ВХОД
Голосом диктора Иркутского областного радио Галины Осиповой говорит детство. Ученица Юрия Левитана работает на радио уже 60 лет, но до сих пор не представляет своей жизни без эфира и радиослушателей. Она рассказала Irkfashion.ru, как пришла в профессию и чему научилась у голоса Великой Победы, в совместном проекте с ювелирным салоном премиум-класса «Династия».
Детство в годы войны
Я родилась в Иркутске в 1940 году, а уже через год началась Великая Отечественная война. И меня совсем малышом отдали в ясли. Хотя в Иркутске было спокойнее, чем на Западе, холод и голод я испытала. В пять лет уже умела самостоятельно затапливать печь, маленькими бидончиками возила на санях воду домой. Затем меня отдали в детский сад. В послевоенное время дома питание было скудным, а в детском саду кормили лучше. Нас сажали полукругом и давали каждому по ложечке рыбьего жира. И так каждый день. Я запомнила это на всю жизнь. В семь лет я пошла в маленькую начальную школу №40, а затем – в среднюю школу №57 рядом с автовокзалом, которую закончила в 1958 году.
С восьми лет я посещала различные кружки при Дворце пионеров. Там мы учились художественному слову у великолепного педагога Веры Александровны Измайловой, которая закончила Коллеж де Франс и очень хорошо знала русский язык.
Уроки с Юрием Левитаном
Впервые я попала на радио в 1948 году, когда во Дворец пионеров пришла редактор, чтобы подобрать детей для работы в передаче «Звездочка». Так я получила свою первую работу на радио. Я вела передачи, посвящённые октябрятам, а повзрослев, стала читать передачу «Пионерский костер», которую вели дети вместе с актером Владимиром Малининым. В 1958 году я окончила школу, поступила в Иркутский педагогический институт, и в том же году был объявлен конкурс дикторского мастерства. Из 200 женщин выбрали меня, в 17 лет приняли сначала стажером на радио, а через два месяца – в штат. И вот уже 60 лет я на Иркутском радио.
Здесь с нами очень много работали: ставили голос, артикуляцию, постоянно заставляли читать скороговорки и особое внимание уделяли дыханию. Дыхание у диктора должно быть диафрагмальным, глубоким. Берешь воздух в легкие и на протяжении минуты уже не дышишь. Очень большая школа дикторского мастерства! А в 1964 году меня отправили в Москву на курсы повышения квалификации, где я познакомилась с Юрием Борисовичем Левитаном. После этого он приезжал в Иркутск для работы с дикторами Иркутского областного радио – четырьмя мужчинами и четырьмя женщинами. Он нам ставил голос, учил правильно произносить очень сложные слова, а еще логическому чтению.
Логическое чтение – самое главное в мастерстве диктора. Мы должны донести мысль до слушателя так, чтобы он понял, о чем мы рассказываем. Дикторское искусство стоит на трех китах: о ЧЕМ я хочу рассказать, КОМУ я хочу рассказать и ЗАЧЕМ я хочу рассказать. Я должна читать так, чтобы меня поняли, ведь если человек читает газету, и он что-то не понял, то он может еще раз перечитать, а на радио такой возможности нет.
Юрий Левитан был очень выдержанным, интеллигентным, умным и корректным человеком. Он никогда не делал замечание просто так, прежде он извинялся. Он говорил: «Мне немного не понравилась ваша фраза. Пожалуйста, произнесите сейчас правильно». Эта его корректность просто покоряла. Он был доброжелательный и открытый человек. Жизнь у Юрия Борисовича была сложной. Несмотря на то, что он прошел всю войну и был национальным героем, в личной жизни у него было много неприятностей. В работе он всегда был строг. Перед тем как сесть к микрофону, несколько раз вслух прочитывал текст. Он говорил, что невозможно найти нужную мысль в тексте, если читать его про себя. Также с ним было интересно в личной беседе. Юрий Борисович был таким же простым человеком, как все, а нам казалось, что он какой-то необыкновенный. Мы все были им очарованы и даже немного влюблены.
Закат дикторского искусства
На Иркутском областном радио у нас было колоссальное количество передач – для детей и юношества, информационных, музыкальных и литературных программ. Мы также читали тексты к операм, спектаклям, закадровые тексты. Иркутское радио работало с 5:30 до 12:00, затем небольшой перерыв, в 17:00 мы вновь выходили в эфир, и заканчивались радиопередачи в 00:00.
Мы всегда работали только в прямом эфире. Даже концерты по заявкам и литературные передачи читались без записи. К нам часто приходили актеры, читали рассказы, разыгрывали спектакли. При нашей студии с 1939 года был симфонический оркестр, но в 1960 году его упразднили, потому что появились записи симфонической музыки и спектаклей. Журналисты раньше в эфир не выходили. Все тексты, которые они писали, читали дикторы. У каждого журналиста был свой любимый диктор. Мне очень часто давали передачи о родителях, о семье, о школе. Я очень любила эти программы и читала их с большим удовольствием. Например, я вела передачу для детей, где я работала травести – и в Буратино превращалась, и в Незнайку, и в других детских персонажей.
Так дела обстояли до 2000 года. После этого дикторская специальность была упразднена. Дикторов во всей России уже не существовало, потому что в строй вступили журналисты с авторскими передачами. Дикторское мастерство тоже ушло. Теперь читают тексты совершенно по-другому: нет классического чтения, а есть только скороговорка, что мне очень не нравится, и почему-то не следят за ударением. Очень много неправильного произношения в эфире на телевидении и на радио. Люди не стараются правильно произносить слова, правильно ставить ударения, и самое печальное, что страдает логика. Неправильно ставят смысловое ударение – оно должно ставиться не на прилагательное, а на глаголы.
Сейчас я работаю только на рекламе, читаю передачу «Желаем вам» и сообщения о погоде. Очень немного, но я рада и этому, потому что я общаюсь со своим любимым слушателем. Раньше у меня было огромное количество учеников. Я учила их русской речи, артикуляции, правильному произношению, скороговоркам, а сейчас всем некогда этим заниматься. Но ситуация изменилась. У меня классическая школа, а она сейчас, к сожалению, неприемлема в эфире.
Четыре года вела факультатив дикторского мастерства в Педагогическом училище. Ученики до сих пор мне звонят, поздравляют с праздниками, говорят, что эти курсы им помогли, потому что они работают в начальных классах, им нужно было правильно преподавать произношение русского языка детям.
Секрет семейного счастья – уступать
Когда я была студенткой, было принято в каникулы ходить в театры и филармонию. На одном из вечеров в филармонии я познакомилась со своим будущим мужем. Я тогда училась на третьем курсе пединститута, а он на четвертом курсе Иркутского медицинского института. Мы дружили полтора года, а в 1963 году поженились, и вот уже 55 лет вместе.
Мы очень часто уступаем друг другу, никогда не ссоримся. Он очень выдержанный и спокойный, никогда не повысит голос ни на детей, ни на меня. Не было еще случая, чтобы он крикнул на ребят, он только строго посмотрит и все. Я тоже старалась быть выдержанной, но все равно как хохлатка над своими детьми тряслась. Сейчас старшему сыну уже 52 года, а младшему – 45 лет. У меня трое внуков, старшей внучке Насте 28 лет, среднему внуку Никите 20 лет, а самой маленькой Эвелинке 7 лет, которую я воспитываю вместе с сыном.
Старшая внучка у меня рассудительная, всегда говорит: «Бабуленька, ты мне так много дала, я из-за тебя стала такой умной». Мы много читали, ходили в театры, но я тогда была молодой, мне было 50 лет, поэтому я все свободное время посвящала Насте. Сейчас мне сложнее с Эвелиной. Она слишком рано потеряла маму, и для нас всех это было, конечно, большой трагедией. Она взрывной ребенок, говорит все, что думает, даже плохое. Сын считает, что она свободна в своих размышлениях: «Пусть она мыслит, как мыслит, не нужно ее ни в чем ограничивать». А я считаю, что это неправильно, но иногда мне приходится уступать. Она очень любит животных, всех жалеет. Ловит на даче маленьких птичек и даже червячков и говорит: «Как ты, бедненький? Куда ты пошел, пойдем я тебя накормлю». Я считаю, что это хорошая привычка для ребенка. У нее есть и собака, и кошка, и королевский питон. Он совершенно безобидный, сидит в большом аквариуме.
Город, который я люблю
Иркутск – для меня город, в котором я выросла, который дал мне образование, сделал из меня человека. В этом городе родились мои дети, растут мои внуки. Иркутск для меня – самый дорогой на свете. Куда бы я ни уезжала, я всегда стремлюсь вернуться домой. Самыми любимыми местами моей юности были Набережная Ангары и Иркутский академический драматический театр им. Охлопкова. Эти два места я постоянно посещаю, и люблю наблюдать, как горожане идут в театр, гуляют по набережной. Мы живем в прекрасном городе!
Партнер проекта:
Ювелирный салон премиум-класса «Династия»
Над проектом работали:
Автор: Екатерина Ступко;
Текст: Кристина Дунина;
Фото: Елена Серебрякова;
Видео: Николай Тарханов.
Читайте также: Истории Ирины Ежовой и Натальи Еремеевой
Комментарии
Оставить комментарий