ВХОД
Путешествие по Северной Европе с Аленой Ли. Дания – страна чудес.
Специально для Irkfashion материал подготовила Алена Ли, тренер, имидж-консультант First Impressions
Часть первая. О традициях и королевском отношении к жизни.
Часть вторая. О шведских женщинах, дизайнерах и возможностях.
Еще не ясно, где живут самые крутые и лютые дизайнеры. Вот на паровозе мы отправились в Данию и сделали остановку в маленьком городе Мальмё. Мальмё - город на границе с Данией. Оттуда - 30 минут, и ты в Копенгагене. Естественно, они воевали сначала, это теперь дружба без границ... Юг Швеции, окрестности Мальмё - все дышит уже настоящей Европой, и сказывается влияние Дании в архитектуре, дизайне, в насаждениях...
Я не удержалась, сфотографировала эту бронзовую рать, марширующую среди прохожих по одной из главных улиц (в Мальмё всего около 200 тыс. жителей, город маленький, приветливый и вылизанный).
На улицах везде – живой огонь. А там, где нет огня, стоят тепловые лампы, возле них – столики, стулья и пледы, и никто их не ворует. Температура 0 градусов, можно сидеть на свежем воздухе, завернувшись в плед.
Ресторан «Адольф Густав» - король такой был. Как всегда, короны и орхидеи.
Ну, я понимаю: посадить лису-нищенку в Гамла-Стане - это одно, вставить голубые лыжи в композицию - другое, а вот голубого крокодила поставить на фоне портрета Одри Хепберн и рядом закомпоновать красную таксу в ботинках... ууу... ну кому это придет в голову? Дизайнерам Мальмё.
Далее мы направились на дизайнерскую площадку, где выставляются не только дурацкие инсталляции, а самые настоящие бредовые и не очень дизайнерские проекты...
Закидоны вот в чем: войлоком обитая «кибитка» на высоких ножках. Думаете, для чего? А вот. В людном месте, где много народу, можно поставить такую «кибитку» двум людям визави, опереться на локти, всунуть головы с двух сторон и поговорить, чтобы никто больше ничего не слышал :).
Висят: вроде динамомашины, электромашины - металлические штуковины. К одной из них приделана резиновая серая груша. Если накачивать ее рукой, то вырабатывается электричество. Почти «перпетум мобиле». Слева штуковина - на манер наших ходиков, если все время поднимать гири на цепочках, то, опускаясь, они будут вырабатывать электроэнергию...
Мы знаем, как белка в колесе вертится... а тут страшно занятой человек может крутить педали стоящего велосипеда и... нет, не электричество вырабатывать, а... просто вращать эту бочечку... зачем? может, и белку в ней катать или карусель такую для нее устроить.
А вот это мне действительно понравилось - плитки тротуарные с отверстиями, специально предназначенными для травки... в каменных джунглях всегда есть место подвигу - живое пробивает себе дорогу.
Я сильно дурею от такого изобретения! Классно! Надувной шлем для велосипедистки! Его надуваешь и едешь, а когда уходишь, его насаживаешь/надеваешь на седло, и можно не сдувать; предусмотрены какие-то зажимчики, которые крепят надутый шлем к седлу.
Панно, которое никогда не надоест. Я себе сумочку подобную чешуйчатую купила, двуцветный орнамент, каждый раз разный можно выложить.
В одной из витрин выставлен кукольный дом... да с такими подробностями... и даже горничная на чердаке среди раскардаша. Детская - на третьем этаже, гостиная - на втором, кухня и столовая - на первом. Отец семейства - в кресле. Эх, вот если бы какой-нибудь девочке купить... и поиграть вместе с ней...
Два фото на вокзале в Мальмё: на стене идет кино в режиме нон-стоп. Кадры, как будто бы проплывают виды за окнами движущегося поезда... сидишь и наблюдаешь: пейзажи, люди в кадре идут, или скачут приставными шагами... забавно... чувствуется, чудак снимал.
Я, конечно, считала, что шведский - варварский язык, такая мешанина звуков. Но ошибалась. Потому что датский - это совершенно невообразимо. По-датски Копенгаген - ЖобенХавэн, а произносится ЖобнХавн, причем Ж и Х - с придыханием. Как будто в горле у волка застряла горячая картофелина…
Здание суда - миленько так, в кирпичиках... И плющ на стене - огромный, древний. Чтоб веселее думалось, когда в суд идешь. Там еще зелененькая лужайка, подходы… Но я вспышку не включала, поэтому как-то темновато. На самом деле - солидная веселая усадьба.
А также - стеклянные наклонные пирамидки (уж не отсюда ли французы слямзили и поставили свои у входа в Лувр?).
Кафе с малиновыми пледами на вечерней улице (опять нет воров!!!), канал, кибитка на колесах - велокибитка и огромный якорь.
Своеобразие датского дизайна заключается в том, что так лихо расправляться со всеми фактурами могут только они. Прицепить детскую механическую коняшку на стену – еще полдела. Главное – как соединить стопу Апполона, бабушкин сундук и стеклянную дверь, как объединить роскошь хрустальной дворцовой люстры, китайские письмена, шкуру волка, стеклянные вазы, металл кальяна и живые цветы в одном интерьере фойе отеля. Как закомпоновать с этим цокольный этаж с зеленым прудом, огражденным арабской вязью, приставив к ограждению стол с все той же темой – игрушечные лошадки….
Голова крУгом. И далее. Мы жили рядом с оперным театром в старом-престаром отеле Опера. Каждое утро проходили мимо этой красоты.
Легендарная андерсеновская девушка – Русалочка. На самом деле она не выразительна, напоминает бронзовую асексуальную лягву, слишком зеленая, слишком маленькая. Находится скульптура очень далеко, обзор там плохой, ее облепляют туристы гроздьями – не подступиться, фона нет, и они снимают друг друга вынужденно, и мы туда не поедем, так как будет сплошное разочарование, а лучше посмотреть на нее в родном отеле... Асексуальна она потому, что у нее негибкая и не прогнУтая спина. Зато в целом – ощущение чистоты и растерянности в фигурке.
На двери старинного лифта – павлин. И откуда он взялся, среди русалок и пуантов-то?
За стеклом – лавровые венки, на стенах – фотографии о сцене, пуантах и балете. А также – о нашем Петре Ильиче.
Маленькая круглая старинная будочка - это вообще-то киоск. Только он был закрыт...
Идем мы, значит, мимо оперного театра, а там - реконструкция садика и зеленый забор. А на заборе - НЕЧТО трепыхается, полощется на ветру всеми оттенками молнии, северного сияния и какого-то космического цветка...
Мы остановили свой бег. Я подошла, присмотрелась... Зачёт! Десять баллов!!! Ведь это же так просто – нарисован фон трех деревьев, по-моему (может быть, и цветов гигантских каких-нибудь...), все это утыкано штырьками 2-3 см, на них прикреплены невесомые серебристые полиэтиленовые кружочки, вот так они и летят серебристыми пятнышками по ветру, все колышется, а издали - такой изумительный эффект чего-то ранее не виданного... И ведь так просто, и эстетично, эффектно, красиво! Три этих арт объекта - разного цвета.
Далее - витрины магазина датского дизайна. Свечки с квадратным сечением, и коробка со множеством песчинок или гранул различных оттенков. Оказывается, можно заказать любой оттенок для свеч, и тебе сделают такого цвета, какого хочешь.
Мухобойка. Стоячая. С человеческими чертами лица. Красная, черная, темно зеленая и темно синяя. Ну и стулья, кресла, и всякие там коралловые очертания металлических ваз, подсвечники...
Старенькие пьяные домишки с закрашенными фахверками, и вполне приличный дворик с зеленой от старости девушкой. Здесь очень много такого зелененького цвета патины на бронзе - цвета убедительной старины и волнующей древности.
Немного смешинки:
Далее мы идем в королевский парк, а там - дворец Розенборг.
Все задвижки, петли на дверях и окнах сохранились с начала XVIII века.
Сохранились летние льняные кружевные короны, к низу левой короны пришита зеленая тряпочка – Король был одноглаз после несчастного случая на охоте. Стрела, пущенная неумелой рукой, случайно пробила ему глаз.
Тот самый костюм, в котором его и ранили в глаз, со следами крови на воротнике, этим костюмам более трех столетий... так он и почил в бозе.
Королевский нужник, весь в изразцах.
Все просматривается... Причем, из спальни - окошечко, видно, кто там сидит и чем занимается...
А вот и королевская семейка. Вся какая-то страшноватенькая на вид...
Думаете, весело там им жить было в такой темени и холоде? У каждого камина я заметила их мульку - там всегда по 2 огромных металлических (а где - и серебряных) шара - сначала нагреваются, потом медленно, остывая, отдают тепло. Личики у них «веселенькие», конечно.
Рога сохатого технично вписывали в вазу... или вазу вписывали в рога?..
Оформляли янтарную комнату, китайскую, фарфоровую, стеклянную, собирали из гобеленов даже не коллекции – истории из жизни сказочных персон, чем заковыристее, тем богаче считалась подборка гобеленов на стенах развешанная:
Старинные рыбацкие серебряные принадлежности и шлем пожарника:
Три снимка с «рекламными призматическими билбордами» тех времен - 1090-92. Наши вращающиеся и сменяющиеся рекламные холсты на трехгранных призмах - родом оттуда, из Дании. Иллюзионисты! Смотрите, над комодом висит небольшой портрет, какой-то нечеткий, смазанный. Холста собственно нет, а есть как бы стиральная доска, только вместо ложбинок - трехграннные направляющие. На правом боку этих трехгранников написан портрет мужчины в красном камзоле, если отойти вправо и посмотреть справа. На левых гранях «стиральной доски» - женщина, это если посмотреть слева и отойти влево. Что я и сделала.
Хочется уже покончить со стеклянными и фарфоровыми комнатами, со старинными грузилами, серебряными поплавками и касками, и перейти в тронный зал. В одном торце - два трона, короля и королевы, в другом - один рабочий повседневный королевский красный трон.
Парадный трон - белый, сделан из рога нарвала (я всегда считала, что единорог - это сказочное животное, белый конь с рогом изо лба, но нет) - старинный редкий вид китов, у которых рог вырастает из левого бивня и закручен спиралью влево, причем этот рог не используется ими для защиты или нападения, причуда природы... вот из этого гигантского цельного рога и выпилен трон. Как, однако, затейливо... В Дании я встречала такие шпили - они «содраны» с рога нарвала, оказывается! Все изыски дизайнеров - слепки живой природы. Перед троном - три грозных льва - символ королевской власти неизменен. Они отлиты из серебра.
К тронному залу примыкает комната для регалий. На полном серьезе король чепурился перед этим зеркалом к выходу и надевал все свои регалии. Они хранились в дверцах шкафов, замаскированных под стены комнаты. В подземелье королевской резиденции - типа их Алмазного Фонда... уж там-то меня лихорадка обуяла... Встретился нам настоящий датский самовар. Оказывается, это не только в России такой был.
И резная кость - вся эта завитушечная причуда, естественно, выпилена из одного куска чьего-то бивня или чьей-то кости.
Шпоры - строго золотые, сбруя и седло - строго инкрустированы золотом и изумрудами средней величины, а также эфесы... вилки-ложки-медальоны...
КОРРОНЫЫЫЫЫ...
Там повис еще один каменюга - с кулак величиной. Я, как ни пыжилась, подставляла свой кулак, не дотягивалась... но все равно выходило в проекции с уменьшением, но можете мне поверить - розовый прозрачный камень необычайной красоты с мой кулак.
А к витринам с коронами - приставная лесенка, чтобы взобраться на нее и пучеглазить дальше... да-ссс (свистящим шепотом...). Все разложено на муаре - блистает.
Медальоны с волосом любимого человека были в чести у королей.
И я, кажется, догадалась, откуда эти блескучие кружочки арт объекта на зеленом заборе... все части малой короны прикреплены отдельно на штырьках к остову! Как бы накладки. И так же все качается и испускает лучи. Все живое! Все листики, камни, цветки и пр. - накладки на штырька, покачивается при малейшем движении. Всё. В голове бриллиантовый туман, выходим.
Предусмотрительно заказан столик в королевском ресторане «Оранжерея», который находится здесь же. Обильные награды:
Всё в «Оранжерее» по-королевски: живые цветы, нежные белые и салатные тона... В туалете - чистые махровые полотенечки, пробка от шампанского... я сначала не поняла - зачем она тут? - а потом повесила сумку инстинктивно и - поняла!
Веселая разрядочка: на фоне стены, оклеенной обоями с большими цветками, - клетчатая корзинка для использованных полотенец. Цветы в туалете живые - специально потрогала (режьте меня, ну не могу отойти от темы оформления нужника).
Все чинно-благородно и для разрядки - корявые вилки - как ручки на шкафах официантов. Про цинковые тазики вообще молчу.
Так, теперь - о датской кухне. Я, конечно, попросила мне показать-рассказать-отведать... Вы очень удивитесь, но национальной едой в Дании считается.. бутерброд. Смёрброд (смёр - масло по-датски и по-шведски). Но бутерброд не в нашем понимании. Приносится гора всего - микс салата, мяса или рыбы и много всяческой начинки, съедаешь, а потом обнаруживается, что все это лежит на куске хлеба. Хлеб в Дании тоже непростой: там много бывает злаков, но зерна просто воздушные... да и сам хлеб - воздушный. Бывает, что и сырой, тяжелый, как у нас - черный тоже. На этом сайте только проверенные Лучшие онлайн казино на деньги с быстрым выводом средств и отличной поддержкой клиентов. В меню было восемь видов смёрброда. Мы заказали со спинкой жареной семги и соленым лимоном, с креветками и экологическим яйцом, с курицей ( которая пахнет курицей моего детства, а не нынешними странными птицами, которые продаются у нас) и яблоком, с ягненком и чем-то таким еще... В Дании и Швеции в почете именно мясо ягненка, баранину они не едят. Нам за счет заведения подали коньяк в косо срезанных рюмках.
Нет места для рассказа о другом королевском заказнике – «Амалиенборг», о Доме датского дизайна и выставленной там коллекции тканей английских дизайнеров с послевоенного времени по наши дни – богатейшего текстильного наследства. Скажу лишь, что в «Амалиенборге» экспонировалась коллекция дизайнерских платьев под девизом «Униформа». То есть именно униформа королевских войск вдохновила дизайнеров на создание причудливых, но вполне носибельных нарядов.
Напоследок оставим финских дизайнеров, и снова – наряды в Швеции. На эти темы - в следующий раз. До скорой встречи!
Комментарии
и украшения королевские, конечно, изумительны..
Плед и свежий воздух и бокал глинтвейна для душевного тепла... У меня дома бирюзовый слон почему-то, родственник датского крокодила быть может?
С нетерпением жду продолжения.
да, чую, Ваш Бирюзовый Слёник - из той же лихой плеяды Голубых Крокодилов, и Красных Такс :) хорошо им народ смешить :)
А к игрушечному домику я так прикипела, что оторваться было невозможно - сразу вспомнились первые Барби, которые мы везли из-за границы, и как Барбизм-Барбаризм крепчал, когда мы останавливались возле каждой витрины с этим неземными красотками и надолго приклеивались к стеклу взглядом - ведь надо было выбрать только одну ( две уже было неподъемно в далеком 1990 году...)
И вот уже новое что-то выдумали...а Цветок в горшке в детской этого волшебного в своих подробностях домика - все та же орхидея...не герань, не ромашки там какие-нибудь....орхидея. Вы заметили? :)
Для меня и только для меня - хочется больше иллюстраций. Текста немножко меньше. А в целом очень приятно!
Оставить комментарий