ВХОД
Великие костюмеры Голливуда
Сколько девушек по всему миру копировали образ Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани»? Кто не знает знаменитого белого платья Мерилин Монро? В то же время, имена Эдит Хед и Уильям Травилла мало кому покажутся хотя бы отдаленно знакомыми, хотя с этими двумя нарядами связаны неразрывно – просто потому, что они их и придумали. Имена голливудских костюмеров, создавших самые известные наряды прошлого столетия, зачастую несправедливо остаются в тени. Мы решили хотя бы чуть-чуть исправить это досадное недоразумение и рассказать о самых талантливых из них.
Настоящая легенда Голливуда – это, бесспорно, Эдит Хед (Edith Head). За 58 лет работы в кино она создала костюмы более чем для 1000 фильмов, была номинирована на Оскар 35 раз, 8 из которых она получила. В биографии Эдит изначально ничто не предвещало работы с кино-костюмами. Эдит Клэр Познер родилась в городке Сан-Бернардино, Калифорния, 28 октября 1897 года. Неизвестно, были ли ее родители женаты, но в 1901 году мать Эдит Анна Леви вышла замуж за Фрэнка Спэра и он удочерил девочку. Хотя родители были евреями, Эдит приняла католическую веру. Семья перебралась в Лос-Анджелес, когда Эдит было 12 лет. В своей автобиографии «The Dress Doctor» Хэд написала, что ее лучшими друзьями были собаки, кошки и ослики, которых она одевала в отрезы материи. Эдит окончила Калифорнийский университет в 1918 году с лучшими оценками по французскому, затем отправилась за получением степени магистра по романским языкам в Стэнфорд. Она стала учительницей - сначала в католической школе в Ла Джолла, а затем - в голливудской школе для девочек. Когда школа попросила ее вести дополнительный курс по искусству, она записалась на вечерние курсы по рисованию в Chouinard Art College. И там познакомилась с сестрой человека, который потом стал ее первым мужем. 25 июля 1923 года Эдит вышла замуж за Чарльза Хэда. Среди студенток школы, где преподавала Хэд, также учились дочери знаменитого режиссера Сесиля Б. Де Милля. Чтобы немного заработать, летом 1924 года Эдит стала репетитором у девочек. Как-то раз она оказалась вместе с ними на съемках очередного фильма Де Милля.
Очевидно, именно это событие и подвигло девушку откликнуться на объявление о поиске художника по костюмам. Когда Говард Грир, главный дизайнер Paramount, попросил примеры ее работ, Эдит вернулась на следующий день с портфолио, полным рисунков, которые она одолжила у студентов из Chouinard Art College. Хотя ее обман вскоре раскрылся, Грира эта уловка весьма позабавила и он начал учить Эдит делать наброски. Первые месяцы на Paramount она рисовала эскизы для Грира и его ассистента, Трэвиса Бэнтона, но затем ей доверили категорию вестернов, для которых четыре года Хэд делала кожаные ковбойские «наштанники» . Следующей ступенью по карьерной лестнице стал так называемый «отдел бабушек» - «Это место, где кто-то другой одевает ведущих актеров, а ты работаешь с персонажами старушек и тетушек и со всеми, кто еще остался».
Когда Говард Грир уволился, Хэд назначили дизайнером-ассистентом под руководством Трэвиса Бентона. Он давал ей возможность проектировать костюмы только тогда, когда был сам очень занят, или когда ему просто не нравилась актриса. Свои первые лавры она снискала в 1932 году, когда Трэвис Бэнтон отправился на показ коллекций моделей в Париж, а заменившая его Эдит должна была создать костюмы для нового фильма Мэй Уэст. Заносчивая кинодива высказала новенькой свои указания: «Мои платья должны сидеть достаточно свободно, чтобы доказать, что я дама, и быть достаточно узкими, чтобы показать, что я женщина». Эдит Хэд поняла, что имела в виду Мей Уэст, и отчасти благодаря ей фильм побил все кассовые рекорды и спас Paramount от банкротства.
Бэнтон ушел со студии в 1938 году, и вот тогда Эдит Хед стала главным дизайнером Paramount Studios. Эдит делала костюмы для 50 фильмов в год и работала по шестнадцать часов в день. Эдит была верна Paramount в течении 44 лет, хотя ее иногда приглашали для работы и MGM, Warner Brothers Studios, Universal, Columbia , and 20th Century-Fox. В 1967 году Эдит подписала долговременный контракт с Universal Studios, где и оставалась до конца жизни.
В 1949 году Хэд получила Оскар за исторические костюмы к черно-белому фильму «Наследница». В 1950 последовало уже два Оскара: один - за цветную картину по библейским мотивам Сесила ДеМилля «Самсон и Далила», а второй - за черно-белую ленту «Все о Еве», где она проектировала костюмы Бетт Дэвис. В 1951 году Оскаром были отмечены костюмы для Элизабет Тейлор в черно-белом «Место под солнцем». Платье-буфон без лямок, которое носила Тейлор в фильме, стало очень популярным и продавалось под именем Эдит Хэд. С этого момента началась крепкая дружба Хэд и Тейлор.
В 1953 году Хед получила еще один Оскар за фильм «Римские каникулы», где Эдит работала с восходящей звездой Одри Хепберн. В следующем году была еще одна аналогичная награда за «Сабрину». После «Сабрины» Хэд не побеждала в номинации до 1960 года, когда вышли «Факты из жизни». Восьмую и последнюю статуэтку ей вручили за работу в фильме «Афера» , первом фильме, за который она получила награду, одевая звезд-мужчин: Пола Ньюмена и Роберта Редфорда.
Эдит Хэд скончалась 24 октября 1981 года во сне, унеся с собой эпоху великих кино красавиц и красавцев.
Следующий, не менее талантливый костюмер - Орри-Келли (Orry-Kelly). Его известные любому киноману работы – «Касабланка» и «В джазе только девушки». Келли родился в Австралии и носил имя Джек Келли. Имя Орри он позаимствовал у Короля острова Man, на котором жил с отцом. Орри-Келли изучал искусство в Сиднее, где работал учеником портного. В Нью-Йорк он отправился за актерской карьерой, но в итоге, после работы на Бродвее, стал голливудским костюмером. С 1932 года он работал для всех крупных студий - Warner Brothers, Universal, RKO, 20th Century Fox и MGM – и с самыми великими актрисами того времени: Бетт Дэвис, Кей Фрэнсис , Оливией де Хэвилленд , Кэтрин Хепберн , Долорес дель Рио , Авой Гарднер , Энн Шеридан , Барбарой Стэнвик и Мерл Оберон.
На его счету - более 300 фильмов, за работу в которых он получил три Оскара – в 1952 «Американец в Париже» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам» (цветные фильмы); в 1958 году за фильм «Герлз» в номинации «Лучшие костюмы», в 1963 году за фильм «В джазе только девушки» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам» (ч/б фильмы). Также Орри-Келли был номинирован в 1963 года за фильм «Джипси» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам» (цветные фильмы).
Орри-Келли, страдавший алкоголизмом, скончался от от рака печени в Голливуде и был похоронен на Forest Lawn Memorial Park (Hollywood Hills). Его гроб несли Кэри Грант, Тони Кертис, Билли Уайлдер и Джордж Кьюкор.
Трэвис Бентон (Travis Banton), под руководством которого работала Эдит Хед, стал по-настоящему известным, когда Мэри Пикфорд обратила внимание на творческий талант мастера и приобрела одно из изумительных свадебных платьев Трэвиса. С тех пор репутация модельера стала прочной и непоколебимой. О нем говорили в обществе, о нем писали газеты, а его фото мгновенно стало узнаваемым. Трэвис Бэнтон родился 18-го августа 1894-го года в Техасе. Вскоре его семья переехала в Нью-Йорк, где будущий дизайнер провел детские и подростковые годы. Он учился в Университете Колумбии, а также – в учебном заведении Art Students League на отделении гуманитарных наук, в котором изучал искусство и тонкости дизайнерского дела. Немудрено, что его умения не остались незамеченными для большинства педагогов.
Вскоре Трэвис Бентон открыл в Нью-Йорке свой собственный салон по пошиву женского платья, а в 1924-ом году переехал в Голливуд по приглашению компании Paramount, чтобы начать создание своих первых костюмов для кино. Позже - с 1939-го года по 1941-ый год Трэвис Бентон работал и для киноконцерна Twentieth Century-Fox, а с 1945-г года по 1948-ой годы – для кинокомпании Universal.
Его работа на киностудии высоко ценилась. В 20-40е годы прошлого столетия Трэвис изготавливал превосходные костюмы для множества известных в то время персон и кинопроектов (таких, как Pola Negri и Clara Bow, позже - для Kay Francis, Lilyan Tashman, Sylvia Sidney, Gail Patrick, Helen Vinson и Claudette Colbert). На самом деле, он создавал стиль, который навсегда вошел в истории модной индустрии. Дизайнерская деятельность Трэвиса Бентона оказала несомненное влияние на кинопродукцию США первой трети прошлого века.
Уильям Травилла (William Travilla) – голливудский художник по костюмам, прославившийся работой с Мерилин Монро. Именно он создал самые запоминающиеся наряды Мэрилин, в том числе знаменитое белое платье из фильма «Зуд седьмого года». Родился костюмер 22 марта 1920 года в Лос-Анджелесе, с 1942 года стал работать в Голливуде. Интерес Ульяма к моде проявился в 16 лет. Он создал свои первые эскизы и коллекции на фоне увлечения бурлеском. В 25 лет Уильям устроился работать на студию Warner Brothers, где стал самым молодым дизайнером костюмов того времени, который работал на такую крупную кинокомпанию. Его карьера постепенно шла в гору, и 1949 году он получает наивысшую кинопремию - Оскара за фильм «Дон Жуан».
В 1952 году он знакомится с Мерилин Монро и становится её близким другом. В таком тандеме Ульям создал костюмы для 8 фильмов с участием Мерлин. В 1952 году это были картины «Мартышкин труд» и «Можно входить без стука», в 1953 году - «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера», в 1954 - «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес», «Река, с которой не возвращаются», «Зуд седьмого года» и в 1956 году - «Автобусная остановка».
В последний раз они встречались с Мэрилин за неделю до ее смерти. Уильям случайно зашел в ресторан, где Мэрилин обедала с Питером Лоуфордом и Пэт Ньюкомб. Позже он признался, что Мэрилин была не в себе, и даже не сразу его узнала. Он хотел написать ей письмо о том, как ему было неприятно в тот вечер, но так и не успел это сделать.
В 50-х, 60-х и 80-х Ульям был несколько раз номинирован на премии Эмми и Оскар. В 1980 году он получает Эмми за костюмы к сериалам «Далас» и «Войны Скарлетт О'Хара».
Текст - Ирина Шувалова
Комментарии
Оставить комментарий