ВХОД
Универмаги с вековой историей и мировой славой
Сегодня торговые центры уже не кажутся чем-то необычным и революционным. Они прочно обосновались во всех развитых странах и представляют собой целые торгово-развлекательные города. Но как все начиналось? Как вообще появились торговые центры? Об этом, а также о самых крупных и известных торговых центрах и универмагах мира мы и хотим рассказать вам сегодня.
Универмаг Le Bon Marche уже более полутора веков выступает образцом для подражания всех торговых центров мира. Bon Marche, расположенный на левом берегу Сены в 20 минутах ходьбы от Люксембургского сада (6-ой округ), – это пятиуровневый универмаг одежды, обуви и товаров для дома, а также внушительных размеров гастроном. В 2012 году универмагу исполнилось 160 лет.
Все началось в 1852 году, когда Аристид Бусико (Aristide Boucicaut) и его супруга Маргарита вместе с братьями Видо возглавили дирекцию магазина «Недорогих товаров» (так переводится название «Au Bon Marche»). Магазин, расположенный в 7 округе на левом берегу Парижа по улице Севр, занимал площадь в 100 квадратных метров, и в нем работало на тот момент всего 12 человек. При этом его годовой торговый оборот составлял примерно 450000 франков.
В период с 1852 по 1860 г. эта цифра достигла уже 5 миллионов. Однако братья Видо были очень напуганы новаторскими идеями Аристида Бусико, которые они считали чересчур смелыми, и в 1863 году отошли от дел. Тогда Аристид Бусико взял взаймы 1,5 миллиона франков для того, чтобы выкупить свою долю и продолжить революцию в торговле. Для осуществления своих грандиозных планов Аристиду Бусико понадобились не только деньги, но и место, и в 1869 г. он выкупает находившуюся поблизости заброшенную больницу, чтобы построить на этом месте самый большой магазин в Париже и первый в истории универмаг. Работа была поручена архитектору Луи Шарлю Буало и инженеру Густаву Эйфелю. При строительстве были использованы железные основы для инсталляции стеклянных перекрытий в потолке, благодаря которым внутрь магазина проникал бы дневной свет. Сам Аристид Бусико не дожил до счастливого момента открытия нового магазина в 1887 году, оставив своей вдове в наследство предприятие с 1788 служащими и торговым оборотом в 72 миллиона франков, иными слова в 160 раз больше, чем в 1852 г.
Магазин был задуман и создан исключительно для женской клиентуры и, чтобы подтолкнуть дам к покупкам, изобретательный Аристид Бусико искусно подогревает в них желание: вход в магазин был абсолютно свободным, дамы могли неспешно прогуливаться между отделами, встречаясь с подругами. К тому же, впервые в истории в его магазине разрешается трогать товар руками и даже примерять, что до этого было запрещено. Их никто не принуждал к покупкам, но все было тщательно продумано с таким расчетом, что удержаться было просто невозможно. Аристид Бусико также ввел ценники на товары, а цены сделал фиксированными, ведь до него клиенты должны были торговаться с продавцом, который произвольно устанавливал цену.
Чтобы привлечь женщин в магазин, Аристид Бусико решил действовать через детей. Например, детям бесплатно раздавали яркие воздушные шары, бывшие в то время редкостью, с надписью «Au Bon Marche», что являлось дополнительной рекламой. По четвергам детям раздавали открытки, которые представляли одну из частей увлекательной истории (всего таких открыток было 6-7) - неудивительно, что дети всячески старались в четверг заманить своих матерей в магазин, в котором было столько соблазнов, что дамы редко уходили без покупок.
Идеи Бусико, прототипа героя романа Золя «Дамское счастье», быстро нашли последователей, и вскоре во французской столице открылись еще четыре универмага – «Базар у ратуши», «Весна», «Лувр» и «Галерея Лафайет».
Покупки можно было обменять или же просто вернуть обратно. Так было изобретено выражение «Гарантия качества». Причем в те времена клиентки возвращали их спустя даже пару-тройку лет и в довольно потрепанном виде. Но хозяина универмага подобные мелочи не смущали, ведь объемы продаж росли с невиданной скоростью.
Товар по максимуму выставлялся на полках отделов, а не хранился в подсобках. Кроме того, Аристид Бусико был гением, как мы сказали бы сегодня, мерчандайзинга, и мимо созданных им ярких, привлекательных цветовых композиций мало кому удавалось пройти, не задержавшись, чтобы на них полюбоваться.
Аристид Бусико первым ввел в обиход доставку товаров на дом, а также продажу по каталогам, в которые включались образцы продукции. Первый каталог появился в 1871 году. Он также начал развивать рекламу с использованием прессы и печатных буклетов.
Своим появлением «Au Bon Marche» вызвал настоящую революцию в мире торговли. Но конкуренты не дремали, и вскоре последовало открытие в Париже универмагов «Весна» (Le Printemps) в 1874 г., «Галереи Лафайет» – двадцатью годами позднее, «Самаритянки» - в 1900г., «Macy's» - в 1896 г. в Нью-Йорке, «Selfridges» - в 1909 г. в Лондоне.
От Бон Марше переходим к «Галерее Лафайет». Уроженцы северо-востока Франции, кузены Теофил Бадер и Альфонс Канн начинали с малого: маленькая галантерейная лавка будущих владельцев Galeries Lafayette открылась на бульваре Осман в 1883 году. Уже три года спустя площадь лавки была расширена и появился магазин со знакомым нам названием. Расположение торговой точки было более чем удачным: успех обеспечивал большой поток прибывающих на расположенную неподалеку станцию Сен-Лазар парижан и гостей французской столицы. Популярная модель универмага - с концентрацией различных товаров десятков производителей под одной крышей - возникла во многом благодаря владельцу первого парижского универмага Le Bon Marche Аристиду Бусико.
Как и прочие крупные европейские универмаги, Galeries Lafayette стал одним из центральных мест города: здесь проводились выставки и праздники, и фасады зданий украшались ко всем знаковым событиям - например, к приезду президента США Вудро Вильсона в 1918 году. Успех среди покупателей и необходимость в росте площади привели к тому, что в первое пятилетие прошлого века к первому зданию универмага докупили еще три здания по соседству. В 1912 году был возведен знаменитый «византийский» 33-метровый стеклянный купол, который венчает главное здание комплекса магазинов Gаleries Lafayette.
Сейчас Galeries Lafayette делится на три части - главный девятиэтажный Lafayette Coupole, четырехэтажный мужской Lafayette Homme и пятиэтажный Lafayette Maison, где продают товары для дома. Большинство кафе и ресторанов, в том числе и McDonalds, расположено в главном здании, там же продается женская одежда. Этажи соединены эскалаторами и оригинальными «старыми» лифтами: добравшись до крыши, не стесняйтесь расположиться в кафе на террасе, откуда открывается прекрасный вид на город. Раньше перемещаться с этажа на этаж можно было и по грандиозной винтовой лестнице, которой сейчас, к сожалению, уже нет.
После окончания второй мировой войны в Galeries Lafayette регулярно устраивались «тематические» выставки-продажи, посвященные какой-либо стране или региону: так, с успехом прошли экспозиции мексиканских, американских, японских, итальянских товаров. Сегодня, зайдя в универмаг, вы сможете попасть как на выставку, так и на модный показ - их проводят каждую пятницу. Здесь же с 1980 года регулярно проводились фестивали моды: тогда еще малоизвестные Готье и Алайя демонстрировали свои коллекции. Ежедневно гостями Galeries Lafayette становятся более 70 тысяч человек, а в периоды сезонных распродаж их количество увеличивается в разы.
Старейший универмаг Нью-Йорка Macy's был основан в 1858 году и уже в наступившем году отметит 155-летие. Основатель Macy's, Роуленд Хасси Мэйси, после десятка сомнительных проектов, завершившихся банкротством и долговыми обязательствами, открыл небольшой галантерейный магазин на углу 6-й авеню и 14-й улицы. Лавка под названием R.H. Macy Dry Goods со временем превратилась в сеть магазинов. Мэйси приобретал все новую и новую недвижимость и расширял сеть. До оглушительного успеха своего бизнеса предпринимателю дожить не довелось: в 1877 году он умер, и универмаг перешел к его семье, которая в 1895 году продала бизнес крупному промышленнику и гуманисту Натану Штраусу. В 1902 году открылся самый известный Macy's, который теперь занимает девять этажей и целый квартал: первое время после открытия универмаг рекламировался как самый большой в мире. Три десятка лифтов, эскалаторы, некоторые из которых можно увидеть и сегодня, пневматическая почта – владельцам было чем удивить гостей.
Сегодня под брендом Macy's работают 800 универмагов, в которых трудятся более 170000 сотрудников. Универмаг часто сотрудничает с известными дизайнерами: над капсульными коллекциями для Macy's уже работали Карл Лагерфельд, Мэтью Уильямсон, Альберта Ферретти, Франциско Коста (Calvin Klein) и Джамбаттиста Валли.
Еще один известный универмаг Нью-Йорка - Bloomingdale's на 3-й авеню - был открыт в 1872 году. За десять лет до этого братья Джозеф и Лиман, сыновья торговца Бенджамина Блумингдейла, открыли небольшой магазин, где продавали юбки с кринолинами. Бизнес принес братьям успех, и они решили продолжить заниматься продажей одежды. В Bloomingdale's они реализовали новую для американской торговли того времени идею: продавать разные типы товаров под одной крышей.
К 1920 году успешный Bloomingdale's, который год от года увеличивал свои площади, занимал уже целый квартал. Талантливые бизнесмены, братья Блумингдейл усердно трудились над продвижением универмага: в один год весь Нью-Йорк был заполнен рекламой со слоганом «All cars transfered to Bloomingdales!» В здании универмага, начиная с 1940-х, регулярно проводятся дефиле, конкурсы и выставки.
В 1961 году Bloomingdales переезжает в новое здание на Lexington и вводит очередное шопинг-новшество - фирменные пакеты: первоначально для продвижения временной выставки, а спустя десятилетие появляется и иконическая brown bag - простой бумажный пакет для покупок, который обычно именуется «крафт-пакетом». Сейчас старые экземпляры пакетов являются чуть ли не предметом коллекционирования. С 1949 года универмаг Bloomingdales стал сетевым, и на сегодняшний день имеет уже более четырех десятков филиалов по всей территории США и одно представительство в Эмиратах.
История лондонского универмага Harrods началась в 1824 году, когда 25-летний Чарльз Генри Хэррод открыл небольшую чайно-бакалейную лавку. Торговое предприятие разрослось до магазина и переехало на Brompton Road четверть века спустя, а к 1880 году стараниями сына Хэррода стало крупным универмагом. В канун Рождества 1883 года здание уже успешно работавшего универмага сгорело, уничтожив весь «праздничный» торговый запас: Хэррод-младший спас бизнес, приобретя новые партии товара в кредит, а в 1903 году полностью восстановил дела – отстроил универмаг на том же самом месте.
Сейчас общая площадь универмага составляет 90000 м², на которых расположились более 330 отделов, три десятка ресторанов, аптека, spa, салон красоты с 40 мастерами и собственный Harrods Bank. Внимания заслуживает также особая гордость универмага – эскалатор. Впервые он был представлен покупателям в 1898 году: некоторые смельчаки, решившиеся испытать устройство, оказавшись наверху, даже пропускали стаканчик, чтобы успокоиться. Спустя век египетский миллиардер Мохаммед Аль-Файед, владевший универмагом в это время, отстроил новый эскалатор с позолоченными фигурами и иероглифами за двадцать миллионов фунтов стерлингов. Роскошную обновку Harrods внесли в книгу уникального наследия Британии. Аль-Файед владел Harrods до 2010 года – год назад универмаг был продан государственному Катарскому инвестиционному фонду. До 2001 года Harrods являлся официальным поставщиком товаров для королевского двора: в официальных бумагах на протяжении почти полувека он величался «поставщиком двора их величеств».
Текст – Ирина Шувалова. По материалам be-in.ru, а также сайтов указанных универмагов.
Комментарии
Оставить комментарий