ВХОД
Ткачество - у многих эти слова ассоциируются с чем-то старинным. Старое, ненужное, отжившее свой срок. А у кого-то с более милыми и теплыми воспоминаниям из детства - с бабушкой, деревней. Бабушка раньше ткала на станке. Но сейчас уже нет ни бабушки, ни станка…
Фото автора (стилизованный княжеский костюм домонгольского периода) и ткацкий станок «Кросна» (правда, бытовавший преимущественно в XIX веке)
Ткачество – одно из древнейших ремесел, начало которого идет от неолита. В России расцвет этого ремесла произошел в XVIII-XIX веках, когда женщины в крестьянских семьях практически все ткали. Дома в каждой семье находился станок и все необходимые одежда, ткани, настилы, производились самой хозяйкой дома. В ход шли старые обветшалые тряпочки, которые нарывались на мелкие кусочки, именуемые дранками и из них изготавливались половички.
Фото автора
В этот же период в России стали появляться и кустарные производства, когда на дому хозяйками производилась ткань на продажу. Позднее такие производства объединялись и создавались мануфактуры. Примером такого производства служит мануфактура крестьянина Петра Кузьмича Коновалова (1781-1846), фабриканта Костромской губернии.
П.К. Коновалов (фото из интернета)
В ручном ткачестве появляются различные техники и переплетения. При этом в разных губерниях бытовала своя особенная техника: закладное ткачество, браное, мережка и т.д. Ткацкие переплетениях: полотняное, репсовое, саржевое, рогожка, в результате чего можно было получить ткань интересной и не похожей друг на друга.
Сегодня ткань производят фабрики. Уже нет необходимости в наличии дома ткацкого станка и в самостоятельном ткачестве. Можно сходить в магазин и все купить. Ручное ткачество постепенно стало забываться, оно стало отголоском прошлого. Исключением являются хэндмейдеры, для которых данное ремесло - отдушина, способ создать нечто творческое, теплое, с душой.
Но!
В XX веке начинают формироваться и приобретают известность модные дома. Кутюрье и модельеры до середины XX века становятся законодателями мод. Мы и сегодня слышим, видим и знаем эти легендарные имена: Chanel, Dior, Armani, Prada, Gucci… Дизайнеры с мировым именем разрабатывают эскизы, концепцию, затем вместе с командой все это воплощается в реальность. Но где они берут ткани для производства? Фабричное штамповочное полотно? Отнюдь. Большинство из известных мировых домов черпают свое вдохновение из ручного ткачества, а некоторые активно используют его в своих коллекциях. Об этом не говорят и не пишут. Но большинство работ известных мировых брендов полностью создано вручную, начиная от ткани, одним словом - haute couture.
Мировые бренды не раскрывают в большинстве случаев информацию о своих поставщиках ткани. Становится это известно только тогда, когда Дом моды выкупает очередную старую ремесленную компанию, как это сделал модный дом Chanel с шотландским производителем кашемира Barrie Knitwear.
Также одним из поставщиков ткани для Chanel является фирма Harris Tweed, которая производит твидовую ткань традиционным способом, т.е. вручную. Производство располагается на островах Шотландии, где местные жители вручную обрабатывают, собирают овечью шерсть, а затем ее ткут.
Это саржевое переплетение, которое ткётся на ручных станках с использованием шерсти, замечу, красится шерсть также вручную. Данное переплетение делает ткань рыхлой, что позволяет моделировать форму. Также при работе на многоремизном ткацком станке благодаря заправке можно создавать узоры, такие как елочка, клетка, пестрый меланж, что активно Chanel и использует в своих коллекциях.
Вспомним коллекцию «Осень-зима 2019/20», созданную еще Карлом Лагерфельдом, она полна твидовым изобилием. Эта коллекция была последним творением великого дизайнера. Показ был на горнолыжном курорте на фоне заснеженной альпийской деревни. Вязаные кардиганы, шерстяные брюки, зимние юбки, всевозможные варианты клетки.
Фото из интернета
Про стоимость ручного труда
Цены на Chanel, например, пальто из шерсти 9200 долларов, т.е. на апрель 2021 года при курсе доллара примерно 75 руб., пальто в рублях будет стоить 690 тыс. руб. Шарф 2350 долларов – примерно 176 тыс. руб.
*Информация для тех, кто ткет: для твида чаще всего используют именно буклированную пряжу.
В инстаграм аккаунте модного дома @dior можно увидеть процессы ручного ткачества. Производство костюмной ткани для пошива пальто, кардиганов действительно осуществляется на ручном ткацком станке. Возможно добавить в сам процесс ткачества бусины, пайетки, ленты и как в случае Dior – перья.
Ручное ткачество многогранно. Оно позволяет создавать ткани, которые точно не встретить в обычном магазине. Они фактурны, рельефны, абсолютно неожиданный материал можно встретить в тканом утке. Это простор для творческой реализации, простор для буйства фантазии, столько вдохновения и креатива. Так что в век индустриализации все чаще взор человечества падает на индивидуализм и ручное производство.
Автор статьи Валентина Соломатова - историк, искусствовед, педагог, реконструктор исторических костюмов.
Комментарии
Оставить комментарий