ВХОД
«Будущее украшение надо полюбить». Интервью с дизайнером украшений Ольгой Скрябиковой.
Ольгу Скрябикову я нашла на просторах интернета, как бы банально это ни звучало, совершенно случайно. Я усердно искала дизайнера, который создавал бы необыкновенные украшения и готов был сотрудничать с полоумным начинающим стилистом. И нашла. Не просто нашла, а откровенно потеряла голову от некоторых ее произведений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мне захотелось чуть подробнее распросить ее о том, как она пришла к созданию Красоты.
- Как началось ваше увлечение? Когда Вы поняли, что ваше - это именно украшения, а не что-либо иное?
Ольга: Мне удалось попробовать очень много видов рукоделия - шить и вязать я научилась еще в детстве, в юности мои наряды, в большинстве своем, были изготовлены собственноручно. Я пробовала выпиливать лобзиком, рисовать, вышивать, играла на фортепиано, участвовала в ВИА, пыталась сделать цветомузыкальную установку, осуществить проект помешал тогдашний дефицит деталей. Позже мои увлечения расширялись - долгое время я была семейным фотографом, во время перестройки научилась даже шить шапки. Мое увлечение украшениями возникло как-то само собой, душа потребовала - ведь любовь к украшениям живет в любой женщине издревле. Мне захотелось не просто нарядить себя, а создать нечто интересное и необычное своими руками. Сначала это были вязанные крючком слингобусы для моей племянницы и её малютки, в качестве подарков для детей родных и знакомых. Потом мое внимание привлекли «воздушки» - бисерно- кипенные вязаные крючком колье. Но для удовлетворения творческой жажды этого оказалось мало - я поняла, что меня завораживают трудоемкие и сложные в исполнении украшения. Так появилась серия бисерных колье в технике плотного вязания, для финишного оформления которых потребовались специальные навыки работы с проволокой. Тогда я поняла, что багаж навыков и умений для изготовления украшений требуется постоянно пополнять и расширять, чтобы успеть за полетом фантазии и с энтузиазмом принялась за проволоку. Можно сказать, что в этот момент наступил «медный» период в моем творчестве. Насколько благодатный материал - медная проволока! Из неё можно сотворить любое украшение. Для этого её требуется отжигать и отбеливать, гнуть, крутить, ковать, патинировать, полировать. Постепенно у меня появился необходимый инструмент – кусачки, круглогубцы и плоскогубцы, молотки и наковальни, горелка и кое-что из химии, напильники и шлифовки, дрель и гравер. Гальваника и травление. Эти два слова звучали для меня как заклинания алхимиков. Но, как говорится, дорогу осилит идущий! Поэтому я стала плотно изучать эти техники работы с металлом после увиденного в интернете фото омедненного насекомого. Наступил момент, когда мои желания и возможности совпали - я купила блок питания и химикаты, необходимые для процесса.
- Как к Вашему увлечению отнеслась семья?
Ольга: Рукоделие в нашей семье – нормальное явление. Мои родители с детства своим примером побуждали меня и сестер к творчеству и помогали во всем. Мои муж и дети с интересом наблюдают за моими «университетами». Поскольку гальваника и травление требуют разнообразных специальных навыков, я с благодарностью принимаю советы моего мудрого отца и мужа. Они, так же как и мои друзья и знакомые, знают, кому пригодятся обрезки медных труб и проволоки для гальваники. На их строгий суд я несу все свои новорожденные украшения.
- Говорят, что гальваника - не совсем женское дело?
Ольга: В наше время возможностей уже никого не удивишь, что женщины водят машины, летают в космос, руководят большими коллективами. Если женщина не боится лабораторного блока питания и знает, как с ним работать, может грамотно составить пропорции химикатов для электролита, не побоится испортить маникюр, работая со слесарным инструментом и электроинструментом – амперметр ей в помощь!
- Расскажите о гальванике чуть-чуть подробнее.
Ольга: Медная гальваника (электроформинг) - гальванизация - это электрохимический процесс нанесения меди на объект. После предварительной подготовки – нанесения электропроводного слоя - омеднить можно любой предмет. Подготовленный объект подсоединяется к катоду, опускается в электролит, на другой электрод (анод) подвешивается медная пластина, подключается ток при помощи блока питания и происходит процесс омеднения. Спустя время, необходимое для нанесения на объект требуемого слоя меди, предмет вынимается из ванны, шлифуется, далее патинируется по желанию, после полируется для придания блеска. Существует множество добавок к рецептуре, позволяющих улучшить качество покрытия и облегчить обработку поверхностей предмета.
- Из чего состоит Ваш рутинный инструментарий?
Ольга: Основной инструмент для гальванизации - лабораторный блок питания, электролит. Так же необходима ванна для электролита. Некоторое количество проводов на контакты и подвесы. Далее используется шлифовальный инструмент, надфили, напильники, гравер, дрель. Кроме того - бокорезы, пассатижи, щипцы, пинцет, кисти, молоток, сверла, пилки. И некоторое количество химических реактивов для отбеливания, пассивации, нейтрализации и придания цветов и оттенков меди, а так же для патинирования. Нужно обязательно применять защитные средства для рук и дыхательных путей - перчатки, маску. Очки для защиты глаз и фартук для защиты одежды от брызг электролита.
- Сколько инструментов и приборов Вы используете для того, чтобы создать одно украшение?
Ольга: Гальваническая ванна с электролитом используется некоторое время без замены, в периодической фильтрацией электролита, а остальные перечисленные инструменты и материалы необходимы практически все для создания и обработки каждой омедненной детали украшения. В дальнейшем, для сборки более сложного украшения, например колье с гальваническим листиком, бусинами, замочком, используется набор из плоскогубцев, круглогубцев, бокорезов, молоточка и наковальни.
- Можете вспомнить самое первое свое изделие?
Ольга: Первое мое изделие, родившееся после множества поначалу неудачных опытов, показалось мне верхом совершенства! Листик березы. Теперь- то я понимаю, что он был и кривым, и тоненьким, и «поджаренным». Но как им можно было не восхищаться - он был первым!
- Есть ли среди ваших работ такая, которую Вы точно никогда не забудете, сколько бы украшений вы не сделали еще?
Ольга: Это был кулон из листика домашнего растения «Фатсия самурай». Омедненный, окрученный проволокой и с подвесками из сердоликовых бусин. В ней были использованы разные техники: гальваника, чеканка, кручение проволоки, патинирование. Эта работа была одной из первых и поэтому особенно запомнилась. А в целом, все работы получаются разные, особенные и, поскольку в каждую вложена частица души и много труда, они становятся незабываемыми. Кроме того, в работе я использую природный материал - листики, веточки, шишечки, разнообразные соцветия. А природа не повторяется. Ветки сирени, осины, соцветия трав и сухоцветы, желуди, орешки, веточки туи – они иногда «выбрасывают» очень красивые листики. Природные материалы хорошо гармонируют в украшениях с натуральными камнями.
- Чем вы вдохновляетесь, создавая свои украшения?
Ольга: Вдохновение... Теперь отчетливо я понимаю поэтов и художников, ожидающих свою музу и воодушевляющихся природой. Солнечный зайчик, капля росы, абрис облаков, игра света в листве… Например, хрупкий весенний листок в прожилках осенью пожелтеет и упадет на землю. А если его подобрать, обласкать, омеднить - он сохранит свою форму в меди. Чтобы создать украшение, которое будет привлекать взгляд и радовать, нужно уловить настроение, характер будущей вещи, полюбить его и отнестись строго и критически к изготовлению. Я думаю так. Это трудно. Но это – правильно.
- Вы уже принимали участие в каких-либо выставках, ярмарках, конкурсах? Планируете еще?
Ольга: Долгое время я «сидела в подполье» - стеснялась показать свои работы. Но сейчас я участвую во всех возможных ярмарках изделий ручной работы, после того, как получила поддержку и одобрение наших иркутских рукодельниц и любителей, за что хочу сказать большое им спасибо! Моей первой выставкой ручной работы была «Метелица» в Галерее Революция, на которой мои работы привлекли внимание ТВ, «Зеленый квадрат» от «Байкальской экологической волны», где мои работы завоевали призовое место в конкурсе зрительских симпатий, «Весенний переполох», выставка-ярмарка Новогодний подарок в Иркутском выставочном комплексе Сибэкспоцентр от портала 38mama.ru, ярмарка-выставка в «Модном квартале», «Иркутский Арбат» от «Территории творчества», выставки хэнд мэйд. Некоторые мои работы можно увидеть в магазине «Лунная кошка» на улице Тимирязева, 37. Кроме того, я планирую принимать участие во всех возможных выставках ручной работы.
- Ольга, а Вы не думали сделать целую коллекцию, посвященную единственной теме?
Ольга: В моих планах зреют несколько задумок, которые, надеюсь, оформятся в создании коллекций украшений, посвященных наскальным рисункам Прибайкалья и Забайкалья, русской, древнеславянской символике, тематической коллекции, посвященной природе Сибири. Сейчас мне, к моему удовольствию, поступают приглашения для участия в фотосессиях, что весьма лестно и приятно! Для этого недавно я сделала две коллекции украшений. Один комплект в народном стиле, кружевное колье и серьги. Другой очень характерный, спиральный – колье, серьги и корону (комплект был задействован в фотопроекте Doppelganger – прим.ред.).
Этим летом молодой московский дизайнер Катерина Останина на Летнем показе 2014г. в МХПИ, Backstage, продемонстрировала свою коллекцию нарядов и в качестве аксессуара использовала сделанное мной воздушное колье «конфетти». Несмотря на то, что это маленькое украшение, а не коллекция, я очень довольна тем, что помогла автору в работе! Кроме того, на одной из выставок в Иркутске мне поступило приглашение на оформление индивидуальной экспозиции моих работ в Филиале Музея истории города Иркутска «Городском выставочном центре им. В.С. Рогаля». Предполагаю создать яркую, необычную коллекцию украшений из природных материалов и минералов для оформления экспозиции. Внимание к моим работам меня очень вдохновляет и обязывает, что дает дополнительный импульс работе.
- Кто обычно покупает ваши украшения?
Ольга: Мои украшения находят своих хозяев в среде молодежи, селебрити, творческих людей, среди людей со вкусом и ценителей необычных изделий ручной работы. Свои украшения я подвергаю специальным процессам «старения», которые придают им вид древности, «выкопанной из кургана». Кроме того, всем известны целительные свойства меди и изделий из неё. А гальваническое омеднение как раз позволяет наносить слой практически чистой меди на предмет, что может использоваться в лечебных и профилактических целях. Поэтому многие люди заказывают кольца, браслеты, пояса из меди для лечения.
- Какие работы среди всего созданного Вы можете назвать самыми популярными?
Ольга: Все работы встречают интерес. Кольца, крученые из проволоки и гальванически омедненные, кулоны из проволоки и омедненного фарфора, колье с омедненными элементами и натуральными камнями, но особенно популярны омедненные натуральные листики! В глазах вспыхивает удивление и восторг, когда человек узнаёт, что под слоем меди находится натуральный листик!
- Ольга, каковы творческие планы на ближайшее будущее?
Ольга: Планов очень много! Еще не все листики в округе омеднены! А если серьезно, хочется работать и работать. Гальванирование - довольно длительный процесс. Весь процесс занимает от 3 до 8 дней, а в это время приходят еще идеи и проекты. Иногда досадую, что в сутках всего 24 часа! Тем более, у меня запасено великое множество природного материала для работы! Грядет подготовка к выставке в музее им. В.С. Рогаля, к разнообразным городским выставкам-ярмаркам. А еще есть идея, которая настойчиво стучится в двери моей мастерской - хочу попробовать гальваническое серебрение. Это еще более тонкий и сложный процесс, в котором потребуются терпение и настойчивость и немного удачи.
Текст - Ирина Шувалова
Комментарии
Оставить комментарий