ВХОД
Сегодня мы погрузимся в интересную и таинственную эпоху – Средневековье. Это будет рассказ о костюмах и модах Европы V-XVI веков, довольно продолжительный период во времени, когда формировались большинство европейских современных государств, время эпидемий, войн и охоты на ведьм.
Средневековый образ женщины, безусловно, формировался христианской моралью. Длинные рукава, максимально закрывающие тело, подол платья, скрывающий даже туфли, платье «под горлышко», закрывающее грудь. Никакого макияжа, выщипанные брови и даже ресницы!
Иллюстрация из Манесского кодекса — рукопись светской поэзии (13 век).
Хранится в библиотеке Гейдельбергского университета (Германия)
Подлинные средневековые изображения, дошедшие до наших дней, особенно раннего Средневековья, кажутся вам невзрачными, с отсутствующими пропорциями, объемами и нарисованные как будто детьми. Варвары, разрушившие римскую цивилизацию в 476 г., уничтожили и всех мастеров, и все технологии, в том числе и базовые.
Именно поэтому подлинные изображения Средних веков в Европе такие плоские и непропорциональные. Художники просто не умели рисовать.
Портрет Маргариты Йоркской,
Ок. 1468 г.
В Средние века женщины носят одежду, которая напрочь скрывает все формы. Женский наряд Средневековья – платье блио, длинное по щиколотку с длинными рукавами, талия несколько завышена, юбка, расклешенная к низу. Очень часто, для утягивания женской груди впереди используется шнуровка. Иногда рукава после одевания даже зашивались, чтобы ткань прилегала к телу максимально плотно и не было видно греховное тело.
Казнь Жанны д' Арк.
Миниатюра из «Часослова короля Карла VII» Марциала Овернского. 1484 г.
Верхней одеждой женщинам служили длинные плащи-мантии, обычно однотонные. В качестве подкладки плаща использовали обычно ткань контрастного цвета. Например, красный плащ на зеленой подкладке. Скульптурные средневековые изображения также показывают нам, что тело женщины максимально закрывалось.
Эккехард II Саксонской Восточной марки и его супруга
Ута Балленштедтская - Святая Ута,
Собор в Наумбурге, Германия
Скульптуры 1250-1260 гг.
После крестовых походов, когда европейцы познакомились с Востоком, были привезены образцы необычных восточных тканей. Это стимулировало прогресс в ткацком производстве, европейцы овладели умением строить чертежи и кроить одежду. На первый план выходят профессиональные портные, которые могут шить одежду по индивидуальным заказам знатных людей.
Вытянутые пропорции, устремленность вверх, сложность и изящество формы приобретал силуэт костюма этого периода – так появляется готика. Она проявляется в архитектуре и в моде.
Готический собор в Милане. Начало строительства 1386 г.
Теперь богатые люди могли позволить себе такие излишества, как широкие и длинные рукава, длинные полы платья и импортные ткани. Говорят, что именно с тех времен и пошли выражения «спустя рукава» и «засучив рукава». Высшие слои общества ходили всегда «спустя рукава».
Жан Лимбург «Май» (фрагмент) —
«Великолепный часослов герцога Беррийского» 1412—16 гг.
Музей Конде, Шантийи, Франция
А что же современные модельеры? Вдохновляет ли их средневековая мода? Безусловно! В самых свежих показах модельеров мы видим много платьев в пол с длинными рукавами:
Jil Sander
осень-зима 2020
И если у Jil Sander использованы не средневековые цвета, то у Givenchy, Balenciaga и Stella McCartney цвета в стиле «страдающего Средневековья». Как будто дизайнеры предчувствовали наступление пандемии, так схожей со средневековой чумой.
осень-зима 2020-2021
ready-to-wear неделя моды Париж
Givenchy
осень-зима 2020-2021
ready-to-wear
неделя моды Париж
Balenciaga
осень зима 2020-2021
ready-to-wear
неделя моды Париж
Stella McCartney
Чуть более легкие для восприятия цвета в коллекции Petar Petrov осень-зима 2020:
Petar Petrov осень-зима 2020
Petar Petrov осень-зима 2020
И совсем летние, свежие и жизнерадостные цвета у Carolina Herrera, которые настраивают нас на выход из карантина.
Carolina Herrera
осень-зима 2020
Carolina Herrera
осень-зима 2020
ready-to-wear
неделя моды Нью-Йорк
Наслаждаемся цветом и летом!
А в следующей статье я расскажу про головные уборы Средневековья, интересно?
Автор Ольга Аксаментова, искусствовед
Комментарии
Оставить комментарий