ВХОД
Оценочный фундамент
В психологии, как научной, так и популярной, одна из самых популярных тем - тема самооценки. Любой интересующийся психологией, может вспомнить и назвать способы ее повышения: не сравнивать себя с другими, практиковать уверенное поведение, хвалить себя, заниматься любимым делом, представлять будущий успех и много еще чего. Но дело в том, что самооценка, является своеобразным центром личности и влияет на поведение и отношения человека. Она влияет на выбор партнера и способность устанавливать близкие отношения с людьми, лежит в основе созависимости и зависимости. Определяет уровень притязаний и степень успешности человека, часто является причиной откладывания важных дел. Проблемы уверенности в себе, застенчивости, установления границ и межличностных конфликтов тоже связаны с неадекватной самооценкой. В этой статье речь пойдет о том, как формируется самооценка, и что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку в становлении адекватной самооценки.
Наверное, каждый родитель может вспомнить состояние своего ребенка, когда тот впервые тянулся до погремушки, сделал первые шаги или достал заветно-запретный предмет. «У меня получилось! Я смог!» - буквально написано на лице малыша. Он сияет от гордости. Этот опыт индивидуальной деятельности (в том числе - владения своим телом) очень важен для формирования самооценки. И главное, что могут сделать родители – давать ребенку возможность получать такой опыт. Не делать за ребенка, там, где он может справиться сам. Помогать там, где это необходимо. Откликаться на просьбы ребенка о помощи. Делать вместе, а не вместо. Поддерживать в настойчивых попытках получить результат. А иногда – просто не мешать ребенку.
Но вот малыш самостоятельно забрался на горку или дошкольник собрал из конструктора корабль. Что происходит дальше? Как правило, ребенок стремится показать свои достижения взрослому: «Мама, смотри, что у меня получилось!». А иногда - взгляд в сторону родителя: «Видишь, как я могу?». Семья для ребенка представляет весь мир, поэтому отношения с родителями так важны.
Я - ценность!
В психологии существует теория зеркального Я. Суть ее в следующем: родители являются для ребенка своеобразным зеркалом. Если они проявляют в общении с ребенком любовь, доверие и уважение, ребенок приучается и сам относиться к себе, как к человеку, достойному этих чувств.
Уже в младенчестве у малыша складывается представление о своей ценности – основа будущей самооценки. Это некоторое ощущение «Я есть! И это замечательно!», «Я могу быть в этом мире». Конечно, малыш не думает и тем более не говорит таким словами. Это именно ощущение, которое формируется в процессе постоянного общения с родителями. В чем же особенности такого общения? Они интуитивно знакомы большинству родителей. И если систематизировать все эти «Агу – ага» и «Солнышко моё», то можно выделить основные моменты, на которые важно обращать внимание в первые годы жизни ребенка, для формирования у него положительного отношения к себе. Итак, важны:
В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ребенок не только ориентируется на оценку взрослых, но и начинает сравнивать себя со сверстниками: «Вот я пробежал быстрее Васи и Пети, значит, бегаю я хорошо». Так укрепляется общая и формируется конкретная самооценка. Это важнейшее достижение дошкольного возраста.
Родителям в этот период важно:
При этом обязательно
Итак, самооценка формируется в первые годы жизни. Она зависит от отношения близких взрослых к ребенку. В процессе развития ребенка это отношение родителей присваивается и становится самоотношением. Если родители часто критиковали, ребенок научится осуждать себя, если поддерживали и одобряли – научится хорошо к себе относиться. Мы можем научить только тому, что умеем сами, и потому самооценка детей часто схожа с самооценкой родителей. Изменить самооценку в течение жизни можно, но это процесс постепенный и не всегда простой. Мы не можем повлиять на то, что получили от своих родителей, но можем выбирать, что передать своим детям.
Наталья Чурилова, психолог-консультант
28 апреля в 19.00 – 21.00
Мастер-класс Натальи Чуриловой «Самооценка ребенка. Правила воспитания».
А также презентация III Фестиваля психологии и бизнеса «Душа и Дело», Листвянка, 11-15 июня 2015 года и розыгрыш билета на участие в одном дне фестиваля.
Байкальская 188/3 10 этаж, Центр психологии и творчества «Миддл Вей». Запись по тел.: 628-637
Комментарии
Оставить комментарий