ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

20.11.2012

Российская и советская парфюмерия - аромат истории

Российская и советская парфюмерия

Специально для Irkfashion материал подготовила Ирина Шувалова

Духи «Красная Москва», я думаю, знают абсолютно все. За исключением, разве что, совсем юных особ, очень смутно себе представляющих, что такое СССР. Но мало кто знает, что «Красная Москва» - это чуть измененный «Любимый букет императрицы», созданный для Александры Федоровны знаменитым Августом Мишелем. Если подумать, то мы вообще крайне мало знаем об истории российской и советской парфюмерии – и это недоразумение обязательно надо исправить, что я и приглашаю вас сегодня сделать.

В начале 20 века в Российской империи существовали несколько крупных парфюмерных домов, пришедших, конечно, из Франции.  Прежде чем остановиться подробнее на истории самых известных из них, и, в первую очередь, на истории товарищества «Брокар и Ко», хотелось бы вкратце рассказать о парфюмерных предпочтениях публики того времени. Благодаря популярности Дягилевских «Русских сезонов», в моду приходит все восточное, а парфюмерный дом Герлен  выпускает парфюм под названием «Золотой петушок», созданный именно под влиянием Дягилева.  Не последней причиной интереса к Востоку стало и открытие могилы Тутанхамона.  Но, вернемся к нашим фабрикам.

В 1863 г. Анри Брокар открыл новый способ изготовления концентрированных духов, а деньги от продажи его изобретения (25 тысяч франков) явились основным капиталом для основания собственной фабрики в Москве, открытой 15 мая 1864 г. в Тёплом переулке. Обосновавшись в Москве, Брокар принял православие и стал именоваться Андреем Афанасьевичем. К концу XIX века он учредил парфюмерное товарищество «Брокар и Ко».  Первыми продуктами производства были «Детское мыло» (с русским алфавитом, оттиснутым на каждом куске по одной букве), «Медовое» и «Янтарное». Варили всего 5-10 дюжин кусков в день. Постепенно производство расширялось, появились новые сорта мыла: «Шаром», «Огурцом», «Народное», «Греческое», «Спермацетное», «Розовое»; «Народная» и «Весовая» помада. Из этих сортов мыла «Греческое» и «Спермацетное» пользовались успехом у интеллигентной публики и вырабатывались из лучших сортов орехового масла. Мыло «Шаром», популярное среди разных слоев общества, в один вершок диаметром, стоило 5 коп., «Народное» - 1 коп. Мыловары сами же были и продавцами. После нескольких переездов в 1869 году фабрика Брокара была перемещена за Серпуховские ворота, располагалась она на углу Арсеньевского переулка (ул. Павла Андреева) и Малой Серпуховской (Люсиновской) улицы.

В 1882 г. на Всероссийской Промышленно-художественной выставке Брокар устроил фонтан из цветочного одеколона, которым каждый желающий мог бесплатно пользоваться. Это была не меньшая сенсация, чем продажа за 1 рубль коробки с десятью предметами парфюмерии. В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже продукция фабрики была удостоена большой золотой медали. Духи «Персидская сирень», созданные Брокаром как подарок жене ко дню серебряной свадьбы, получили Гран-при. Французы впервые оказались на втором месте. В 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде товариществу «Брокар и Ко» был пожалован государственный герб России.

Со смертью «русского француза» его дело продолжил другой талантливый французский парфюмер Август Мишель. При его участии были созданы духи «Любимый букет императрицы», выпущенные к 300-летию дома Романовых. После 1917 г. фабрику Брокара национализировали и назвали мыльно-парфюмерным заводом № 5. Мишель остался в России. Когда 5 лет спустя фабрику решили переименовать в духе нового времени, он предложил назвать ее «Новой зарёй». Название было принято. А в 1925 г. по его же предложению духи «Любимый букет императрицы» переименовали в «Красную Москву». Под этим названием они пользовались успехом не только в России, но и за её пределами.

В двадцатые годы прошлого века партийную организацию бывшей фабрики Брокара возглавляла Полина Жемчужина, жена тогдашнего члена Политбюро ВКП(б) В. Молотова. В 20-е гг. «Новая Заря» переехала в расположенные по соседству здания обойной фабрики, а в брокаровские корпуса въехала фабрика «Гознак», переведенная из Перми.

Новый этап развития фабрики и выпуск продукции под новым названием «Nouvelle Etoile» - уникальный пример плодотворного и результативного российско-французского партнерства. Последнее десятилетие многие любимые народом ароматы фабрики разрабатывались в парфюмерных лабораториях Франции с участием известных французских парфюмеров.

Какие же ароматы, кроме легендарной «Москвы», еще выпускала фабрика? В 1927 году к 10-летию Октябрьской революции, был выпущен «Красный Мак», пленявший своим восточным пряным ароматом несколько поколений покупателей. Создатель аромата - парфюмер Д. Грабер.

Духи «Признание» посвящены театру. В легкой цветочной композиции звучит признание в любви театру и женщине. Цитрус и свежесть зелени с оттенками белого пиона и жасмина – это гимн красоте и эмоциям.

 

«Милая». Ноты фрезии и ладана.

 

«Очаровательная шалунья».  Древесный мох, ваниль, кумарин.

 

Винтажные духи «Пиковая Дама» изготовлены парфюмерами фабрики «Новая заря» в честь 150-летнего юбилея А.С.Пушкина. Классический шипровый аромат с насыщенными сочными тонами дубового мха, пачули и бергамота.

Оригинальный дизайн одеколона «Северный» флакона придумал Казимир Малевич. До революции грани айсберга были вогнуты внутрь флакона, а в постреволюционное время их сделали выпуклыми. Одеколон просуществовал 90 лет (1911-1991).  Слева - дизайн Малевича (парфюм 1930 г. выпуска), справа - более поздний дизайн (1990 г.).

Следующий парфюмерный дом, один из парфюмеров которого стал создателем Chahel №5, - A.Rallet. «Товарищество Ралле и Ко»  - старейшая парфюмерная фабрика, существовавшая с 1843 года, с тех пор, как французский подданный столичный купец Альфонс Антонович Ралле организовал в Москве первое парфюмерно-косметическое производство.  Продукцию Торгового дома, производимую в России, продавали во Франции, Германии, Турции, на Балканах. На экспортируемые товары приклеивалась роскошная этикетка: «Товарищество Ралле и Ко», Поставщик Двора Его Императорского Величества Императора Всероссийского, Шаха Персидского и Его Высочества Князя Черногорского».

Сырье Ралле завозил из Франции. Для разработок новых изделий приглашались лучшие европейские специалисты. В начале ХХ века Товарищество владело тремя магазинами в Москве, оптовыми складами и магазинами в Петербурге и множестве других городов. В 1903 году основной капитал составлял 1,5 миллиона рублей и представлял собой 2000 именных паев по 750 рублей, чистая прибыль равнялась 75 тысячам рублей. К 1913 году основной пакет был увеличен до 2000250 рублей, а прибыль уже исчислялась в 180022 рубля.  После революции предприятие, понятно, национализировали и переименовали в «Государственный мыловаренный завод  № 4», а с 1922 года производство стало называться Государственная мыльно-косметическая фабрика «Свобода».

 

Описывая духи Рале, невозможно не рассказать о самом прославленном московском парфюмере - творце духов «Шанель №5». В 1882 году в Москве за Сущевским валом, в бывшем селе Сущево, недалеко от Вятской улицы, в доме Ведерниковой, в семье французского подданного Эдуарда Бо родился младший сын. Будущее мальчика было предопределено: если у него будет хороший «нос», он станет парфюмером как отец , если нет - управляющим парфюмерным делом, как брат Эдуард-младший, успешно делавший карьеру в парфюмерном доме Альфонса Ралле. Нос оказался не то что хорошим, фантастическим! В 16 лет, только окончив гимназию, молодой красавец окунается в мир душистых эссенций. Трудовой путь начался со стажировки во Франции. По возвращении в Россию в 1902 году, Бо поступает в обучение к техническому директору «Ралле» Лемерсье.

 

Уже через 5 лет, в 1907 году, Бо меняет учителя на его посту и становится ведущим парфюмером «Ралле». Вместе с братом он входит в состав правление товарищества. Новый пост дал Бо большую творческую свободу. А. Лемерсье привил ему способность к бесконечному комбинированию экзотических ингредиентов. Он смело экспериментирует с новыми и даже никогда не применявшимися до него в парфюмерии химическими веществами, стараясь преобразить устоявшийся стиль парфюмерных ароматов. Его духи «Царский вереск» имеют огромный успех, а «Фея роз» до конца XX века считалась лучшим воспроизведением аромата розы (с 1917 г. эти духи больше не выпускались). Много шума наделали его духи «Букет Наполеона», приуроченные к 100-летию Бородинской битвы.

 

В те последние счастливые годы Эрнест Эдуардович уже был главным парфюмером фабрики. Красавца парфюмера знала не только вся артистическая Москва, но и в среде просвещенного купечества у него были друзья, память о которых он увековечит в своих великих духах. За кулисами Большого и Художественного театров он был своим. Станиславский, Андреева-Бальмонт, Бахрушин принимали его у себя дома, приглашали на дачи. Известные балерины и драматические актрисы влюблялись в него.

Удачное развитие дел прервала Первая мировая война. Бо ушел на фронт, где получил за храбрость несколько орденов. В 1918 году пришли известия, что фабрика национализирована, а Эрнесту лучше не возвращаться в Москву. Эрнест Бо начинает жизнь с нуля в послевоенной Франции. К 1920 году он снова занимается любимым делом на заводе Ралле в Грассе. 1920-е стали последним отблеском золотого века парфюмерии, закончившегося с началом Великой Депрессии, повсеместным переходом на искусственные заменители дорогих масел. Бо ценил только нарочитую искусственность, ту, которая противоречит природе, а не ту, которая тщетно пытается подражать ей. В конце 1918 года, когда соединение, в котором он служил, стояло на Кольском полуострове, его поразил особенный, свежий аромат заполярных озер и рек, освещенных незаходящим солнцем. Он вспоминал потом: «Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших усилий и трудов мне удалось воссоздать его, хотя первые альдегиды были неустойчивы». Следует пояснить, что класс т.н. жирных кислот, называемых альдегидами, придают духам ноту свежести, легкости. Это привело его к увлечению альдегидными ароматами, которые сделал модными Франсуа Коти. Но самыми знаменитыми альдегидными духами в мире стали Chanel No.5, изобретенные Эрнестом Бо, хотя он принял участие и в создании знаменитой «Русской кожи».

 

Еще несколько ароматов, популярных в СССР, выпускались фабрикой «Северное Сияние».

«Белая сирень», классические цветочные духи.

Если «Красная Москва» считалась ароматом дорогим и праздничным, то «Ландыш серебристый» были духами на каждый день. Аромат «Ландыша серебристого» был достаточно нейтральным парфюмом – душистым, свежим и стойким. В этих духах содержалось большое количество спирта, что позволяло мастерам-любителям из простого народа смешивать из него «коктейли».

 

Еще одни легендарные советские духи – мужской одеколон «Тройной». Эти духи были любимым ароматом Сталина. А простые потребители использовали одеколон в разных целях – душились, обрабатывали порезы, пили, протирали лицо после бритья (именно так пах после этого процесса мой дед). Одеколон «Тройной» выпускался в большом флаконе и стоил довольно дешево, чтобы быть доступным массовому потребителю.  История говорит, что прадед одеколона «Тройной» был завезен в Россию императором Наполеоном Бонапартом. Позже в аромат были добавлены масла нероли и бергамота, так получился известный всем одеколон «Тройной».

 

Конечно, были еще духи рижские, болгарские, польские, оставшиеся в носах и памяти благодаря мамам и бабушкам… И у каждой из нас есть воспоминания о каком-то из этих ароматов, таких родных и уже таких призрачных… Так давайте же хранить эти воспоминания как жемчужину из прошлого уже несуществующей страны.

Комментарии

  2 комментария
Ната11.01.2013 | 19:42
Спасибо - очень познавательно и интересно.
Princess_Irih14.01.2013 | 16:03
Не за что))
Была рада стараться.
Единственное, что сейчас (после поглощения новой информации), я бы добавила пару слов про Остроумова и его Парфюм де Фурор))

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера