ВХОД
Византия – загадочная, красочная, уникальная исчезнувшая цивилизация.
Сформировавшаяся на базе Древнего Рима, центром которой являлся Константинополь, крупнейший и богатейший город Средневекового мира, Византия долгое время хранила античные традиции, а её культура – это сплав античности, христианства и Востока.
Если говорить про одежду, Византия взяла многое из восточного костюма, приправив её христианской целомудренностью, опирающейся на античную основу.
Фрагмент мозаики из Базилики Сан-Витале, Равенна, Италия
В византийской традиции часто изображали глаза большими, чем они были на самом деле. Византийские мастера рисовали их широко распахнутыми и глубокими, такой облик считался более духовным, ведь глаза являются зеркалом душ человеческих. Одежда должна была полностью скрывать греховное тело, именно поэтому делался акцент на лицо и взгляд.
Акцентными были и дорогие ткани, использовавшиеся для изготовления византийского костюма. Основной тканью была парча́. В переводе с персидского языка это слово означает «материя». Секрет невероятного блеска этой ткани в том, что шелковая нить переплетается с серебряной или золотой нитью. Парча была изобретена в Китае. И стоила чрезвычайно дорого, так что позволить ее себе иметь могли только члены императорской семьи. Со временем технология производства парчи попала в Византию, где эту ткань начали дополнительно украшать драгоценными камнями и искусной вышивкой. Не стоит говорить о том, что стоимость такой ткани стала баснословной.
Парча в Византии шла на одежду очень богатых людей. Любое изделие из этой ткани выглядело по-королевски благодаря блеску и наличию оригинального узора. Именно специфика парчи - плотность, крупный рисунок и вес повлияли на изменения римского костюма в Византии и отказ от драпировки. Одежда из парчи не драпируется, а стоит, как праздничная упаковка, вокруг фигуры. Этого и добивались византийцы – отвлечь внимание от греховного тела, замаскировать его.
Производство парчи в Византии было привилегией государства, долгое время ее не позволяли вывозить за пределы страны. Считалось, что парчу могут носить только византийцы.
Женская красота очень ценилась в Византии. Женщина должна быть не только хорошей хозяйкой и духовной особой, но и быть хороша собой. Первыми красавицами считались императрицы, которых отыскивали в самых отдаленных провинциях и привозили в Константинополь на смотрины. Император выбирал себе жену, одевшись в парадное облачение, весившее 30-35 кг из-за обилия парчи и драгоценностей.
Та же традиция выбора самой красивой невесты перешла и в Московское Царство. Вообще, Древняя Русь очень много заимствовала у Византии, не только государственный герб, но и облачения царские и церковные.
Мозаика из Базилики Сан-Витале, Равенна, Италия
На очень долгое время византийская мода стала прообразом для костюмов самого высшего сословия Древней Руси. В наше время измененную византийскую моду мы можем увидеть в православных храмах, в церковных облачениях священнослужителей.
Византийская цивилизация вдохновляет по прошествии веков и звезд на ковровых дорожках.
Премия Эмми 2019, Гвендолин Кристи
И модных дизайнеров. Представляю вам великолепную коллекцию Dolce & Gabbana осень-зима 2013-2014, вдохновленную красотой византийских императриц.
Попробуйте и вы представить себя в роли византийской принцессы!
Автор Ольга Аксаментова, искусствовед
Комментарии
Оставить комментарий