ВХОД
Бывает, наши бабушки с удивлением восклицают, глядя на одежду внуков — да ведь это было модно в наше время! Колесо времени и капризная мода снова и снова подкидывают нам давно забытые фасоны, цвета и аксессуары. И мы уже не раз носили то, что было модно когда-то давно. Попробуем перехитрить капризную моду и заглянуть под полог времени — как же наряжались модницы пару веков назад.
Сегодняшнюю экскурсию представляет Галерея искусства и антиквариата «Артифакт», где бережно собраны в первозданном виде старинные вещи со всех уголков страны, в том числе — коллекция женской одежды XIX—XX веков. Вся представленная одежда собрана по староверческим деревням Бурятского СССР. В тех местах даже сегодня явно ощущается староверческий быт и стиль жизни. Бабушки там и до сих пор носят эти одежды, — то ли в память о своей молодости, то ли в силу их теплоты и удобства. Хранятся эти наряды все в тех же сундуках с ладаном, и их обладательницы бережно относятся к этой уходящей в века истории...
Немного истории
Старообрядцы или семейские — это своеобразная группа русских, широко расселившаяся по Забайкалью, от Селенги до Амура, более двухсот лет назад. У семейских, в силу приверженности старине и религиозных воззрений, очень долго сохранялись старинные формы национальной одежды. Одежда семейских представляла своеобразный вариант русского национального костюма, и свой окончательный вид приняла в конце XVII — начале XVIII вв., когда староверы проживали в Польше.
Отличительной особенностью семейских женщин является яркая красочная одежда. В ней нашло свое выражение красота окружающей русской природы: багрянец осеннего леса, веселый ситец лугов, золото щедрого солнца и ржаных полей, белизна берез, синева неба. Наряд семейской женщины в праздничные дни состоял из рубашки с прямыми полами и цветными рукавами, поверх которой надевался яркий цветной, отделанный лентами, сарафан на «проймах» (лямках). В будничные дни носили темный одноцветный сарафан, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно отличались по цвету от сарафана. Для крепости «добрый» (т. е. из дорогой материи) сарафан с изнанки подшивался другим материалом. У сарафанов для повседневной носки из изнанки подшивался только подол шириной в 35 см. В старину носили косоклинные сарафаны, затем стали носить прямые. Под сарафан надевали рубаху, которая шилась из разноцветной фабричной ткани, пришивалась «станушка» (низ) из грубой материи (иногда домотканой).
На фото — рубаха со станушкой, юбка, сарафан, запон (фартук).
Поверх сарафана спереди на шею надевался цветастый «запон» — фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии ленточками или шнурками. Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, тканый в старину из шерсти, позже — из шелковых или бумажных ниток. Пояса были красиво отделаны геометрическими фигурами из разноцветных ниток. Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т. д.

На фото — пояс женский.
Запонками скреплялась женская рубашка, а иногда и сарафан. Их делали круглыми, в середине с цветным стеклом и с узорным окаймлением из металла. На шею на гайтане (шнурке или тесемке) вешали медный восьмиконечный крестик, который прятался его под одежду.

На фото — запонка.
Грудь у женщин, особенно в праздники, была украшена бусами — «янтарями», которые очень ценились.

На фото слева направо: бусы из стекляруса, бусы из янтаря (3500 р.).
Верхней одеждой служил халат, надевавшийся на накидку, рукава же свисали сзади. Зимой также носили меховые шубки и плисовые бекеши. На службы в церковь надевали длинные халаты. Халат покороче служил для дома. Позже стали носить «курмушки» — подобие жакета с клиньями.
На фото — рубаха со станушкой, сарафан, запон (фартук), пояс, халат.
Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек (головной убор).

На фото — кичка (шапка).
Одежда сторожилов сибиряков со временем подверглась сильному городскому влиянию, переселенцы также воспринимали городские моды. Исключение составляли как раз семейские, не знавшие городских форм одежды второй половины XIX — начала XX вв. Наряду с новшествами в одежде, у них всегда сохранялись некоторые архаические покрои, исчезнувшие в Европейской части России. Особенность семейских женщин — в том, что они переходили от старинного костюма к современным формам, минуя стадию городского костюма конца XIX-начала XX вв. Поэтому многие из оригинальных черт национальной одежды перенеслись и в новый костюм. Новшества вносилось и в некоторые старые костюмы (например, сарафаны стали шить короче — не до щиколоток, а чуть ниже колен, на сарафанах, как и на запонах, пришивалось 2—3 ленты).
Развитие одежды у семейских после революции шло иным путем, чем у сибиряков: присущий им старообрядческий консерватизм отражался и в одежде, особенно женской. Лишь в конце 1920-начале 1930-х гг. немногие активистки заменили кичку платком, повязанным концами назад и стали переходить к одежде городского покроя. Старинную одежду семейские носили вплоть до середины ХХ в. До сих пор у многих женщин в заветном сундуке лежит семейский подлинный костюм, украшенный яркими лентами, поясами, кистями и бусами.
На фото слева направо: кольчужная сумочка (5000 руб.), набор сумочек для бумажных денег, монет и очков (4000 руб.).
На фото: наряды семейских женщин XIX—XX вв. (комплект без халата с кичкой — 18000 руб., комплект с халатом и кичкой — 23000 руб.).
На фото — сундуки и предметы быта XIX—XX вв.
Материал предоставлен галереей «Артифакт». Все представленные в статье экспонаты датируются концом XIX — началом XX вв. Приглашаем посетить наш «музей истории», где кроме нарядов вы увидите много старинных вещей — самовары, утюги, граммофоны, печные заслонки, фарфор, иконы, колокола, и даже елочные игрушки.
Галерея «Артифакт»: ул. Зверева 9А, тел. 59-11-59 (пн-сб 10:00—18:00).
Комментарии
Оставить комментарий