ВХОД
МОДА в России и Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа седьмая.

Специально для портала Irkfashion материал подготовлен Историко-мемориальным отделом Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».
Неотъемлемой частью женского прогулочного туалета во второй половине 19 века был зонтик, который, прежде всего, использовался как защита от солнца. Загорелые лицо и руки считались признаком дурного тона. Дамы из высшего света, а вслед за ними и прочие горожанки не желали походить на простолюдинок, крестьянок, занимающихся физическим трудом под палящими лучами солнца. Поэтому все, кто хотел сохранить интересную и модную в то время бледность, защищали лицо от солнца при помощи зонтика.
В середине и последней четверти 19 века зонтики, как правило, были небольшими, диаметром до одного метра и имели ручку 52—54 см длиной. Между тем, в начале 20 века купол зонтика становится больше и приобретает более выпуклую форму. Это было обусловлено изменением формы и увеличением объёма шляпок: именно тогда появились головные уборы с широкими полями, украшенные цветами, перьями, чучелами птиц, крыльями ласточек, искусственными фруктами и тому подобным. Чтобы защитить от солнца и дождя такую шляпку, ручки зонтов тоже стали делать более длинными. К 1913 году сложились три типа дамских зонтиков: с высоким куполом (фасон «Клёш»), с высоким, но менее выгнутым куполом (так называемый фасон «Пирамида»), и с низким, более плоским куполом (фасон «Амбре-Помпадур»).

К приобретению зонтика подходили со всей серьезностью. «Выбор зонтика — своего рода искусство, — можно прочитать в журнале „Мозаика нового мира“ от 1900 года. — Зонтик должен быть не слишком тусклым и не слишком ярким, ни непомерно малым, или же слишком плоским, или выпуклым. Плоский зонтик прижимает фигуру, а выпуклый производит впечатление более высокого роста. Цвет зонтика имеет большое влияние на цвет лица. При румянце не должно носить зонтика, цвет которого придает коже еще большую красноту. Вообще хороши зонтики с обтяжкою василькового цвета». Впрочем, модницы приобретали зонтики самых разных цветов — в тон платью, шляпке или, напротив, контрастные.
Изготавливался купол зонтика во второй половине 19 века из шелка, шерстяного крепа, кружева, хлопчатобумажных тканей. Иркутянок можно было увидеть и под бумажными китайскими или японскими зонтиками. Эффектно выглядели зонтики из шелка с вытканными купонными узорами или из кружев на шелковом чехле с расшитыми вставками. Края куполов обшивались шелковой бахромой, кистями, оборками, лентами, тесьмой, кружевными рюшами, перьями птиц. Иногда на края зонтиков наносили легкие тисненые рисунки с неповторимой игрой светотени.

Изнутри все устройство зонтиков — шарниры и спицы — скрывались под легкой белой шелковой подкладкой, края которой вырезались фестончиками и мелкими зубчиками. Края эти напоминали прозрачные лепестки цветов или крылышки мотыльков. Концы спиц отделывались костяными шариками и даже резными изображениями человеческих кистей рук из розового коралла. Ручки дамских зонтиков были своего рода украшениями и отличались вычурностью и неслыханной роскошью: они выполнялись из слоновой кости, оникса, перламутра, коралла, серебра, черепаховых пластин; покрывались сеткой из драгоценных металлов. Часто ручка зонтика была украшена рельефной монограммой владелицы.

Модными были и деревянные ручки с вырезанными на них цветами или плодами. Часто ручки имели цвет обтяжки зонтов: например, ручка из розового дерева и обтяжка из шелка такого же оттенка или ручка из лимонного дерева с зеленоватым отливом, обтяжка в тон.
Так совершенно утилитарное изделие становилось предметом роскоши. Российские мастера 19 века предлагали модной публике особый товар — зимние зонты, например из белого муара, с горностаевой оторочкой с черными хвостиками в виде бахромы. Изящные дорогие ручки делали из граненого хрусталя, похожими на ледяные сосульки, украшали драгоценными камнями. Журнал «Дамский листок» за 1910 год предлагал своим читательницам новинку сезона, сообщая, что «Doncet выпустил модель... зимнего зонтика из черного бархата со скунсовой каймой и изящной отделкой из кружев».

Что касается дождевых зонтов конца 19 — начала 20 столетия, то они были темного цвета, практически без декора. Иногда по краю проходила полоса другого цвета. В отличие от солнечных зонтиков, дождевые зонты были очень длинными — до метра, и венчал их шпиль длиной 11—13 см.
Наталья Гончаренко, зав. отделом Художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».
«Усадьба В. П. Сукачева», отдел Иркутского художественного музея — это атмосфера 19 века, где легко почувствовать себя дамой из высшего света. Здесь вы можете посетить мультимедийную экскурсию «Мода второй половины 19 века», примерить исторические наряды 19 века и сфотографироваться в них в интерьерах дворянской усадьбы. Историко-мемориальный отдел Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева»: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112. тел.: 53-12-24. Время работы кассы — ежедневно, кроме понедельника, с 10.00. до 17.30.
Другие материалы на сайте:
МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века — беседа о веерах.
МОДА в России и В Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа пятая — о сумочках и перчатках.
МОДА в России и В Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа четвертая — про обувь.
МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа третья — о шляпках.
МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа вторая — о нижнем белье.
МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа первая.
Комментарии
Оставить комментарий