

И в XXI веке имидж Миледи не выходит из моды. И вовсе не потому, что среди женщин так популярна профессия секретного агента. Этот образ в действительности является отражением главной идеи эмансипации — быть равной мужчине, оставаясь при этом женщиной в высшей степени.

Nail-дизайн: nail-studio Avenue11, г. Иркутск.

 

Другие статьи из цикла «Индустрия культовых имиджей»:

Platinum Blonde — лучший подарок для мужчины

Femme Fatale — драма с несчастливым концом

Индустрия модных имиджей

 

Семинар Константина Богомолова «Стильный имидж: теория и дизайн» состоится в Иркутске 24—26 ноября 2010 г.

Программа семинара. Оформить предварительную заявку на участие можно ЗДЕСЬ.

Официальный представитель Bogomolov’ Image School в Иркутске: компания «ИРИДА», координатор Ирина Виниченко, тел. (+7902) 1718028, (3952) 54-67-89, irida-irkutsk@yandex.ru.

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера