ВХОД
МОДА в России и В Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа шестая.

Специально для портала Irkfashion материал подготовлен Историко-мемориальным отделом Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».
Темой нашей новой беседы станет предмет, к сожалению, практически исчезнувший из гардероба современной женщины. Между тем, во второй половине 19 века он являлся непременным атрибутом женского костюма, особенно вечернего или бального. Это — веер.
Веера были из бумаги, шелка, кружев, перьев. А их «станки» делались из резной кости с инкрустацией серебряной или золоченой фольгой, резного перламутра, пластин пятнистой черепахи. Журнал «Московский телеграф» в 1829 году так описывал эту модную вещицу: «Веера делают из перьев, белых или цвета райской птички, с сквозными перламутровыми косточками; на перьях такого веера бывают золотые арабески и гирлянды незабудок».

В середине 19 века в моду вошли веера с росписью гуашью или печатными оттисками в стиле рококо. В 1870-1880-х годах веерные «экраны» становятся более разнообразными. В их изготовлении используются сочетания различных материалов. Шелковые «экраны» вееров стали украшать росписью и по краям обшивать кружевом; появляются веера, «экраны» которых были инкрустированы кружевными вставками, помимо этого в отдельные места кружевно экрана вшивались шелковые или бумажные медальоны с росписью. Что касается сюжетов росписи веерных «экранов», то теперь пасторальные и галантные сценки, особо модные в 18 веке, уступают место историческим сюжетам; также активно используется стилизованный растительный орнамент, часто изображаются птицы и животные.

В начале 20 века в моду вошли маленькие веера, обтянутые шелковым газом, который в свою очередь расписывали красками нежных оттенков или вышивали разноцветными блестками. «Станки» у таких вееров были довольно дорогими, с коваными золотыми накладными украшениями. Популярными на балах второй половины 19 — начала 20 века были веера из настоящего кружева, на «станке» которого имелась монограмма владелицы, выполненная из драгоценных камней.

Изюминкой бального сезона 1903 года стали веера с большим брелоком в виде зеркала. Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как веера-меню и веера-пригласительные билеты. Самыми стильными в 19 веке были веера французские, однако Германия и Голландия также производили весьма достойную и востребованную продукцию. Что касается Иркутска, то наряду с европейскими веерами, большую популярность здесь имели недорогие шелковые и бумажные веера из Китая и Японии.
Уже известная вам Лидия Тамм в своих воспоминаниях пишет: «На балах трудно было без веера, здесь бывает душно. А иногда хозяйка кокетливо прикрывает им свое личико. Веера разные: и шелковые, разукрашенные золотыми рисунками, блестками, и из страусовых перьев. Веера „прямые“ — японские; с замысловатыми букетами цветов ядовито-ярких оттенков — китайские». Иркутянки, впрочем, как и жительницы остальной России, носили свои веера за поясом, на кушаке, или прятали под кружевным жабо.

В 19 веке существовали особые правила для ношения вееров, которым подчинялись все дамы. На бал, при белом платье, незамужней девушке можно было взять с собой только веер белый, из слоновой кости или перламутровый. А замужним дамам полагались веера кружевные или из страусовых перьев. Символике подчинялся и цвет веера: белый — невинность, красный — радость, розовый с голубым — любовь и верность, вышитый серебром — скромность, шитый золотом — богатство, убранный блестками — твердость и доверие.
В 19 веке веер представлял собой не только изящную и полезную вещицу, дополнявшую женский туалет, но также служил способом общения между дамой и кавалером. В дворянской культуре того времени существовал термин «махаться», то есть вести любовную игру при помощи веера. Язык веера был достаточно сложным, и много усилий требовалось, чтобы овладеть им в достаточной степени. Впрочем, в конце 19 века автор, скрывшийся под забавным псевдонимом А. Комильфо, опубликовал сборник советов по искусству говорить на языке веера, в котором также были помещены рисунки, объяснявшие эти описания: «Чтобы выразить согласие Да — следует приложить открытый веер левой рукой к правой щеке. Нет — приложить открытый веер правой рукой к левой щеке. Я тебя люблю — правой рукой указать на сердце закрытым веером. Я вас не люблю — сделать закрытым веером движение в сторону. Не приходи сегодня — провести закрытым веером по наружной стороне руки». Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был и мужчина.
Наталья Гончаренко, зав. отделом Художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».
«Усадьба В. П. Сукачева», отдел Иркутского художественного музея — это атмосфера 19 века, где легко почувствовать себя дамой из высшего света. Здесь вы можете посетить мультимедийную экскурсию «Мода второй половины 19 века», примерить исторические наряды 19 века и сфотографироваться в них в интерьерах дворянской усадьбы. Историко-мемориальный отдел Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева»: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112. тел.: 53-12-24. Время работы кассы — ежедневно, кроме понедельника, с 10.00. до 17.30.
Другие материалы на сайте:
МОДА в России и В Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа пятая — о сумочках и перчатках.
МОДА в России и В Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа четвертая — про обувь.
МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа третья — о шляпках.
МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа вторая — о нижнем белье.
МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа первая.
Комментарии
Оставить комментарий