ВХОД
МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа первая.
Специально для портала Irk-fashion материал подготовлен Историко-мемориальным отделом Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».
Предметом наших бесед станет мода второй половины 19 — начала 20 века в России и в Иркутске. Само слово «мода» ассоциируется, прежде всего, со словом «женщина», и хотя у нас будет достаточно возможностей обратить взгляд и на мужскую моду данного периода, все же начнем мы с вопроса — что носили модницы иркутянки 100—150 лет назад?
Следует заметить, что в 19 веке провинциальная мода мало чем отличалась от моды столичной, как и от европейской. Это означает, что модную хорошо одетую иркутянку было бы трудно выделить в толпе парижанок или одетых по моде жительниц Вены. Также как и в Европе, в Иркутске в 50-х годах 19 века модный силуэт женского костюма определялся естественной линией талии и огромной юбкой — кринолином. К 60-м годам юбки становятся все объемнее, декольте — глубже, талия — тоньше. Последнее достигалось с помощью корсета, однако о нем у нас впереди особый разговор.

В 70-е годы женский костюм приобретает все более вычурные формы: заднее полотнище юбки, переходящее в шлейф, причудливо драпируется. На смену кринолину приходит турнюр — прикреплявшаяся сзади у талии подушка, которая поддерживала пышные складки юбки. Ткани на платье были разнообразными: шелк, атлас, штоф, шерсть, бархат, кисея. В одном туалете соединялись две, а иногда и три материи. Платья обильно украшались искусственными цветами, тесьмой, бахромой, вышивкой, кружевами, перьями птиц. Отделка на вечерних и визитных платьях была богаче: стеклярусные и бисерные вышивки, тонкое кружево, завитые страусовые перья делали эти платья чрезвычайно нарядными.

В костюме 80-х годов исчезает турнюр, юбка становится уже. Сзади закладываются множественные складки, которые переходят в шлейф. Модной становится стройная высокая фигура, поэтому корсет теперь охватывает не только верхнюю часть туловища, но и бедра, получив название корсет-панцирь.
В начале 90-х годов 19 века женский костюм снова изменяется в связи с переменами, происходившими в обществе в конце столетия. В обиход, кроме железных дорог, входят автомобили, распространяется фотография, развивается кино. Модным становится занятие спортом, все больше женщин, под влиянием эмансипации, приобретают профессию и устраиваются на работу. Именно в это время широко входят в обиход юбки с блузами и жакетами — так называемый костюм-тальер, излюбленный туалет работающих женщин-горожанок. Юбка приобретает колоколообразную форму, она обтягивает бедра и сильно расширяется книзу. Подолы юбок обшивались специальной тесьмой, которая напоминала щетку и предохраняла одежду от грязи. По мере загрязнения тесьму отпарывали и стирали.

На рубеже веков моду завоевывает стиль «модерн», характерными для которого являются простота и строгость, стройный силуэт, элегантность и изящество декора. Одной из особенностей моды того времени становится соединение тяжелых тканей — бархата, атласа, парчи с легкими, полупрозрачными — газом, тюлем, шифоном. На смену широким драпированным юбкам приходят мягко облегающие фигуру и лишь немного расширяющиеся книзу юбки. В 90-х годах лиф остается еще сильно затянутым, в моду входят огромные рукава — «жиго», которые выполнялись иногда из другой ткани. Ко второй половине 90-х годов ширина рукава уменьшается, сохраняется лишь небольшой буф у плеча, затем модными становятся узкие длинные рукава, частично прикрывающие кисть руки, а в первые годы 20 века появляются рукава с буфом между локтем и кистью.
Верхней одеждой иркутянкам служили пелерины, мантильи, жакеты, пальто, а в сильные морозы — шубки. Популярным считался беличий мех. К шубам полагались варежки и теплые меховые муфты. Правила хорошего тона не рекомендовали даже летом появляться на улице в одном платье. Поверх него обязательно нужно было надеть накидку из легкого шелка — тальму. Иркутянка Лидия Тамм вспоминала, как ее бабушка на просьбу в жаркий летний день скинуть тальму, выговаривала ей: «Ты чо, меня опозорить хошь? Люди скажут: старуха, а как девочка в одном платьи на улицу выскочила».
Специфической особенностью женской моды в Иркутске было влияние Востока. Помимо европейских костюмов, иркутянки с удовольствием носили китайские шелковые рисованные юбки, японские блузки, сорочки, кимоно, шали, накидки, зонтики, которые можно было приобрести в магазине «Сирайси» на улице Пестеревской, 14 (ныне улица Урицкого).
Но какие бы фасоны и ткани ни предлагали дамам модные журналы, главными в женском туалете в 19 веке считались простота и гармония. Правила хорошего тона гласили: «<дама из приличного общества> должна избегать костюмов яркого цвета, не обвешиваться кружевами и лентами..., не надевать зараз много драгоценностей и т. п., простота и вкус нисколько не исключают изящества наряда».
Фото из архива Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева»:
После обзорного экскурса в историю моды наших пра-пра-бабушек, мы приступаем к подбробному рассмотрению разных элементов костюма того времени. Тема следующей беседы — белье и корсеты иркутянок во второй половине 19 века.
«Усадьба В. П. Сукачева», отдел Иркутского художественного музея - это атмосфера 19 века, где легко почувствовать себя дамой из высшего света . Здесь вы можете посетить мультимедийную экскурсию «Мода второй половины 19 века», примерить исторические наряды 19 века и сфотографироваться в них в интерьерах дворянской усадьбы. Историко-мемориальный отдел Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева»: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112. тел.: 53-12-24. Время работы кассы — ежедневно, кроме понедельника, с 10.00. до 17.30.
Комментарии
Ждём Ваших дальнейших публикаций :)
Оставить комментарий