ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

02.12.2010

Имидж Lolita — смесь невинности и порока, в статье Константина Богомолова

Продолжаем публикацию статей из цикла «Индустрия культовых имиджей», автор — Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель Bogomolov’ Image School (Рига, Латвия).

Константин Богомолов

LOLITA — СМЕСЬ НЕВИННОСТИ И ПОРОКА

Лолита — уменьшительный вариант испанского имени Долорес. Так назвал Владимир Набоков главную героиню своего романа «Lolita», увидевшего свет в Америке в 1958 году. Благодаря скандальному сюжету и эротическим сценам, роман мгновенно стал бестселлером... Сегодня найдется довольно много людей, не читавших роман, но имя Лолита знают все. Вряд ли Набоков мог предположить, что он даст имя одному из самых культовых имиджей второй половины XX века. Да и в XXI веке образ Lolita все еще на острие моды.

С легкой руки Набокова, рассказавшего миру провокативную историю любовных отношений юной нимфетки и стареющего мужчины, созданный им образ вышел за рамки литературного жанра. Что-то совпало — и общество, в котором в конце 50-х зарождался невиданный до тех пор молодежный бунт, подхватило его и превратило литературный персонаж в модную икону. В каком-то смысле Лолита даже стала предвестником образа хиппи, которые позаимствовали у нее упивающуюся собой инфантильность в сочетании с непослушанием и дерзостью.

Но для того, чтобы превратиться в модный продукт, образу было необходимо визуальное воплощение. Это произошло в 1962 году с выходом фильма Стенли Кубрика «Lolita», в котором дебютировала Сью Лион. Именно ее визуальный облик после выхода фильма на экраны становится первым образцом для многочисленных подражаний.

Sue Lyon

Но что же такого особенного в этой девушке-подростке? Секрет прост: смесь невинности и порока. Сочетание угловатой детскости и сексуальной провокации, беззащитности и вызова, школьного платья и губной помады. Каждая из этих составляющих была известна миру и раньше. Например, Baby Look (Девушка-Ребенок) — с белыми носочками, рукавами-фонариками и розовой конфеткой. Или ее антипод Bad Girl (Дрянная Девчонка) — с вульгарным макияжем и сигаретой. Но в Лолите эти противоположности соединились в невиданную ранее взрывоопасную смесь.

К середине 1960-х черты образа Лолиты уже вовсю примеряли многочисленные актрисы, певицы и модели. Прежде всего, это Твигги с ее невинными губами, взглядом испуганного ребенка и нарочито «грязным» макияжем на глазах. Бриджит Бардо, сочетавшая детскую капризность с сексуальной раскрепощенностью. Джейн Биркин, Миа Ферроу, Катрин Денев...

В конце концов имидж Lolita был подхвачен и растиражирован коммерческой модой 60-х. Ведь именно в это время впервые появляется знаменитая мини юбка! Слегка расклешенная и супер короткая, она напоминает одежду для девочек дошкольного возраста и вместе с тем — откровенно сексуальна. Беззащитная детскость и неприкрытый натурализм. Невинность и порок. Что ж, идеальный прикид для Лолиты.

Но любой продукт моды рано или поздно становится старомодным. Имидж Lolita выходит из моды уже к середине 70-х годов. Сью Лион и Твигги подросли. А быть Лолитой, когда тебе за 30, — нелепо и жалко.

Новое поколение, получив ту сексуальную свободу, за которую боролись хиппи, бэби-бумеры и лолиты 60-х, пользовалось сексуальностью уже как нормой. В ней уже не было ни протеста, ни провокации, ни соблазна недоступности и неправильности. Стиль «диско» 70-х доводит сексуальность до предельной откровенности, но при этом делает ее какой-то правильной, «взрослой» — разрешенной. Из нее исчезает детскость, а вместе с ней — и порочность.

Но образ возвращается в 90-е годы — мода, вместе с историей, делает очередной виток по спирали. Прошло 30 лет — подрастают внучки первых лолит. Которые, как это свойственно молодым, бросаются критиковать родителей: все, что было в 70-80-е годы, молодому поколению кажется слишком буржуазным, слишком прямолинейным, слишком правильным.

Американский дизайнер Келвин Кляйн одним из первых уловил новые настроения поколения 90-х и явил миру возрожденный образ Лолиты в лице угловатой англичанки Кейт Мосс. Именно он превратил ее в топ-модель, сделав главным персонажем своих рекламных кампаний и показов мод. Достаточно вспомнить скандально известную рекламу мужского аромата Obsession, в которой Кейт Мосс появляется обнаженной, лежа на черном диване. Диван по-мужски тяжел и лаконичен, обнаженное полудетское тело на нем выглядит почти целомудренно, но... в этом странном сочетании совершенно отчетливо читалась главная тема имиджа Lolita: контраст невинности и порока! И хотя Кейт Мосс тогда уже было 18 лет, Кляйна даже пытались обвинить в пропаганде педофилии.

Kate Moss

Благодаря Кейт Мосс, которую не редко называли «новой Твигги», в 90-е годы происходит настоящая революция в модельном бизнесе. Двери модельных агентств распахнулись для толп 15-летних нимфеток, и безупречным зрелым топ-красавицам пришлось сначала потесниться, а потом и вовсе уйти на пенсию.

Из мира моды эпидемия перекинулась и на шоу-бизнес. На волне популярности образа Лолиты в середине 90-х восходит звезда юной французской актрисы и певицы Ванессы Паради. Наиболее яркие примеры —  ее роли в фильмах «Белая свадьба» и «Элиза», в которых Ванесса очень точно но без намека на «ретро» воспроизвела гармонию контраста ангельской невинности и дьявольской порочности.

 

Vanessa Paradis

И, наконец, в 1997 году выходит очередная экранизация Набоковского романа «Лолита» — с Джереми Айронсом и Доминик Суэйн в главных ролях. Насчет художественных достоинств фильма споров было не мало. Но одно не вызывало сомнений: имидж Лолиты получился визуально безупречным и абсолютно современным, даже можно сказать — коммерчески модным. Лолита с детскими косичками и противной зубной пластинкой лежит на траве в откровенно прилипшем к телу мокром платье. Лолита в школьной форме бесстыдно и естественно задрала ногу, чтобы накрасить лаком ногти. Лолита сидит на краю постели — по-детски беспомощно и в невинно-белой ночной рубашке, а на ее губах размазана красная помада... Ну просто готовые картинки для журналов мод!

 

Dominique Swain

Из более поздних примеров можно вспомнить девочек из дуэта TATU и певицу Аврил Лавинь. Они создали в начале нового века более современную версию этого имиджа, не копируя ни Сью Лион, ни Твигги, ни Кейт Мосс. Образ Лолиты прочно закрепился в моде и фактически стал молодежной классикой.

 

Avril Lavigne, Tatu

Сегодня он уже не кажется таким опасным, таким скандальным, как это было 40 лет назад. Сегодня это уже норма. Имидж Lolita перестал быть средством для соблазнения взрослого мужчины — это просто способ самовыражения вчерашнего ребенка.

Наталья Водянова

Это образ, который всегда интересен своей возможностью микшировать контрасты, смешивать детскость с сексуальностью, правильность с провокацией, для которого нет единого клише, но есть масса возможностей находить все новые и новые рецепты. У него есть одно-единственное ограничение. По возрасту.

Nail-дизайн: nail-studio Avenue11, г. Иркутск.

Другие статьи из цикла «Индустрия культовых имиджей»:

Имидж Macho — самец в превосходной степени

Miss Secret Agent — женщина с привкусом интриги

Platinum Blonde — лучший подарок для мужчины

Femme Fatale — драма с несчастливым концом

Индустрия модных имиджей

 

Иркутский филиал Bogomolov’ Image School: компания «ИРИДА», координатор Ирина Виниченко, тел. (+7902) 1718028, (3952) 54-67-89, irida-irkutsk@yandex.ru.

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера