ВХОД
Уже давно настали те времена, когда одежда перестала выполнять лишь защитную функцию, а предметы искусства перестали быть чем-то дорогим и недостижимым. Сегодня творения художников и модельеров буквально идут нога в ногу, а иногда и глубоко проникают друг в друга, образуя нечто совершенно новое.
На протяжении всей истории художники посредством своих произведений пытались раздвинуть границы нашего восприятия, приглашая в мир своих грез и фантазий. Примерно этим же занимаются и модельеры, из поколения в поколение открывая новую эстетику в таком, казалось бы, тривиальном объекте, как одежда. Примечательно, что мода и искусство в своем развитии прошли примерно одни и те же этапы: совершенствование техники до самого конца XIX века, затем резкая смена направления развития, и вот интересна уже больше мораль, а не только прикладная эстетика. Далее следовала стадия поп-арта, которая в моде выглядела как диктатура моды и кич 80х, а сейчас окончательно сместилась в зону концепции.
Именно в начале XX века был заложен фундамент этих и по сей день крепких отношений, когда художники, архитекторы и прочие люди искусства вступили в область промышленного дизайна и моды. Густав Климт делал принты и рисовал скетчи моделей одежды, а король моды Поль Пуаре основал Ecole Martin — бренд, под которым выпускались предметы интерьера, разработанные художниками. Влияние идей искусства на моду в то время было революционным, и многие такие творческие союзы навсегда вошли в историю.
В 1934 году арт-директором малоизвестного журнала Harper’s Bazaar становится выходец из России Алексей Бордович. Ему удается буквально совершить переворот в мире моды вообще и в истории своего журнала в частности, привлекая к работе над выпусками самых известных, скандальных и талантливых современников. В журнале появились чувственные фотографии Мана Рэя (одна из его любимых моделей — Мария Бенц, или Нуш, вторая жена Поля Элюара) и иллюстрации таких революционеров от живописи, как Жан Кокто, Жоан Миро и, конечно, Сальвадор Дали. Безусловно, такой эксперимент сотрудничества с Дали и другими сюрреалистами был рискованным для журнала, позиционирующегося как женский, но итог превзошел все ожидания. Получив своеобразную культурную «пощечину», общество ожило и задышало, издание приобрело огромное количество поклонников и с тех пор входит в число самых престижных модных женских журналов.
Обложка Harper’s Bazaar (ноябрь 1944) и работа Дали «Портрет мисс Джек Уорнер»
Рука гения оставила свой след и на страницах другого легендарного издания - Vogue заказал Дали разработку обложки для одного из номеров в 1939 году, в итоге укрепив свои позиции прогрессивного модного журнала. Иллюстрации сюрреалиста появлялись в нескольких номерах Vogue, а в 1944 и 1946 годах работы Дали вновь становились украшением обложки.
Самым сюрреалистическим союзом можно считать союз Эльзы Скиапарелли, Жана Кокто и Сальвадора Дали, вошедший в историю моды и искусства одновременно. Эльза не упускала случая шокировать публику, реализуя принципы сюрреализма в конструировании одежды, а Сальвадора и Жана очаровала идея создания арт-шедевров в платьях и костюмах. Тем не менее, одежда и аксессуары, созданные скорее как творческий эксперимент, стали пользоваться невероятным успехом. Сама герцогиня Виндзорская с огромным удовольствием примерила на себя платье, на котором изображен натюрморт из омара и петрушки. В итоге, в июле 1928 года небольшая мастерская Скиапарелли превратилась в настоящий модный дом, правда, самый сумасшедший из всех существующих до и после.
С легкой руки Гения в моде появилось еще одно направление - искусство боди-арта. Верушка фон Лендорф, легендарная модель, считает встречу с Дали самым захватывающим моментом в своей карьере. Демонстрировать только одежду и аксессуары – слишком скучно, а интегрировать свою потрясающую фотогеничность, пластичность и стать в современное прогрессивное искусство – это, несомненно, шаг в вечность. Так оно и вышло. С Дали она познакомилась в начале 60-х, и их перфоманс с пеной для бритья сделал из красивой женщины некое фантастическое существо, человеческую модификацию. Верушка вспоминает, что именно после этого она задумалась, каким еще образом можно использовать собственное тело – практически неиссякаемый ресурс – в искусстве. Так она стала пламенным популяризатором и адептом боди-арта.
Ив Сен-Лоран также черпал идеи в искусстве. В 1965 году появилась коллекция по мотивам живописи Модильяни, кроме того, модельера вдохновляли произведения Пикассо, Ван Гога, Мондриана, Матисса.
Джон Гальяно создавал свои коллекции для Диор под впечатлением картин Врубеля, Климта, Болдини, а костюм героини Милы Йовович в фильме «5 элемент», созданный Жаном-Полем Готье, отсылает нас к «Сломанной колонне» Фриды Кало.
Вот и сегодня творческий союз живописи и моды вновь на пике популярности. Капсульная коллекция Дианы фон Фюрстенберг посвящена творчеству Энди Уорхола. Над коллекцией Prada работали французский иллюстратор Жанна Деталлан и бруклинский стрит-арт-художник Габриэль Спектр. Принты с их модернистскими работами украсили платья, пальто, шубы, сумки-трапеции и даже стены помещения для показа. Для дефиле весенне-летней коллекции Chanel Карл Лагерфельд превратил парижский Гран-Пале в центр современного искусства, а моделей и одежду – в арт-объекты, использовав для этого все цвета радуги. И это лишь несколько примеров!
Современное искусство шокирует, волнует, заставляет говорить о себе и таким образом подготавливает почву для модных тенденций, которые тоже должны немного шокировать, но при этом вызывать ощущение дежавю. Именно поэтому в штат всех крупных домов моды обязательно входят эксперты в области современного искусства, ведь только они могут с точностью сказать, к чему люди готовы прямо сейчас.
Сегодня, как никогда ранее, мода и искусство сплелись так сильно, что найти грань между ними становится всё сложнее. Ретроспективы творчества дизайнеров проходят в музеях мирового значения, художники всё чаще становятся соавторами модных коллекций. Говорят, основой такого прочного союза служит лишь экономика: растиражированное и выпущенное в «массы» искусство, с одной стороны, и хорошо продающиеся коллекции с узнаваемыми образами великих полотен, с другой. Хорошо это или не очень - рассудит время, нам лишь остается наблюдать, как настоящее искусство становится прикладным, а мода - самым настоящим искусством...
Екатерина Ступко
Комментарии
Оставить комментарий