ВХОД
На улицах нашего прекрасного города теперь можно встретить некоторых горожан, облаченных в кыргызский чапан. Почему национальная одежда средней Азии полюбилась иркутянам?
Редакция IrkFashion в рамках проекта Этноподиум взяла интервью у создателя бренда Chapansar Жумагуль Сариевой.
Жумагуль, расскажите, пожалуйста, как пришли к тому, чтобы создавать национальную одежду вашего региона? И в чём ваш успех?
- Думаю, что студия ChapanSar пришла к этому по нужде народа, сегодня идет тенденция к тому, что многие начинают задумываться о том, от куда мы, какие наши корни, какова история нашего народа, костюма. Это был некий запрос от социума, мы здесь совпали, иначе не были бы на столько популярны. Все удивляются как за такой сравнительно короткий период 10-12 лет мы достигли очень многого. Как-то прочувствовала спрос и в нужный момент начала моделировать народный чапан в современной интерпретации. Конечно, если бы шла по пути классического исполнения чапан, то вряд ли мы были бы так популярны, как сегодня. По началу очень хулиганила, использовала приемы деконструктивизма, где один рукав широкий, другой узкий, длинный, а другой заправлен в карман, думаю этим и подкупила потребительский спрос к своему бренду. Это было что-то новое, но с элементами нашего культурного кода и наследия.
Почему так востребована стеганные изделия?
- Такая одежда функциональна и практична в носке. Возьмем просто хлопок, это основа хорошо мнется, а вот, если её простегать, то материал уже мяться не будет, что удобно для поездок и дороги.
Или же, еще один пример. В Кыргызстане, когда девушке готовили приданое ей изготавливали шырдак (ковер в мелкую стежку), преимущества от этого ковра колоссальные на нём не скапливается грязь, пыль. И еще одно из преимуществ стеганные изделия становятся намного легче.
Что для вас наиболее важно в создании ваших коллекций: форма, цвет, осознанный подход, экологичность создания?
- Комфортность и экологичность вот ключевые для меня вещи. К этим понятиям я очень привязана, для меня важно, чтобы ткани были натуральными, дышащими, перед каждым клиентом я ответственна. Мне важно через одежду передать духовность, уверенность своего клиента, и, конечно же, чтобы ему было в этом комфортно.
До появления синтетики все было гармонично - природа и человек. Человек вырабатывал натуральное сырье, шил, затем носил его, если и выбрасывал, то сырье разлагалось и не приносило вред окружающей среде, да и здоровью человека в целом. Эта гармония была переплетена невидимой нитью, человек очень тонко чувствовал природу. Я очень люблю нашу планету, она ведь очень маленькая по сравнению со вселенной, но мы не понимаем этого, берем насильственно ресурсы – качаем нефть, вырубаем лес, а взамен практически ничего не отдаем.
Мой отец рассказывал, когда кочевники кочевали, они вырывали яму и туда все сбрасывали кости, мусор, затем закапывали и уходили в другое место. На будущий год на этом месте никто не селился, потому что давали отдохнуть этой земле, только спустя время они возвращались, когда зацветали эдельвейсы. По цветам определяли насколько земля может вновь принять кочевников. Был баланс. И к воде такой же подход, ведь вода – это жизнь, если где-то возле родника, ручья есть мусор, обязательно его убираем. Хочу, чтобы мода была гармонична с природой, а мода масс-маркета эту экологичность убивает.
- Копируют ли ваши чапаны?
Да у нас в Кыргызстане копируют мои чапаны, наполняют их синтепоном, этот материал дешевле, но вот насколько он может быть безопасным для человека? Китай выпускает уже готовый стеганный материал из дешевого сырья. Это бизнес. Я же перед каждым клиентом ответственна, поэтому для меня крайне важно из какого материала я произвожу свои чапаны, уделяю этому подходу особое внимание, хоть это и нелегкий путь.
Жумагуль, а как все же вы выбираете хлопок, ведь это сырье капризное и подвержено нападкам вредителей, соответственно производители начинают использовать пестициды?
- Эта проблема номер один в мире. Чистый хлопок практически невозможно найти, даже в самой Индии, меняется экология, отсюда и результат. Даже большие фабрики уже не имеют сертификаты экологии, потому что уже перестроились на масс-маркет. Мы, конечно, стараемся найти эко-хлопок, но есть ли у них сертификаты, это вопрос. Но мы сами выбрали этот путь по нему идем, как бы трудно не было.
В чапане используются только хлопковые основы или можно использовать другое натуральное сырье, например, крапива, конопля, лен.
- Наша средняя Азия больше специализируется, конечно, на хлопке. Лен пробовали использовать, но он очень подвержен сминаемости, а при стежке еще растягивается, здесь нужен особый крой. Хлопок для меня родной традиционный материал.
Жумагуль, на показе озвучили, что ваши вещи выполнены при помощи ручного труда? Можете пояснить, что здесь имеется ввиду?
- Каждую полоску материала мы простегиваем на машинке, но помогаем вручную, чтобы получился эффект подушечки, что нельзя сказать про производственные большие фабрики, где используются заводские промышленные машины, эти машины полотно простегивают, но уже эффект от стежки получается более плоским.
Придерживаетесь ли вы общих тенденций сезона в цвете, в форме?
- В душе я бунтарь, мне необходимо нарушать правила. Возьмем, например, тенденции по цвету, они ведь общие, а, если копнуть глубже, то для каждого региона/местности важно учитывать свои особенности и цвета, например, в восточных странах или горных солнечных регионах вряд ли будет востребован серый, который в этом сезоне является цветом года. Или взять Италию, фиолетовый вряд ли когда-либо станет трендовым в этой стране, потому что для них по символики – это цвет траура. Когда мы создаем коллекцию, мы обязательно учитываем особенности конкретного региона.
Ваши впечатления от Этноподиума?
- Это золотая нить, которая очень важна сегодня, и эту ниточку ни в коем случае не стоит терять, важно уметь передать нашей молодежи культуру, наследие и традиции своего края. Это направление я активно поддерживаю, и где бы ни был этно-показ, всегда стараюсь активно его поддержать. И такие проекты должны финансироваться на городском уровне, на уровне страны. То, что делает Роза Михайловна - это огромный труд, большая работа. Закрытый показ в Марриотте и на городской подиуме возле Александра III прошел на высоком уровне, надо отдать должное девочкам моделям, как они профессионально отработали, у них было много выходов, многие падали за кулисами от усталости, но потом быстро брали себя в руки, переодевались и шли дальше на каблуках, одаривая своими улыбками.
Без Этно не будет Fashion, не будет моды!
Дизайнер Жумагуль Сариева @chapansar
Интервью специально для irkfashion.ru от Наталья Костина @n.kostinastyle
Официальный фотограф мероприятия Дмитрий Бабушкин @babushkindima
Модели SkyModels
Комментарии
Оставить комментарий