ВХОД
Цветочный принт – мода, история, стилистика
То, что мы сегодня привыкли называть «принтом», десятки тысяч лет назад имело для человечества сакральный смысл. С развитием у древних людей торговли, орнаменты стали не только трактоваться по-разному, но и нести в себе куда более сильное художественное начало. Постепенно стили и образы орнамента перекочевали на одежду, становясь сложнее и обретая все большее значение. Сегодня мы предлагаем вам поговорить об одном из таких принтов, вероятно, самом летнем – цветочном.
Растительные узоры стали появляться еще в орнаментах древних империй: например, в персидских рисунках часто использовались распустившиеся цветы ромашки или маргаритки; в Древнем Египте одежда украшалась цветами лотоса; в Древней Греции на одежду наносился узор пальметта, напоминающий пальмовые листья. Но только в китайской и японской культуре растительный мир перестал быть чем-то исключительно декоративным и приобрел свой язык и подтекст: известно, что в китайской живописи стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива – дружбу, цветы пиона – знатность и богатство, цветок и бабочка – любовь.
При этом тонкая цветочная кайма могла проходить по краю одежды или мелким рисунком покрывать всю ткань. И не стоит забывать о цветочных шелках, которые производились в Японии и Китае на протяжении многих столетий. Эти ткани (особенно в начала 19 века) оказали большое влияние на европейских художников и европейское искусство в целом, дав начало моде на ориентализм.
К сожалению, большой популярности цветочный принт не имел и вошел в моду только в 18 веке. Хотя, надо заметить, что каждый период в истории европейского костюма этот принт использовался тем или иным образом. Так, итальянский текстиль, расшитый цветами, стал цениться с 14 века, а уже в 18 веке самые модные ткани стали производиться во Франции: на них появлялись то отдельные цветы, то целые букеты.
Цветочный принт можно встретить в творчестве Боттичелли – например, на его «Венере» нимфа, которая подает богине покрывало, одета в платье в мелкий цветочек
Популярность цветочному принту принесла эпоха рококо, когда в моду вошли платья из тонкого шелка, требующие изящных рисунков. Исторические источники сообщают, что в первой половине восемнадцатого века в Англии работала знаменитая Анна Мария Гартуэйт, нарисовавшая огромное количество узоров для шелковых тканей, некоторые из которых, к счастью, дошли и до наших дней. Они стали своеобразной классикой жанра – ведь если до той поры на английскую моду сильнейшее влияние оказывала Франция, то теперь вырабатывается собственный, узнаваемый «английский стиль». Помимо самих орнаментов, развиваются и технологии выполнения: их можно было вышить, соткать узорчатую ткань, сделать набивной рисунок (именно тогда в моду вошли яркие летние ткани, которые не линяли при стирке и назывались «chintz», или «ситец»).
Кстати, существует еще одно название тканей в цветочек - Liberty. Именно так называлась английская компания по производству текстиля, которая возникла еще в середине 19 века и успешно существует до сих пор. Правда, особенно хорошо дела у фирмы пошли в 30-е годы 20 века, когда вновь в моду вошли нежные цветы. Именно они отвечали снова возродившемуся после буйных двадцатых стремлению к женственности, мягким округлым линиям в одежде и фигуре, светлым тонам.
Слева – ткани из коллекции Liberty of London, справа - ткань либерти в рекламной кампании Cacharel
Одним из самых знаковых событий в жизни цветочного принта в 20 веке стало появление в 1966 году рисунка «Флора» от Gucci, которым марка обязана Грейс Келли, для нее был создан платок с цветочным рисунком, над которым трудился дизайнера Витторио Аккорнеро. С этого времени «Флора» стала визитной карточкой Gucci, её многочисленные вариации появляются время от времени в новых коллекциях марки.
Платок 1966 года, журнальные съемки 1970-х и 1990-х годов, блузка 1960-е, платье Gucci из коллекции Resort 2013
Растительный принт был очень популярен в 1970-х. На смену кричащим артистичным рисункам 1960-х пришли мягкие растительные узоры, ткани с мелким оттиском. Возвращение к спокойствию природы и сельской жизни было одной из основных тенденций десятилетия, наряду с другими – глэм-роком, диско, панком и спортивным стилем на улицах. В 1970-х в мир большой моды также пришли японцы, принеся с собой новое понимание кроя. Первым был Кензо, обосновавшийся в Париже в 1970-м году. Переосмысляя стиль «хиппи», Кензо часто использовал жизнерадостный цветочный орнамент.
Журнальная съемка 1970-х, деталь платья Kenzo 1975 года
Сегодня дизайнеры предлагают модницам огромное количество моделей с цветочным принтом. Даже те, кто боится выглядеть как клумба, могут найти что-то на свой вкус в актуальных коллекциях – например, у Dolce&Gabbana, Elie Saab или Naeem Khan.
Текст – Ирина Шувалова. По материалам сайтов art-of-shopping.livejournal.com, e-mm.ru, ru-tkani.livejournal.com.
Комментарии
Оставить комментарий