ВХОД
Никаких сплетен – только правда. Провокационный проект «Сплетник» провел уже третью встречу в баре «Тихий» в Иркутске. Героев вечера – Романа Буркало и Ингу Мунину – ждал полный зал гостей, готовых задавать неудобные вопросы. За сколько можно продать воздух и как не заболеть иркутскостью? Ответы в материале Irkfashion.ru.
Роман Буркало – человек, перекрывший центр Иркутска ради съемок рекламы «Actimel», человек, создающий яркие и немного безумные рекламные кампании. Его имя на слуху, его работой восхищаются, но, как оказалось, в подростком возрасте он был не таким: «Меня не взяли в 11 класс, хотя все говорили, что если тебя перевели с 9 в 10 класс, ПТУ тебе не грозит». Тем не менее, в то время многие школы Иркутска отказали Роману: «Детство у нас было очень непростое – массовые избиения, вымогательство денег, легкие наркотики». Чтобы ребенок не пошел по наклонной, дедушка Романа воспользовался своими связями и определил внука в Техникум физической культуры в Иркутске: «В ТФК был просто ад – в группе при поступлении было 70 человек, выпустилось – 23, а за курево преподаватели били. Эта школа жизни, как небольшая армия». Несмотря на то, что Роман не был заядлым спортсменом, ему удалось получить пять разрядов: по футболу и гимнастике.
После ТФК молодой человек решил, что ему нужно высшее образование, просто потому что раньше считалось, что если ты не получил «вышку», то ты закончишь плохо: «У меня не было конкретной задачи. Я закончил факультет сервиса и рекламы ИГУ, но пошел я туда только потому, что я заезжал туда к другу, мне все там уже было знакомо». Роман признается, что он слаб в образовании, потому что никогда не хотел учиться: «Я до сих пор абсолютно безграмотный. Все оценки по русскому языку у меня были либо кол, либо два». В университете для Романа открылась другая реальность: «Я пришел в ИГУ в кожаной куртке и лысый, а одногруппники у меня оказались какими-то странными – один в мехах, второй с длинными волосами и весь в серьгах. Я не понял, куда я попал. И самое курьезное для меня было, что эти люди издевались над такими, как я». Оказалось, что Роман попал в поток к самым сильным рекламщикам за всю историю вуза и это его очень сильно вдохновило – он стал посещать их тусовки, много общаться и креативить вместе с ними.
На первом курсе Роман познакомился с человеком, который показал ему, как можно монтировать. Это перевернуло его жизнь: «У меня была любительская видеокамера. Он сказал: «Возьми ее на тусу, поснимаем там что-нибудь, а потом смонтируем». И вот тот момент это слово настолько меня поработило, что я больше никогда монтаж не бросал, я получаю от этого неслыханное удовольствие». Когда Роман научился более или менее монтировать, он решил найти работу. В районе остановки Лисиха в то время открылась студия фото- и видеомонтажа «Радуга Baby». Роман отправился туда в поисках работы и его приняли, потому что оказалось, что его любительский уровень монтажа значительней всего того, что студия умела делать на тот момент: «Я полтора года стабильно монтировал выписки из роддома. Денег они тогда зарабатывали просто космос, но платили мне мало, я получал двенашку. И через какое-то время я сказал: «Хватит эти выписки монтировать, надо что-то более серьезное – свадебки»».
Роман вспоминает, что в Иркутске тогда была студия, которая его поражала своим уровнем – «ВидеоРакурс». Их офис располагался напротив факультета рекламы ИГУ, поэтому молодой человек отправился к ним за работой, но выяснилось, что его уровень слишком низок для них: «Я за неделю пришел туда четыре раза и все время спрашивал, не освободилось ли у них место для меня. В пятницу они меня взяли и сказали: «Старик, у тебя два варианта: либо ты через полтора месяца получаешь бесценный опыт работы с нами, либо ключи от студии, чтобы работать с нами». Через полтора месяца я получил ключи, а через полгода стал лучшим дизайнером студии».
Затем Роман решил снова сменить сферу деятельности и ушел в рекламу, став директором компании «Креатив», которая занималась размещением рекламы на общественном транспорте. При этом он никогда не бросал видеомонтаж: «Я получал неплохую зарплату – порядка 70 тыс. рублей – и еще параллельно монтировал. Каждый день я после работы 3-4 часа проводил с девушкой, а потом шел монтировать в ночь. Каждый день я спал 3-4 часа в течение трех с половиной лет». Шаг за шагом у Романа все стало получаться, и когда доходы с монтажа стали превышать официальную зарплату, он решил уволиться и основать агентство. Так, 1 апреля 2014 года родилось «BURKALO PRODUCTION».
За это время компания успела сделать не один яркий проект, а многие из сотрудников достичь невероятных вершин – кто-то сейчас работает на Первом канале в Москве, кто-то над созданием блокбастеров в солнечной Калифорнии. В Иркутске за последнее время одним из самых запоминающихся событий, связанных с именем Романа, стала реклама йогурта «Actimel». Роман все время приговаривает одну фразу: «Главное - не заболеть иркутскостью». Ее значение определила ситуация со съемками «Actimel»: «Это была первая съемка коммерческой рекламы такого масштаба в Иркутске. Как вы думайте, сколько она стоила? Только ее производство обошлось в 46 млн рублей, а еще около 1 млрд рублей стоит прокат». Зал ахнул, неужели иркутянин Роман Буркало снимал столь дорогостоющую рекламу: «Я участвовал, как продакшн-сервис. Скорее всего, региональные производители не будут удостоены чести производить федеральный продукт, поэтому я не снимал эту рекламу, не монтировал – я сопровождал проект. Мои менеджеры должны были следить, где будет спать съемочная команда, где они будут есть, где ходить в туалет на Байкале». Иркутскость открылась для Романа, когда ему необходимо было перекрыть дорогу для съемок. Эта общемировая практика настолько не привычна для маленького сибирского городка, что в тот день в директ в Instagram Роману написали множество ругательств и оскорблений.
Еще одним запоминающимся проектом стала скандальная реклама, сделанная для ТРЦ «Сильвер Молл». Изначально, эту рекламу Роман готовил для одного из магазинов одежды в торговом центре, который впоследствии из-за каких-то проблем отказался от нее. Тогда Роман отправился к руководству «Сильвер Молла» и они настолько были шокированы смелостью идеи, что без раздумий согласились на реализацию: «На сегодняшний день для меня это самый сложный по организации и производству проект, потому что до съемок мы 4 месяца готовили сценарий, 197 девушек прошли кастинг… Мы создали образ и историю двух людей. Предварительно готовили их. И в определенный день Х они как будто остаются на ночь в «Сильвер Молле» и разносят витрины, бегают голые по магазинам и так далее. Мы сняли множество эпизодов, которые быстро разлетелись по интернету. Но это было психологически трудно для ребят, потому что они не имели право разглашать какую-либо информацию до съемок, поэтому родители девочки, увидев видео, звонили мальчику и угрожали ему. А потом эта пара стала лицом «Сильвер Молла».
Сейчас Роман занимается производством рекламы и помогает жене выпускать журнал.
В Иркутске имя Инги Муниной в большей степени связано с event-сферой, потому что агентство праздников «Аврора», которое она создала с нуля, всегда славилось самыми шикарными торжествами и необычными мероприятиями. Однако первое образование Инги должно было предопределить совершенно иной путь для нее: «Я должна была быть в другом месте – в одной из наших замечательных больниц, потому что после окончания школы я поступила в медицинский университет, в котором мечтала учиться с детства».
После окончания университета Инга отправилась работать в семейный бизнес – аптечную сеть «Авиценна», став руководителем отдела маркетинга. Тогда она не задумывалась о том, чтобы кардинально сменить сферу деятельности, но произошел случай, который подтолкнул ее к этому решению: «Приближался какой-то очередной праздник, и было принято решение оформить все аптеки, которых было больше 20, воздушными шарами в виде гирлянды. Я звоню в одну компанию, которая в городе была лидером в этом вопросе, и говорю: «Ребята, у меня есть много денег, я хочу вам дать заказ». В ответ я слышу: «Приезжайте к нам в офис, привезите нам размеры, предоплату, сфотографируйте все входы и потом поговорим». Я так расстроилась, подумала: «Вы что офигели». Тут же позвонила своей подруге и говорю: «Послезавтра ты вылетаешь в Москву. Сделаем небольшой бизнес – закупим оборудование, обучишься, что там делать с этими шарами». Инвестиции потребовались небольшие. И первый заказ тогда еще безымянной компании – украшение аптек «Авиценна».
Название «Аврора» появилось спустя некоторое время: «Мы открыли толковый словарь. Далеко не ушли, остановились на букве А, дошли до слова Аврора – имя греческой богини утренней зари, она символизирует начало». Оказалось, что Инга многие решения в жизни согласует с фазами луны: «Можно относиться к этому скептически, даже поржать, но не надо делать ничего важного на убывающую луну». Вначале «Аврора» специализировалась исключительно на оформлении шарами, но позже Инга поняла, что нужно развивать новое направление – event-бизнес. И все это нужно было начинать в те времена, когда люди доверяли свои торжества исключительно тамаде: «Брали газету «Из рук в руки» и искать объявления: «Заводной тамада и веселый баянист…». И мы поняли, что надо делать event-агентство». Чтобы объяснить иркутянам, что это такое и как это действует, ушло немало времени.
Под патронажем Инги «Аврора» проработала 13 лет. В какой-то момент она поняла, что такая активная работа отнимает много времени, которое она могла бы проводить с любимым мужчиной и детьми, поэтому она приняла решение продать бизнес. Покупателя удалось найти довольно скоро – им оказался молодой мужчина, который никогда ранее не занимался подобным. Они сошлись на сумме в несколько миллионов, хотя, конечно, это была не та сумма, на которую Инга рассчитывала. Однако она уточнила, что когда речь заходит о event-бизнесе, то это, словно продавать воздух – ничего существенного, например, производства у бизнеса нет, но есть наработанная база клиентов, какие-то тендеры, идеи, что не менее важно. Сейчас Инга владелица сети семейных ресторанов «Арлекино», потому что эта сфера позволяет ей больше времени быть женой и матерью, однако она продолжает быть активной в бизнесе.
Следующая встреча проекта «Сплетник» состоится в начале декабря. Следите за новостями, мы развеем все мифы известных иркутян!
Talk Show Spletnik: @spletnik_irkutsk
Текст: Кристина Дунина
Комментарии
Оставить комментарий