ВХОД
«Простое выражение сложной мысли» - именно этой фразой в далеких 1960-х годах художник Дональд Джадд описал минимализм.
Современный мир моды поделен на два больших лагеря. Один лагерь выбирает яркость, оригинальность и эксцентричность глянцевой моды, где гонятся за трендами, массовостью и избыточным потреблением. Второй же лагерь подчеркнуто выбирает минимализм. Причем минимализм выбирается не просто как модное направление в одежде, это целый образ жизни и мышления.
Calvin Klein, 1994г.
Стиль минимализм можно охарактеризовать следующими словами – простота, функциональность, комфорт и осознанное потребление. Тренд на переработку и этичность задает новое поколение Z, которые готовы переплатить брендам за органичность материала и за возможность его переработать. Так же поколение Z не хочет тратить деньги на вещи, которые быстро устаревают уже в следующем сезоне. Тем самым новым поколением поднимаются вопросы рационального использования и максимальное сохранение природных ресурсов. Современный минимализм стал одним из ответственных способов потребления моды, а так же философией, пронизывающей нынешнее модное сознание.
Очень интересно проследить взлеты и спады на спрос этого стиля. Все взлеты и небывалая востребованность всегда шли рука об руку с мировыми кризисами и напряженной картиной на геополитической карте Мира. Чем меньше у людей было свободных финансов, рабочих мест, тем больше люди расчищали своё пространство. Люди находили удовольствие в простом, облегчали форму и силуэты одежды, стремились к осознанному и гармоничному наполнению пространству вокруг себя.
«Маленький костюм Шанель», Chanel, 1959г.
Родоначальницей в концепции минимализма в дизайне одежды стала реформатор женской моды Коко Шанель. Идея «маленького черного платья» – основа минималистского гардероба. Это нейтральная с точки зрения цвета и формы вещь, что позволяло её видоизменять с помощью аксессуаров и дополнений в разных жизненных ситуациях. Но платье нельзя было носить несколько лет подряд – его силуэт и длина по-прежнему зависели от моды. Тогда Шанель смогла разрушить эту зависимость, предложив в 1954 г. «маленький костюм в стиле Шанель» и заменив им своё знаменитое платье. Обладая многофункциональностью «маленького черного платья», костюм еще и имел узнаваемые признаки «стиля Шанель». Его можно было носить, как считала его создательница, пять-шесть лет, а на самом деле – практически вечно, так как его моральный износ совпадал с физическим износом. В 1930-е гг. минимализм вошел в моду, но уже как стиль элиты, а не дерзких революционеров. Направлением в массовой моде минимализм стал только после Второй мировой войны.
Helmut Lang, 1997г.
В 1990-е гг. наступило «новое пришествие» минимализма. На это повлияло увлечение восточными духовными практиками, а также перенасыщенность в 1980-х агрессивными и вызывающими образами, навязанные поп-культурой. Минимализм 1990-х культивировал понятия меры и гармонии, простоту форм, артистичную недосказанность стиля, соответствующие эстетическим принципам дзен-буддизма. В нулевая массовая популярность минимализма сходит на нет опять на целое десятилетие. Однако в 2010-е гг. под влиянием экономического и экологического кризисов минимализм опять стал востребован – одним из символов его новой популярности стала замена Джона Гальяно в качестве арт-директора Дома DIOR на минималиста Рафа Симонса.
Современными молодыми потребителями одежда воспринимается в большей степени уже не как показатель социального статуса, а как объект, наделенный смыслами, ценность которого определяется контекстом. Покупатель поколения Z выбирает даже не вещи с определенной функцией, а воспоминания, эмоции, опыт, не саму форму одежды, а смыслы, заключенные в визуальных образах, при этом сама форма может быть нейтральной. Новое поколение стремится продемонстрировать не материальные возможности, а свой вкус и вовлеченность в процессы современной жизни. И проще всего это сделать через одежду.
Martin Margiela, 2000г.
Перенос внимания на осознанность вновь сделал актуальным простые формы одежды, которые стали своеобразным «чистым холстом» для рисунков и надписей. Бренды этичной моды, как правило, придерживаются минимализма, что делает это направление еще более актуальным. Свойство минимализма быть «eco-friendly». С 2010-е гг. это стало пониматься как важное конкурентное преимущество, соответствующее тенденции к снижению темпов производства и потребления.
Calvin Klein, 2011г
На сегодняшний день стиль минимализм переживает очередной спад, но уже не такой сильный, как в прошлые разы. И по неустойчивой ситуации во всем мире можно спрогнозировать, что новый подъем на этот стиль будет не за горами. Поэтому не советуем убирать далеко вещи в минималистичном стиле. А как правильно собрать функциональный гардероб минималиста и идти в ногу с трендом «eco-friendly» мы с вами рассмотрим в следующий раз.
Автор Кристина Жоглик @christina_zhoglik
Комментарии
Оставить комментарий