ВХОД
Муранское стекло — материал уважаемый и даже культовый. Чего только не изготавливали талантливые мастера! Бусы и бисер, кубки и вазы, блюда и стаканы, а позже — зеркала и украшенные стеклянными гирляндами люстры. Все это поражало и поражает тонкостью и виртуозностью техники, разнообразием красок и приемов украшения изделий.
История Создания
История венецианского стекла совсем не похожа на простодушную сказку о затейливом национальном промысле. Скорее это полная страстей драма, замешанная на единоборстве творческих самолюбий, на упорном стремлении венецианцев, во что бы то ни стало, добиться монополии в европейском стеклоделии. Первые свои творения венецианские стеклодувы явили миру почти тысячу лет назад. За долгие десять веков существования стеклоделие Венеции пережило бурную эволюцию, громкую славу, темное забвение и новый яркий расцвет...
За глухими стенами монастыря бенедиктинские монахи тысячу лет тому назад решили делать стеклянные фляги для своего знаменитого ликера. Их опыты по выплавке стекла, обогащенные секретами беглых византийских стеклоделов, привели к невиданному расцвету ремесла. Приютив стеклоделов, Венеция не прогадала. Изделия венецианских мастеров ценились как навес золота и приносили немалый доход в казну.
Вначале мастерские находились в самой Венеции, но так как в городе было много деревянных построек, то всякое производство, связанное с огнем, постоянно угрожало ему пожаром. Поэтому в XIII веке правительство решило перенести стекольные мастерские на отдельный остров — Мурано. С тех пор венецианское стеклоделие неразрывно связано с этим островком, а стекло называется муранским.
История чудесного стекла полна драматизма. Венецианские правители ни с кем не хотели делиться доходами и наложили монополию на его производство. В Европе нашлось немало охотников за секретами. Мастеров из Мурано переманивали в другие страны, суля высокие заработки. В Венеции за разглашение секрета его производства полагалась смертная казнь, многие мастера, которым удалось уехать с острова в другие страны, таинственным образом погибали в дороге, унося с собой в могилу тайны ремесла.
Конец этой «смертельной» конкуренции был положен изданием книги «Искусство стекла», в которой полностью описывалась технология его производства. Теперь и во всей Европе стало возможно производить изделия в «венецианской манере». Дальнейшая история показала, что для производства уникальных по красоте изделий одних знаний недостаточно. Многие знают ноты, но лишь избранные сочиняют музыку. В скульптурах, сосудах и блюдах, вазах и кубках, светильниках и предметах столового обихода, в элегантных образцах мелкой пластики — бусах и булавках, так любимых туристами всего мира, явственно проступают вековые художественные традиции, отточенное многими поколениями мастерство, индивидуальный авторский почерк.
Ценность муранского стекла
Уникальность изделий заключается в их необычном способе производства. Изделие будет ЕДИНСТВЕННЫМ. Как бы мастер ни хотел повторить что-либо, он просто не сможет — нюансы этой, пусть и небольшой разницы, будут заметны глазу внимательного наблюдателя. Современная технология изготовления стекла в упрощенном виде выглядит следующим образом: расплавленный кварцевый песок льют на слой зеркально гладкого олова. Весь процесс от начала и до конца автоматизирован и протекает в специально созданных условиях. Конечный результат — идеально гладкое, привычное для нашего взгляда стекло. Муранское стекло, несмотря на развитие технологий, изготавливается исключительно ручным способом. Дыхание — вот тот компонент, который его оживляет, придает ощущение воздушности и легкости. Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом — грушевидным утолщением для набирания стекла. Нагретый на огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух... Таким способом изготовляются любые вещи. За две тысячи лет железная трубка стеклодела не претерпела никаких изменений и не подвергалась никаким усовершенствованиям. Возможно, потому так притягательны, так эмоциональны творения муранских художников, что в каждом предмете — след живого человеческого дыхания. Отсюда уникальность и неповторимость поверхности и формы каждого изделия, а, кроме того, огромное разнообразие оттенков и техники декорирования стекла.
Способы изготовления муранского стекла
За века на Мурано сформировалось множество кланов стеклодувов. В каждой мастерской — свои секреты дутья и верчения. Секреты мастерства здесь принято передавать исключительно по наследству, а поступить в обучение к муранскому мастеру практически невозможно. Те цеха, которые демонстрируют свою работу любопытствующим туристам — мало, что показывают на самом деле. Составить впечатление о настоящей работе стеклодува по фото, аудио и видео «Запискам путешественника» невозможно.
Славу муранцам принесла, прежде всего, стеклянная вить (филигрань). При отделке стеклянной витью на изделие навиваются тонкие белые нити из опалового стекла. Скрученные спирально нити составляют бесконечно разнообразные сплетения.
Отличала муранские изделия и техника миллефиори (тысячи цветов), когда мелкие пластинки, изображающие пестрый цветок, заплавлялись в наружную поверхность стекла. Производство этого необыкновенно красивого стекла было окружено тайной. Для изготовления цветного стекла применяются окиси цветных металлов. Зеленый цвет дает окись железа, зеленый или красный тон — окись меди. Синий цвет получают при помощи кобальта, рубиновый оттенок дает примесь золота. Прозрачное венецианское стекло, знаменитое cristallo, поражает хрустальной радужной игрой света и особой легкостью. С помощью окиси олова получают непрозрачное белое стекло молочного оттенка. Большое разнообразие окраски и узора свойственно агатовому стеклу, состоящему из различно расположенных и различно окрашенных слоев.
В начале XVII века мастера из рода Миотти изобрели стекло, на отшлифованной поверхности которого мерцали бесчисленные блестящие точки, производя ни с чем не сравнимый световой эффект. Это стекло стали называть авантуриновым. Его получают, прибавляя к стеклянной массе медь, которая при остывании стекла кристаллизуется.
Обращают на себя внимание изделия, украшенные узором, который называют «кракелаж». А делают его так: выдуваемый предмет, внутри которого поддерживается высокая температура, опускают в холодную воду, от чего внешний слой стекла покрывается мелкими трещинками. Трещины остаются на поверхности, украшая изделия своеобразным узором.
Огромное впечатление стекло, изготовленно в технике «пулегозо». Если погрузить раскаленное стекло в воду, а затем немедленно возвратить его в печь, внутри образуются пузырьки воздуха. Кажется, что застывшее стекло чудесным образом «закипело».
Самые ранние из дошедших до нас изделий относятся к середине XV века. В это время сложились устойчивые художественные формы стеклянных сосудов, ставшие эталоном для многих поколений мастеров Мурано: большие вместительные чаши и блюда, стоящие на крепких ножках; яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на низкой конической ножке. Все это изготовлялось в Мурано в огромном количестве. Предметы из прозрачного бесцветного стекла так же, как и цветные стеклянные изделия, украшались обыкновенно наваренными бесцветными или окрашенными деталями: розетками, масками, выпуклостями в виде капель и пузырей; края сосудов делались волнистыми и изогнутыми. Нередко роль причудливых и в то же время функциональных украшений выполняли птичьи и звериные хвосты, лапы, крылья и гребешки...
В XVI столетии слава муранского стекла стала поистине мировой. Изделия средневековых мастеров достигали невероятной тонкости, порой смущая своей невесомостью, а стеклянная масса поражала чистотой и прозрачностью. В России изделия из муранского стекла появились еще в допетровские времена. Стеклянные сосуды и зеркала были на Руси в большой чести.
Информация предоставлена сетью магазинов бижутерии «Мой Каприз».
Коллекция бижутерии из муранского стекла ручной работы, производства Италия (13.06.)
Комментарии
Оставить комментарий