ВХОД
В каждом движении – жизнь, в каждом движении – божественный свет. В этом уверен основатель первого в Иркутске пластического театра «PROДвижение» Владимир Лопаев. Он рассказал Irkfashion.ru о своем первом театральном опыте, о байкальской мечте и об артистах с ограниченными возможностями здоровья, которые вдохновляют его на новые свершения.
PROДетство
Есть такая фраза: «Где находится детский смех, там находится Бог». Я считаю, что вся жизнь ребенка под божественным присмотром. Когда я был маленьким, не было Интернета, поэтому мы все свободное время проводили во дворе. В то время я со своими друзьями устраивал импровизированные концерты: мы рисовали афиши, готовили номера и выступали с миниатюрами. Как сейчас помню, мы делали миниатюру про лилипутов – подпоясывались куртками, присаживались на корточки и показывали какие-то фокусы (смеется). Подростками мы стали подражать различным поп-звездам – Майклу Джексону, МС Хаммеру, Крису Кроссу. Приносили во двор магнитофон, подбирали подходящую музыку и копировали их движения. Моя тяга к творчеству уже с детства была сильна.
После того, как я стал студентом Иркутского педагогического университета, я вместе с двумя друзьями начал выступать в составе эстрадного ансамбля «Серпантин». Тогда я впервые познал эти невероятные ощущения подготовки и огромный эмоциональный подъем перед каждым выступлением: вначале ты ужасно нервничаешь, а потом чувствуешь, как от аудитории возвращается колоссальный заряд энергии, и эти приятные ощущения расплываются по телу.
После армии я вместе с будущей супругой Евгенией решил поступить в Иркутское училище культуры. Первокурсниками мы целый год каждый день ездили в Иркутск из Усолья-Сибирского на занятия – вставали в 5 утра, а домой возвращались на электричке в 11 вечера. Затем была работа в студии «Шаги», которая растянулась на 17 лет. Накопленный за это время опыт дал толчок к преподаванию – вначале в училище культуры, а затем в театральном училище. Помню, как набрал первый экспериментальный курс. Мы начали пробовать новые формы работы, например, ставили пластический спектакль по стихам Марины Цветаевой. Тогда во мне произошел слом – мне стало некомфортно работать при школе или студии, мне захотелось заниматься театром самостоятельно.
PROМечту
У меня был старый, потрепанный ежедневник. Как-то на Байкале я записал в него свою мечту: «Хочу работать в театре». И с того момента словно кто-то свыше взял меня за руку и начал вести к этой мечте. Все происходило как-то само собой – я арендовал помещение, с помощью спонсоров и волонтеров отремонтировал и восстановил его, набрал команду артистов. И буквально со дня открытия начал готовить инклюзивный проект, в котором артисты с детским церебральным параличом ставят свои пластические постановки. И тут я понял, что пазлы сложились в картину, которую я изначально хотел видеть.
Первый сезон был очень сложным – мы делали буквально один за другим спектакли. Выпустили пять или шесть постановок, а это очень сложно эмоционально. Сейчас мы работаем над созданием нового спектакля для закрытия сезона, он будет посвящен теме человека в социуме. Мне хочется рассказать о современном человеке, который постоянно держит в руках телефон. Без ежеминутного общения такой человек теряет себя, сходит с ума, теряется в социуме.
Для меня театр разнообразен и многогранен. Какое-то время назад мне пришла мысль сделать постановку, основанную на картине Казимира Малевича «Черный квадрат». Я был в Санкт-Петербурге и целенаправленно пришел в Русский музей, чтобы посмотреть эту картину. Я сел напротив нее на скамейку и просидел так больше часа. В какой-то момент я почувствовал, что черный квадрат расширяется и за ним стоит весь мир со всеми его изобретениями, новшествами, материальными благами. Я чувствовал, что в меня входит очень многое, к чему я не был готов. Сейчас я оставил эту тему в покое, чтобы она внутри меня могла переродиться в каком-то пластическом выражении.
PROИнклюзивный театр
Я считаю, что эта сторона нашего общества еще закрыта, но мы стараемся постепенно ее открыть. Вера Кращук (первая артистка инклюзивного театра и героиня фильма «Сломанная кукла» – прим. ред.) появилась в моем театре случайно. Она и ее мама Любовь дали какую-то силу людям с особенностями развития, чтобы они вышли из зоны комфорта и показали свои таланты. Это сработало – сейчас у нашего инклюзивного театра несколько артистов, с которыми мы приготовили разные пластические проекты, в том числе снялись в телевизионной передаче на канале «Россия». Сейчас мы готовим новый спектакль, который я предварительно назвал «Пикасо». Он представит два мира, соединяющихся воедино, – мир с точки зрения людей с особенностями и мир с точки зрения обычного человека. Они тянут руку к нам навстречу, а мы осторожно тянем руку в ответ. Это спектакль о человечности во всех ее проявлениях.
Наш инклюзивный театр – один из самых гастрольных. В этом году мы ездили в Ханты-Мансийск, Красноярск, Москву и Улан-Удэ. На выступлении в Ангарске за счет продажи билетов нам удалось собрать 100 тыс. рублей, и еще 100 тыс. рублей нам предоставили спонсоры. На эти деньги мы оплатили поездку на московский фестиваль, где показали свои спектакли. Нас зовут и в другие города, но тут важно не перегнуть палку и дать артистам отдых.
PROАртистов
Когда ребята с ограниченными возможностями здоровья приходят в первый раз на репетицию, они очень насторожено относятся к обществу. Внимательно на всех смотрят, боятся взять меня за руку, начать двигаться, быть самими собой. Я им говорю: «Ребята, мне не нужны спортивные достижения, нужно чтобы вы были естественны в своих действиях, а я лишь слегка вас направлю». Но занятия мы проводим полноценные – вначале разогреваемся, потом растяжка, силовые упражнения и импровизация. Уже через несколько выступлений я вижу как сильно они меняются – становятся более активными, эмоциональными и открытыми.
Я тоже с ними всегда открыт, все говорю напрямую – если они не танцуют, я им так и говорю: «Ребята, вы халтурите». Мы вместе и плачем, и смеемся, и пытаемся найти темы для миниатюр, которые были бы важны именно для них. Например, недавно у нас появился артист Костя. Он очень интересный человек, на все имеет свое мнение. Сейчас он пытается жить самостоятельно. Эта тема затронула нас, мы решили подготовить для него миниатюру, в которой он смог бы показать, что он осознает себя полноценным жителем города и взрослым мужчиной. Но пока мы слабо представляем, как это будет выглядеть. У меня до сих пор нет определенной формы преподавания танца для людей с ограниченными возможностями. Все получается само собой – я наблюдаю за ними, ищу что-то особенное для каждого.
PROСемью
С любимой женой Евгенией мы прошли долгий жизненный и творческий путь – мы вместе уже 20 лет. Все тяготы и радости мы прошли вместе: и покупку первой маленькой квартиры, и рождение сына Савелия, а затем дочки Аксиньи. Моя семья – это моя опора. Все они активно участвуют в жизни театра. Аксинья уже в 10 месяцев в первый раз на руках у матери вышла на сцену. Мои дети – это мое дополнение, но они такие разные, у каждого свое отношение к жизни и свой характер. Аксинья решила, что станет балериной, а Савелий – изобретателем. Евгения – моя земля, она держит на себе всю материальную составляющую нашей жизни, опускает меня на землю, когда я слишком ухожу в творчество. При этом она замечательная актриса, которая прекрасно вживается в любую роль, тонко чувствует своих героев, хорошо держит внимание аудитории.
PROИркутск
Многие знакомые и коллеги предлагали мне уехать из Иркутска жить в Москву, Санкт-Петербург или Екатеринбург, но меня это не интересует. Я чувствую связь с этим городом и Байкалом. Есть во всем этом какая-то магия: когда я приезжаю на Байкал, я долго смотрю на его холод, чистоту и своенравие. В такие моменты меня переполняют чувства – я хочу, чтобы во мне была та же сила и чистота. Я чувствую, что я часть Байкала, и это заряжает меня внутренней энергией.
Над проектом работали:
Фото: Антонида Фролова
Ретушь: Анастасия Сергеева
Видео: Никита Руденко
Текст: Екатерина Ступко, Кристина Дунина
Партнер проекта:
Ювелирный салон премиум-класса «Династия»
Комментарии
Оставить комментарий