ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

08.09.2021

Жозефина Бонапарт, любовь французских мужчин. Интересно о модном. Эпоха ампир.

Стиль ампир, самый недолговечный из больших стилей -  все упрощающий и такой неподражаемый! Простой и одновременно сложный!

Пожалуй, самое яркое влияние стиль ампир оказал на женскую моду.

Давайте разбираться, действительно ли законодательницей мод стиля ампир была Жозефина Бонапарт, и почему же этот стиль так быстро угас?

Нравилась ли новая мода французским мужчинам?

Жак Луи Давид. Портрет мадам Раймон де Вериньяк, 1799 г.

Началом существования стиля ампир принято считать 1800 год. Почему? В конце 1799 года Наполеон Бонапарт приходит к власти, революционные движения затихают, Франция строит Империю! Франция вступает в 19 век с новым правителем и новой модой – стиль ампир (фр. empire — «имперский стиль»). Франция - законодательница мод для всей европейской цивилизации. Ее государственному устройству пытались подражать, ее людям и их стилю пытались подражать!

Но предпосылки для зарождения стиля ампир появились чуть раньше, в конце 18 века, когда в женской моде появился неогреческий стиль.

Отчаянные модницы, как их называли merveilleuses (фр. - дивные, великолепные), а одной из них была Жозефина Богарне, носят платья а-ля антик из очень тонкого муслина. Ткань платьев была похожа на тонкие дамские нижние рубашки. Парижские острословы смеялись, что парижанкам достаточно одной только рубашки, чтобы быть одетыми по моде. Эта мода получила название а-ля соваж («a la sauvage» — нагая). Свидетели вспоминают, что когда к Наполеону подошла дама, одетая таким образом, он строго сказал ей: «Мадам, Вы не одеты. Идите оденьтесь!».

Но дамы, одетые в такие наряды, не могли не завораживать мужчин. Наполеон и сам попался в эти сети, женившись на вдове Богарне.


Франсуа Жерар. Портрет Жозефины, жены Наполеона, 1801 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Когда Наполеон приходит к власти, конечно, все смотрят на его жену – Жозефину (урожденную Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери). Смотрят и подражают ее стилю, ее моде. Несмотря на разницу в возрасте (Жозефина старше Бонапарта на 6 лет) и двоих детей Жозефины от предыдущего брака, первый консул пламенно влюблен в свою супругу и потакает всем ее модным прихотям. Это он начинает звать ее «Жозефина» и заставляет всех вокруг, включая самых близких родственников, называть ее также.

Жозефина хороша собой и, главное, умеет выгодно себя преподнести. Говорят, что мужчины не могли отвести от нее взгляд, столь обольстительна она была. И влюблялись в нее, лишь только ее увидев. Да, французские мужчины ее любили.

Но больше всех любил ее Наполеон Бонапарт. Он был пленен ее красотой, стилем и даже ее запахом. Он часто писал возлюбленной письма из разных походов. В одном из них говорилось: «Не мойся. Я спешу изо всех сил и через восемь дней приеду».

Жак Луи Давид. Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года. фрагмент

Бонапарт одаривал Жозефину необыкновенными, царскими подарками. Перед коронацией он преподнес ей диадему, стилизованную под лавровый венок и украшенную 1040 бриллиантами. Диадему по эскизу Наполеона изготовил известный ювелир Мари-Этьен Нито. Живописец немного изменил дизайн диадемы, но мы не можем его судить. Жозефина на картине прекрасна. По воспоминаниям очевидцев, и в жизни в этот день Жозефина выглядела роскошно как никогда.  

Говорят, что мадам Богарне по тратам на украшения превзошла даже королеву Марию-Антуанетту... Она не только получила «в наследство» многие украшения Марии-Антуанетты, но и постоянно заказывала новые. Своими прихотями она поддержала обедневших ремесленников - ювелиров, лишившихся работы после Французской революции. Сегодня украшения Жозефины можно увидеть в Лувре и многих коллекциях королевских дворов Европы. 

Антуан Жан Гро. Жозефина Ташер де ла Пейджери, Императрица французов, глядя на бюст своего сына Эжена де Божерн в Мальмезоне, 1808 г.

Наполеон усыновил обоих детей Жозефины, одарил их титулами, а в качестве свадебного подарка преподнёс супруге золотое кольцо с надписью Au destiné («Той, которая предназначена мне судьбой»). Несмотря на потрясающе чудесные жесты любви Наполеона, Жозефина не была верна своему супругу и делала огромные долги. Но именно ее связи помогли Бонапарту сделать карьеру и получить поддержку аристократии.

На что же еще тратила деньги Жозефина, кроме украшений? Безусловно, на балы, приемы и наряды. Она любила купаться в роскоши!

Франсуа Жерар. Императрица Жозефина Богарне, сидящая на троне. 1808 г.

Жозефина Бонапарт заказывала по 600 новых нарядов в год, обожала ленты, шляпки, шали, бижутерию и драгоценности.

Одевалась она утром по 3 часа, меняла белье три раза в день и носила только совершенно новые чулки, что для тех времен было очень дорогим аксессуаром.

Луи Ипполит Леруа, самый модный портной, имевший магазин на улице Ришелье в Париже, был доверенным лицом Жозефины. Он был ответственным за гардероб императрицы. Его называли богом шифона. Счета от знаменитого кутюрье, говорят, производили больше переполоха, чем любовные письма.

Для Жозефины Леруа старался особенно: придумывал невообразимые туалеты: платье, покрытое сотнями тысяч лепестков свежих розовых роз, нашитых на тончайшую кисею и закрепленных бриллиантами; платье из перышек экзотических птиц, прикрепленных к основе жемчужинами; платье из тончайшего тюля, усыпанное бриллиантовыми звездочками.

Даже будучи уже в разводе с Бонапартом (он развелся со своей любимой, чтобы получить возможность иметь наследников), Жозефина продолжала быть лучшей клиенткой Луи Ипполита Леруа.

Анри Франсуа Ризенер. Портрет императрицы Жозефины, 1806 г.

Жозефина обожала шали. Говорят, что никто в Париже не мог так грациозно носить шали, как она. Именно она ввела моду на этот женский аксессуар эпохи ампир. В ее коллекции насчитывалось 400 (!) самых дорогих и изысканных шалей, которыми она обрамляла несметное число драгоценных платьев. Шали, благодаря Жозефине, стали настолько популярны, что появляется даже танец «па де шаль». Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку.

Пьер Луи Бувье. Портрет императрицы Жозефины, 1812 г. Лувр

Этот портрет сделан уже после развода Жозефины и Бонапарта, но подписан он правильно. По настоянию Наполеона, титул императрицы за Жозефиной был сохранен. Она продолжала купаться в роскоши, чуть более сдержанной, но все же наслаждалась жизнью. Ей достались Елисейский дворец и Мальмезон.

Стиль ампир стал быстро популярен и в России.

Уже в 1800 году мы видим портрет Российской императорской семьи, все одеты по последней моде в стиле ампир

Герхардт фон Кюгельген, Портрет Павла I с семьёй. 1800 г. Государственный музей-заповедник «Павловск» 

Женская мода ампир – такая летящая, такая струящаяся. Почему? Конец 18-начало 19 века – повальное увлечение классицизмом, возникает неоклассицизм. Люди увлечены древнегреческими поэмами, римской архитектурой и скульптурами. Они пытаются подражать в одежде античным статуям, белым формам колонн. Именно поэтому женская мода того времени такая «вытянутая». Линия талии завышенная, давая возможность в силуэте платья продемонстрировать как можно большее количество складок, так напоминающих каннелюры в колоннах.

Колонны с каннелюрами храма Дианы в Эворе (Португалия)

Женская одежда начала 19 века внешне действительно напоминает пеплосы и хитоны. Но что-то было должно появиться и новое в моде. Женщины не могли просто взять и повторить моду Римской империи, которую мужчины пытались воссоздать на французской земле.

Появились чудесные рукава-фонарики, так подчеркивающие нежность женских рук.

Франсуа Жерар. Гортензия Богране (дочь Жозефины) с сыном, 1806 г.

Но представляете, что еще придумали женщины в начале 19 века? Для того, чтобы платье хорошо сидело, его надевали мокрым. Чтобы подчеркнуть складки и соблазнительный дамский силуэт! Огромное количество дам умирало от этой моды в Европе, эту болезнь так и называли – муслиновой. По названию тонкой ткани – муслин. Воспаление легких ведь в те времена было очень опасным и смертельным заболеванием. Что уж говорить о России с ее длинными зимами и холодными ветрами… Красота требует жертв. Для начала 19 века эта фраза звучит жестокой правдой.

Мари Гильхельмин Бенуа. Мадам Филипп Панон Десбассайнс де Ришмон и ее сын, Эжен, 1802 г.

Хорошо, что стиль ампир в течение нескольких десятилетий своего господства трансформировался, в том числе и под погодные условия Европы и России: появились длинные рукава, глубокое декольте стали закрывать прозрачными вставками. Цвета женских платьев ампира, в самом начале века белые и светлые, перешли в более темные. Ткани стали более плотными.

Женщины использовали перчатки и меха как дополнительные аксессуары, но они были не только для красоты, а для тепла.

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадемуазель Ривьер, 1805 г.

Стиль ампир позволил дамам отказаться от неудобных корсетов, вычурных украшений, неестественных париков и огромных пышных юбок эпохи рококо в пользу естественной и благородной красоты. Но мужчины все равно высмеивали женскую моду. Или привлекали к ней внимание?

Джеймс Гилрей. «Женское платье, каким оно скоро будет»

Костюм в стиле ампир дополнялся головными уборами всевозможных фасонов. В одном из писем к своему соратнику, Наполеон пишет, что за месяц Жозефина заказала (а ему пришлось заплатить за) 38 шляпок, но ведь в месяце всего 31 день. Особенно популярны были капоры всевозможных фасонов, иногда с вуалью. По поводу капоров карикатуристы также оставили свои творения.

Уединенное свидание. Французская карикатура. 1810-е годы

Вот такая была мода ампир, которая теперь у вас будет ассоциироваться, надеюсь, не только с балом Наташи Ростовой, но еще и с императрицей Жозефиной. Женщиной, оставившей след в истории.

Многие говорят о том, что Жозефина была талисманом Наполеона. Как только он ее оставил, у него начались беды и поражения на полях сражений.

Но это только предположение.

Доподлинно мы знаем, что Бонапарт любил Жозефину до конца жизни, именно ее имя было последним словом, слетевшим с губ умирающего полководца.

С закатом империи Наполеона связано и завершение стиля ампир в европейском искусстве.

Специально для Irkfashion.ru материал подготовлен искусствоведом  Ольгой Стрекаловской @olga_strekalovskaya 

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2021 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера