ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

24.04.2014

Искусство и косметология, часть 1

Искусство и косметология, часть 1

Специально для Irkfashion материал подготовила Алена Ли, тренер, имидж-консультант First Impressions

II Байкальский чемпионат  косметологов, совсем недавно окончившийся, был посвящен изобразительному искусству, ведь и текущий 2014 год - год культуры. В  рамках  II Байкальского чемпионата косметологов прошел мастер-класс, который мы готовили девять месяцев и, наконец, выродили что-то стОящее, на мой скромный взгляд. Тема: «Современная косметология - это ремесло или искусство? Единство и дуализм мнений скульптора и косметолога». Сражались на нем скульптор Евгений Тимкович, член Союза художников России, призер чемпионатов скульптуры, преподаватель скульптуры бывшего Училища Искусств (ныне - Иркутского художественного училища имени И.Л.Копылова) и косметолог Эльмира Сатардинова, к.м.н., косметолог, тренер всех подкольщиков.

Как я люблю, когда Эльмира Евгеньевна генерирует идею чего-то принципиально новенького. И я пойду нетрадиционным путем, расскажу не о мастер-классе, а о самом увлекательном процессе – процессе длительной, тончайшей подготовки…

Прошлым летом она за чашкой чая поделилась: хорошо бы найти скульптора, который рассказал бы косметологам, как важно не переборщить, истребляя морщинки на лице, малейшие морщинки, чтобы те поняли принципы рельефа, игру света и тени на молодом лице, на средневозрастном, на пожилом. Пройти все стадии старения лица с точки зрения скульптора – человека, работающего с объемами. Ведь косметологи тоже работают в 3D. Я написала программу мастер-класса, встретилась со скульптором Евгением Тимковичем. Умница, уникальный человек, живет в своем творческом мире. Немало попил моей кровушки, потому что и программа менялась, и он упорствовал на своей канве изложения. Я же хотела, чтобы интересно было, в первую очередь, косметологам. И все мы стремились дать толчок к тому, чтобы человек просто пошел в картинную галерею, в дом-музей Сукачева, в Художественный музей, где есть великолепные шедевры мастеров живописи и скульптуры – на сухом языке методологии это прозывалось повышение уровня эстетического восприятия, развитие художественного вкуса, а то у нас порой дело со вкусом обстоит так же, как и с юмором… то есть оставляет желать…

Есть такой художник, неизвестный широкой публике. Вот передвижники – это да, это с грехом пополам, разбираемся в них. «Бурлаки на Волге», портрет спившегося Мусоргского – сплошная реальность. А оцепенела я от работ Джона Сингера Сарджента. Художник с американскими корнями, родился в Италии, писал таких женщин, от которых дух захватывает и поныне. Годы его жизни 1856-1925. То есть прожил большую, насыщенную жизнь, застал конец XIX века и импрессионизм, работал на пленэре с Моне, умел схватить блик света и  писать акварелью, не вдаваясь в детали, а последние работы его пришлись на начало XX  века, захватил эпоху модернизма. Написал около 600 официальных портретов аристократии – прекрасные дамы, кашемировые шали…

Около 1500 акварелей. Не скрою, я вдохновилась акварелями Сарджента: «…жить с акварелями Сарджента все равно, что жить с солнечным светом, схваченным и удерживаемым».

Поэтому придумался фильм-заставка, который задаст верную тональность: под нежнейшую и сладкоголосую итальянскую музыку портреты мадам Гуатро, баронессы Ротшильд, леди Ладлоу, урожденной Алисы Седжвик Манкевич, наплывами сменялись прелестными овалами девушек дома Ашеров, миссис Элен Данхэм, миссис Ральф Кертис, миссис Чарли Трэсби, миссис генри Уайт. Все это явилось откровением для многих – никто и не видел подобных портретов. Сардженту не было равных в изображении фактуры тканей - шелка, бархата, атласа, кружев; в передаче красоты женского тела, женской кожи, ее тепла, ее фосфорического свечения. Сейчас трудно поверить, что когда-то портреты Сарджента считались недостаточно реалистичными.

В наши промежуточные встречи мы, отрывая Эльмиру от семьи, расходились поздним вечером.

Ольга Логинова, помощник Эльмиры Евгеньевны, принимала участие во всех наших бдениях, готовила основу презентации. Уже были решены принципиальные вопросы: одинаковость пластической анатомии для скульптора, художника и косметолога. «Три кита» скульптора – анатомия, формообразование и пластика – оказывались тремя китами и косметолога. Для иллюстрации отличий медицинской анатомии и художественной скульптор предложил рисунок Тициана, сделанный по просьбе медика XVI века Везалия (подвешенный кадавр с расчлененными и свисающими отрезанными сухожилиями и мышцами – жутковатый рисунок, но по нему учились все художники и скульпторы и того времени, и нынешнего).

И – пластическая анатомия, так называемая точка поворота – плавная дуга, описываемая рукой. Современный рисунок: принцип ракурсного построения с сочленением, как с точкой вращения.

Для создания образа детали медицинской анатомии обязательны, но главное –  знание пластической анатомии. Расчленяя главное на частности, мы при создании художественного образа соединяем эти части и подчиняем главной идее художественного произведения.

Дело оставалось за хронометражом. Надо было втиснуть краткий экскурс в историю изобразительного искусства в ограниченное время презентации. Это была не просветительская лекция, не семинар, не практическое занятие, а некий синтез двух ремесел: косметолога и скульптора. Решено было вкратце остановиться на понятиях академизма, классицизма, античности.

Библейскую притчу про Каина  художник, признанный мастером академизма,  А.Лосенко показал на примере обнаженного натурщика. Анатомические особенности переданы с максимальной точностью. И, хотя его тело совершенно, поза не горделива, не свободна: с помощью пластики автор передает угнетенность духа  Каина. Он метался, не находя себе места, он должен был носить особый знак - каинову печать, которой отметил его Бог за то, что он убил своего родного брата Авеля. Каин весь остаток жизни боялся людей, шороха листвы, ему казалось, что придут убивать и его… И это мы читаем в правдиво переданной пластике жестов Каина.

Далее скульптор детально разобрал, что такое живописность в живописи и скульптуре и скульптурность - в живописи и скульптуре. Масло-маслено, но по-другому не скажешь. Но я умышленно упомяну не только  поздний, 1663 года автопортрет Рембрандта с муштабелем  (польск. musztabel, легкая деревянная палочка с шариком на конце, служащая живописцу опорой для руки, держащей кисть, при работе над мелкими деталями картины) в  образе Зевксиса (древнегреческий живописец кон. 5 - нач. 4 вв. до н. э., который, стремясь к иллюзорности изображения, применил светотень), я возьму в обойму и своего любимого Караваджо – его не спутаешь ни с кем. И работу Рембрандта, и  работу Караваджо объединяет одно: как будто человек находится в темном подвале и на него падает луч света. Изображение сводится к своеобразной светотеневой «формуле».

Направленный по диагонали картины, поток света, входя в темное помещение, образует пятно сложной формы, будто бы некое начертание. По сути дела, это начертание, это большое светлое пятно неправильной формы, выполнено мазками. И форма, и разноосвещенность этого тонального пятна, занимающего центральную часть  картины, целиком объясняются формой луча. Все остальное погружено в темноту.

Лишь постепенно мы различаем лицо, предметы, золотистый берет, такой же шарф, вернее, обнаруживаем их признаки, подобно тому, как это происходит в действительности, когда глаза должны привыкнуть к смене освещения. И если сначала пятно света воспринималось нами как «фигура», а все окружающее ее - как фон, то затем, перенося внимание на границу этой «фигуры» с фоном, на ее контур, мы обнаруживаем в верхней его части слева - здесь контраст света и тени усилен, а сам контур приобретает дробный характер – профиль еще одного человека. С каким упоением Рембрандт писал стариков! С таким же упоением Караваджо писал себя, юного, а потом и  тоже переходил на возрастные обобщения.

Таковы примеры живописности в живописи. Скульптурность в живописи – на примере картины Жана Огюста Доменика Энгра «Купальщица Вальпинсон». Сначала это была картина «Турецкая купальщица», но потом она получила название по фамилии банкира ее обладателя – Вальпинсона. Начинающий художник Дега выпросил у банкира разрешение позволить взять на некоторое время картину для демонстрации ее на выставке Энгра.

Линеарность (четкие контуры вместо живописных мазков), осязаемость плоти, объемы, до которых как будто можно дотронуться рукой, отличают эту фигуру. Энгр говорил: «Своим ученикам я всегда советую : учитесь рисовать форму, учитесь рисовать линию». Но, как это водится, существовала и другая точка зрения, существовало и другое «ню» - ню Делакруа, который говорил: дайте мне все оттенки грязи и я нарисую обнаженную женщину. То есть он хотел сказать, что телесные оттенки можно заменить оттенками другого цвета, например, грязи, и все равно, тело будет объемным и осязаемым.

Но вернемся к линеарности. Четкие линии рисуют нам тело без острой талии, с плавной линией бедер, и мы спорили со скульптором, почему мне кажется эта фигура асексуальной .Подобно фигуре Русалочки, сидит себе на камне, подобно зеленой бронзовой лягве, отрешенная, грустная, с узкими подростковыми бедрами; подобно фигуре Гала с нежной линией бедер на полотнах Дали. И я получила по мозгам, Тимкович доказывал, что главное – это  внутренний сексуальный позыв и припечатал: вот скульптура Мухиной «Крестьянка» - мощная женщина со сложенными руками, там очень крутые бедра, но она не сексуальна, а приземленна, девушка «от сохи», крепко стоящая на ногах.

Далее: живописность в скульптуре на примере Бернини. Экстаз святой Терезы. Мы видим живописные складки платья, из-под которого виднеется ступня. Остальное все неясно. Тело лишь угадывается под платьем, под рукавами угадываются руки. Волосы спрятаны под капюшоном.

И вот другой пример - скульптурность в скульптуре. Аристид Майоль. Средиземное море в Перпиньяне.

Обо всем этом шел разговор на нашем мастер-классе, посвященном тому, чтобы раздвинуть рамки эстетического вкуса врачей-косметологов. В следующий раз я расскажу, как искусство учит нас делать лица живыми, а не гладкими и одинаковыми…

Искренне ваша Алена Ли

Комментарии

  12 комментариев
полосатый24.04.2014 | 22:06
Сможет ли игла также чутко создавать красоту, или восстанавливать не портя природу - вот в чем вопрос?
Lika25.04.2014 | 07:12
Очень умно и в тоже времия доступно .
Я бы ответила так.
Игла в руках профессионала и высококлассного специалиста, как Эльмира Сатардинова, может буквально все.
С уверенность могу сказать, так как испытала на себе. С большой благодарностью всегда вспоминаю и сожалею, что не могу снова воспользоваться ее умелыми , золотыми руками, так как живу в Америке.
Индивидуальный подход к каждой женщине !!! Моя сестра у нее каждый год бывает не только в плане красоты, но и в медицинских целях.
Lika25.04.2014 | 07:13
Спасибо за статью!
Lika25.04.2014 | 07:15
Это я про статью - умно и ддоступно.
АленаЛи28.04.2014 | 10:09
Полосатый, спасибо за интересный воопрос. В данном случае я солидарна с Lika. Не переборщить - вот главная задача косметолога. Язык косметолога должен быть узнаваем, как и язык художника, скульптора. Лицо должно оставаться прежнним, узнаваемым, но с более холеной кожей, с первозданными морщинками. Да-да. с ними, родными. Фишка в том, чтобы сделать их менее ярко выраженными, менее пессимистичными ( на молодом лице все устремлено вверх, на возрастном, увы, все смотрит вниз). Как говорит Эльмира, убрать негатив, оставить позитив.
Но не лицо дурака, добавлю.
СС28.04.2014 | 19:40
Елена, с нескрываемым интересом просмотрела Ваш материал, поскольку накануне была моделью на II Чемпионате врачей – косметологов.

Могу отметить серьезный, творческий подход к подготовке врачей- косметологов в части, именно, эстетической составляющей их практической деятельности. Культурный слой вами подан на примерах мировых шедевров живописи и скульптуры очень детально и без дилетантства. Синергия косметологии и скульптуры очевидна, только есть сомнения в области практического применения врачами, не обладающими и не принимающими ретро-ценностей. Приходиться признавать факт: современницы «одинаковы с лица» не только в жизненно—бытовом укладе, но и в живописи тоже.

Не скрою наличие собственного страха, при встрече с врачами-косметологами, ведь в договоре на оказание данных услуг, записано так, что вся ответственность за последствия процедур и препаратов лежит на пациенте, потому что он дал добровольное согласие на услуги. И уж точно нет ни слова об не истреблении индивидуальности пациента.
СС28.04.2014 | 19:41
На приеме-консультации я внимательно всматривалась в лицо, шею, руки врача прежде, чем сделать свой выбор и дать согласие на собственное преображение.

С выбором мне помогло собственное профессиональное позиционирование личности врача Екатерины Носковой. Это этичный и эстетичный человек с открытым сердцем и чистый душой. После разговора с ней по существу процедур и их последствий, мне стало понятно, что в данном человеке заложена программа не только на личное развитие в эстетическом аспекте, но и на сохранение индивидуальности, стиля и шарма пациента. После работы с ней , получила стойкое убеждение в том, что только, когда человек наполнен внутренним содержание на созидание, прекрасное, со вкусом притязательности к себе в эстетическом плане, он и может воплотить тоже в другом! За это благодарна Екатерине и всем кто приложил свои усилия: тренерам, художникам, скульпторам в культурном и просветительском совершенствовании и сопровождении врачей.

В итоге косметология в моей чувственно-эмоциональной картине восприятия исключительно искусство. И если, продолжить рассуждения о ремесле, то в моем понимании, это вторично, в смысле, как профессия, дающая доход для жизнеобеспечения. Искусство, в полном его проявлении как зрелищного явления, всегда дорогая позиция с т.з. стоимости, когда в нем есть явная творческая составляющая, самовыражение автора и уникальный подчерк и подход к воображаемому результату его творения. Вот в этом и есть расчет стоимости. В остальном прайс -цена на препараты не более того.

Елена и всему вашему творческому коллективу глубочайший поклон за столь познавательный экспресс-курс в прекрасное!!!
АленаЛи4.05.2014 | 08:59
Благодарю Вас, уважаемая СС.
Мы тоже смотрим на внешний вид доктора. Потому что его вкус должен совпадать с нашим в эстетическом плане. Вот эти незаметные практически глазу "чуть-чуть" и есть чувство меры и вкуса.
Уже лет восемь тому назад в Москве началось поветрие: все устали от одинаковости сделанных лиц и большие деньги предлагались, чтобы все вернуть "взад", то есть приобрести утраченную индивидуальность.
Так что произведения мастеров живописи должны нас подталкивать к тому, чтобы воспринимать многие облики красоты и не стремиться к сомнительному совершенству.

Еще раз спасибо за такой дискурс!
dressmaker4.05.2014 | 20:17
Спасибо за статью, как будто побывала там. Восхищена эрудицией и слогом.
Евгений Тимкович11.05.2014 | 16:31
Спасибо за оказанное мне доверие, за то, что поддержали мои идеи. Было интересно. Я пришел к выводу, что красота понятие базовое и даже фундаментальное в мировозрении каждого человека. Когда двое людей не схожи в понятии красоты, это не просто взгляд на вещи с разных сторон, это видение вещей разными. Речь не о том, что красота относительна, скорее она очевидна для всех, но смысл её разный, насколько различны все люди. Поэтому я не берусь судить, что есть косметология, искусство или наука, решайте сами. ...
Евгения20.05.2014 | 12:20
Потрясающий текст! Аленочка, браво! Такой легкий и непринужденный экскурс в искусство.. Спасибо! Насладилась. Жду продолжения!
бабу Й-Ошка17.07.2014 | 04:15
В рисунках вел.Леонардо возрастные лица - уродства. (Тот же Гойя). Старость страшна, но и маска после космет.процедур -бездушна. Как стареть красиво и достойно? Только ухоженность...

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера