ВХОД
История украшений. Часть вторая.
Принято считать, что стиль барокко появился в Италии в 16 веке. У возникновения барокко были свои социальные предпосылки. Знать Италии, которая тогда находилась под гнетом испанцев и французов, пыталась компенсировать утрату власти кричащей демонстрацией роскоши. Если говорить об архитектуре, то здания в стиле барокко отличаются симметричностью и «скульптурными», волнообразными линиями, где вместо круга скорее – овал, а формы – преувеличены.
Ювелирные изделия в стиле барокко отличались обилием золота, разноцветных эмалей и ярких драгоценных камней – либо же крупных жемчужин. Знать отдавала предпочтения многорядным нитям жемчуга, серьгам «жирандоль» с жемчужными подвескам, крупным брошам (например, брошам-сквалажам, которые крепились на шейную ленту или декольте). А популярная тогда брошь-бант позднее получит название «брошь де Севинье».
В противовес роскошному барокко во Франции зародился стиль «рококо», который отличали ассиметрия, плавность, пастельные тона и утонченность. Украшения в этом стиле выполнены в более фривольной, невесомой манере. На первое место среди драгоценностей выходит бриллиант, который теперь принято оправлять в серебро. На пике популярности находятся парюры (комплекты украшений), серьги «бриолез» - украшения с длинными подвесками, «каплями» и «звездами». Сложносочиненные дамские прически украшают ажурные шпильки, эгреты (украшения с перьями).
На смену игривому рококо пришел классицизм, как отражения равновесия, гармоничности пропорций и сдержанности. Фактически, его породила усталость общества от придворной роскоши. В эпоху классицизма женщины стали сдержаннее в выборе украшений, отдавая предпочтение лаконичным брошам, камеям или эмалевым портретным миниатюрам. После наполеоновской войны в моду вошли медальоны, в которые вплетались волосы погибших родственников, а также броши и кольца с мотивами скорби и памяти. Популярными тогда были геммы – драгоценные камни с углубленной или выпуклой резьбой, которые были обнаружены в ходе археологических раскопок. Находки вставляли в броши, в кольца, серьги, пряжки, пояса и даже в ожерелья и диадемы. Голову украшали золотыми обручами, часто с гравированным меандром. В особых случаях надевали роскошные диадемы с бриллиантами и жемчугом.
Завершающей стадией развития классицизма принято считать ампир. Ампир отличали рельефные детали, отсылающие к древним эпохам – львиные маски, египетские мотивы, изображения военной тематики, грифоны и т.д. Основными «потребителями» украшений в стиле ампир были находящиеся у трона семьи. Так, коронационный обруч Наполеона имел вид античного венца. Придворный ювелир Наполеона Этьен Нито — автор парюр для императрицы Марии-Луизы. В этот период популярны были диадемы в виде золотых лавровых венков или венков их колосьев, а также камеи.
Комментарии
Оставить комментарий