ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

05.06.2009

Мода Древнего Египта

Мода Древнего Египта

Автор: Елена Берман, дизайнер одежды, член союза дизайнеров России, доцент кафедры геммологии Иркутского государственного технического университета.

Древний Египет — одна из самых удивительных загадок нашей цивилизации. Пирамиды, сфинксы, долина мертвых... Удивительна и мода Древнего Египта, которая сначала две тысячи лет формировалась, а затем еще три тысячи лет оставалась практически неизменной.

В 5000—3000 годах до н. э., в додинастический период, появляются первые модные элементы древнеегипетской одежды — плиссировка и вышивка, а также украшения из золота. В 3000—2000 годах до н. э. египтянами были открыты растительные красители для тканей желтого, голубого и коричневого цветов и одежда высших слоев становится цветной.

При тропическом климате на одежду смотрели как на неприятную необходимость. Женщины-египтянки носили длинную прозрачную рубаху-платье — каласирис. Дома египтянки одежды не носили вообще и украшали себя ожерельями, браслетами и головными уборами. Дети практически всегда ходили голые. Низшие классы даже в период расцвета египетской культуры нередко надевали только рубаху, которая спускалась от плеч до середины живота, оставляя нижнюю часть открытой.

И женщины, и мужчины Древнего Египта всегда носили парики из шерсти и волокна пальмы, надевая их на бритые головы. Их форма и пышность символизировали статус и были строго канонизированы. Иногда надевали два парика — короткий поверх длинного. Дети знати носили «локон юности» — накладную синюю прядь или косу, спущенную вдоль одного виска. Египтяне не носили бороды, накладная бородка была только у фараона, которую ему привязывали веревочками. Часто накладную бороду фараона заплетали в косу и покрывали лаком. Единственная женщина-фараон Хатшепсут в торжественных случаях так же надевала золотую бородку.

Рис. 1. Принц Хамуаст с «локоном юности».

Обувь, как и одежду, древние египтяне также не очень любили. Сначала сандалии носили только крестьяне или рабы во время работы. Дома обувь не носили вообще. Фараоны и знать надевали обувь в случае крайней необходимости, предпочитая ходить босыми, как бы показывая, что по «реальной» земле они не ступают. При этом в гробницу фараону клали золотые сандалии для пользования ими в загробной жизни. Египетские сандалии с высокими голенищами стали прототипом современных сапог. Подошву украшали рисунками, изображающими бытовые и военные сцены.

В отличие от одежды и обуви, древние египтяне любили ювелирные украшения и часто наделяли их сакральным смыслом. Заметной особенностью египетского костюма был воротник-ожерелье, прикрывавший плечи и верхнюю часть груди. Его носили мужчины и женщины. Часто оно было украшено золотом и разноцветной эмалью. До девяти лет все мальчики носили серьги. К чисто женским украшениям относились набедренные цепочки, которые надевались под прозрачные платья. Древние египтяне ценили в ювелирном изделии не только стоимость материала, но и работу мастера. Поэтому драгоценные камни часто соседствовали со стеклом и бисером. Именно в Древнем Египте из художественного стекла и смальты начали производить первую в мире бижутерию — бусы, серьги, амулеты.

Рис. 2. Золотое украшение с египетской символикой с сердоликом, бирюзой и цветной эмалью.

Как и жители Месопотамии, египетские мужчины и женщины пользовались косметикой. Они красили черной сурьмой брови и ресницы, обводили глаза широкими зелеными кругами, а руки и ноги окрашивали оранжевой краской.

Еще один интересный факт: одежду для траура египтяне не носили — для таких случаев у них существовали строго канонизированные обряды. Когда в чем-либо доме издыхала кошка — символ богини с кошачьей головой Басет, все его обитатели сбривали себе брови. Если издыхала собака — обривали все волосы на теле. Вдовы с распущенными волосами, посыпав голову землей, голыми бегали по улицам и кричали о потере дорогого супруга.

Фараоны, жрецы и придворные чиновники во время церемоний носили определенный костюм, отступать от которого строжайше воспрещалось. Когда в долине Нила существовало два государства, фараоны Южного Египта носили высокую кеглеобразную корону белого цвета, а правители Северного Египта — красную корону, открытой формы. После объединения в единое государство короны были вставлены одна в другую при сохранении цветов. Символом царской власти считался и немес — головная повязка из сложенного по диагонали квадратного куска ткани с сине-желтыми полосами и обод с уреем (коброй). У чиновников, художников и писцов немес назывался клафтом и был белым. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба — символ богини Исиды, как бы укрывающими ее голову своими крыльями. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса. Во время священнодействий жрецы надевали шкуры пантеры и леопарда. Символический смысл «справедливости» имело перо в головном уборе судьи. В «Книге мертвых», описывается о том, как сердце умершего взвешивают на суде Осириса — сердце, не отягощенное грехами, должно было быть легче птичьего пера.

Рис. 3. Посмертная маска Тутанхамона. На ней немес с уреем, накладная бородка, воротник-ожерелье.

Рис. 4. Фрагмент росписи гробницы царицы Нефертари в головном уборе в форме ястреба.

   

В начале двадцатого века, в эпоху ар деко, после раскопок гробницы Тутанхамона, в Европе появилась мода на все «египетское». Женщины делали стрижки, копирующие древнеегипетские парики, как египтянки подводили глаза и носили огромное количество ювелирных украшений с древнеегипетской символикой. К началу двадцать первого века женская стрижка каре так и осталась одной из самых распространенных. В современном сознании она скорее ассоциируется со стилем ар деко, чем с Древним Египтом.

О влиянии других древних цивилизаций на современную моду — читайте в следующих статьях.

 

Костюм как отражение идеалов времени: как зарождалась мода (статья 1)

Комментарии

  1 комментарий
Маша1.07.2009 | 17:16
очень интересные статьи Елены, хотелось бы продолжения

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера