ВХОД
Премьера нашумевшей кинокартины «Матильда» состоялась в Иркутске. Желающих посмотреть новый фильм Алексея Учителя собралось не мало, а отзывы были самые противоречивые – кто-то ругал фильм из-за исторического несоответствия и скудности сюжета, а кто-то хвалил за исключительную красоту картинки и хорошую игру актеров. Мы собрали восемь самых интересных фактов о фильме «Матильда» и отзывы иркутян.
Факт 1: Предполагалось, что роль Николая II исполнит Данила Козловский, а на партию Матильды рассматривали Киру Найтли, Миа Васиковскую и Алисию Викандер. В конечном итоге Козловский исполнил в картине второстепенную роль – офицера Воронцова, Николая сыграл немецкий актер Ларс Айдингер, а балерину Матильду Кшесинскую – молодая польская актриса Михалина Ольшанска.
Факт 2: В адрес картины не раз поступали различные обвинения и даже угрозы. Из-за этого три немецких актера, включая Ларса Айдингере, а также исполнительница главной роли Михалина Ольшанска решили не приезжать на премьеру фильма в Россию.
Факт 3: Встреча Николая и Матильды произошла в 1890 году во время выпускного вечера в Императорском театральном училище. Девушке тогда было 17 лет, а будущему императору 22 года.
Факт 4: Активисты общественного православного движения «Христианское государство – Святая Русь» направили больше тысячи писем в различные кинотеатры России с требованием снять картину с проката. В конце сентября лидеру движения Александру Калинину было предъявлено обвинение в принуждении владельцев кинотеатров к отказу от показа фильма. В Иркутске к предстоящей премьере фильма некоторые организации тоже отнеслись негативно: в октябре прошло два митинга против проката «Матильды». Немногочисленные митингующие приняли резолюцию-обращение в адрес министерства культуры и архивов Иркутской области, в котором потребовали запретить фильм к показу, впрочем, это не возымело должного действия.
Факт 5: «Матильда» – один из самых масштабных фильмов, снятых российским кинематографом за последнее время. Например, на сознание великолепных стилизованных костюмов, которых, по меньшей мере, было около пяти тысяч штук, затратили более 17 тон ткани, таких как парча, сукно и шелк.
Факт 6: С 1904 по 1906 год специально для Матильды Кшесинской на улице Куйбышева в Санкт-Петербурге строили особняк. Во время Февральской революции 1917 года она покинула его, а здание захватили солдаты мастерских запасного автобронедивизиона. Затем постепенно особняк стал наполняться новыми организациями, в том числе экспедицией газеты «Правда» и редакцией газеты «Солдатская правда», с апреля по июль 1917 года в доме работал и произносил речи с балкона особняка Владимир Ленин.
Факт 7: Поскольку актер, исполнивший роль Николая, – немец, необходимо было подобрать дублера, который бы стал голосом императора. Пробы проходили долго и тщательно, в конечном итоге дублером стал актер Максим Матвеев.
Факт 8: Матильда Кшесинская умерла 6 декабря 1971 года в Париже в возрасте 99 лет. Она не дожила несколько месяцев до своего столетия. Ее похоронили в одной могиле с мужем и сыном, установив памятник с эпитафией: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
Настало время узнать, что же иркутяне думают о скандальном фильме «Матильда».
Ну, что, товарищи, посмотрел я «Матильду». Михалина Ольшанска, конечно, главная удача фильма, она хоть и не идеально сыграла, но она действительно красивая актриса с мощным темпераментом, одним взглядом превращающая тебя в подростка с длинными ушами, двумя торчащими зубами и дрожащим хвостиком. Впрочем, об актерах ниже.Как у всех фильмов, которые одновременно снимаются как сериалы, у «Матильды» аморфный, как бы ныряющий сюжет: булькнули в одном месте, всплыли в другом. В общем, это вполне обычная мелодрама для девочек, и я долго не мог вспомнить, что же мне напоминает эта самая «Матильда». А сейчас вспомнил.
В стародавние школьные времена (я учился с 1967 по 1977 годы) у наших девочек были тетрадки. Сейчас эти самые девочки тихо нянчат внуков, торгуют на рынке пакетами и рыбой, а тогда, в пионерские еще годы (помню их красные галстуки, черные фартуки и коричневые платья из плотной шершавой ткани) у них были тетрадки с рассказами и стихами. И в этих самых рассказах и стихах была в концентрированном виде представлена вселенная девчоночьих представлений о любви вообще и о телесной любви в частности.Иногда – буквально раз-другой – нам как-то, уж не помню как, удавалось заполучить секретную тетрадку, и если стихотворная часть (видимо, «Парень со спортивною фигурой» Асадова и т.д.) была вполне себе скучной, то та, где была проза и всякие рассказы была захватывающе интересной. Это была, насколько сейчас смутно помнится, мощная и очень сентиментальная порнография, в которой девушкам отводилась роль страдающая и одновременно героическая.
Так вот «Матильда» могла бы в чистом виде быть представлена в такой тетрадке. Красивая, талантливая, блудливая и чувственная девушка с тонкой душой и талией влюбляется в слабого, но богатого и на беду еще и знатного, а все-таки ненадежного парня. И про то, как наша девочка борется за свое счастье, как ей при этом приходится проявлять одновременно чудеса героизма и слабости, грубой чувственности и почти святости, мы уже, затаив дыхание, читали когда-то в тетрадке в 6 классе, а теперь вот посмотрели в «Матильде». В фильме, по сравнению с тетрадкой, не хватает, конечно, натуралистических подробностей, но зато много красивых костюмов и интерьеров, а в тетрадке все было, помнится, сухо и лаконично: «Она сняла»
Вся историческая концепция фильма (да простится мне этот оборот) сводится к тому, что царь был слаб: даже между двух баб все время метался, и вообще был излишне сентиментален и излишне расточителен – жертв Ходынки похоронил за свой счет и пособие семьям выдал. «Ну, куда это годится?», – как бы спрашивает режиссер у зрителя, имея в виду государственный подход. «Мы, мол, тут умолчим, конечно, о грядущей революции, наш фильм про другое, но вы-то понимаете, к чему все это привело».
Последний титр, в котором нам сообщают, что царь с супругой «счастливо прожили» 24 года и были расстреляны (видимо, это вышло как-то случайно и со счастливой жизнью связано не было) вообще смотрится какой-то нелепицей. В целом это просто дорогая, пышная и при этом простенькая мелодрама из жизни царей со слабыми диалогами, и только Михалина Ольшанска, повторяю, стоит того, чтобы на нее посмотреть.Немецкий актер Айдингер в роли Николая мне не понравился – он слишком упитан и с коротковатой шеей (все Романовы достаточно длинношеие, а уж Николай II так особенно), и хотя лицом он старательно изображает неуверенность и всегда немного полуплачет, но телесно и пластически он вполне упитанный и довольный жизнью дядечка. Вообще в фильме не кастинг, а мечта негодующего русопята: русского царя играет немец, Матильду – полячка, Аликс – немка, мать-императрицу – тоже вполне европейская Дапкунайте. Из русских актеров там Гармаш в роли Александра III, Данила Козловский в роли поручика Воронцова (клюшку и коньки у него отобрали и выдали только вратарскую маску) и Е. Миронов в роли директора балета. Но достается им гораздо больше европейцев: первого доконал сошедший рельс вагон, второго весь фильм мордуют, вешают и погружают в воду, третий постоянно то в полуобмороке, то в истерике – да, тяжело приходится в «Матильде» русским актерам, весь фильм проводят они в страдании и боли, пока их европейские коллеги кувыркаются на перинах.
Когда пытаешься ответить на вопрос: зачем Учитель это все снял, понимаешь, что ответа как-то не находится. Для исторического фильма там слишком вскользь проходит история и не показана машина власти, для семейного – очень мало семьи, для любовного – как-то сумбурно про любовь (я, например, так и не понял: она его любила или просто «держала, пока могла»). Единственное объяснение, которое остается – это, видимо, костюмы и интерьеры. Этого в фильме много, и снято все это с видимым удовольствием. Так что по-хорошему «Матильдой» надо бы назвать сеть бутиков или мебельную фабрику.
Я дозрела, буду сейчас разносить самую скандальную кинокартину сезона осень-зима 2017 года. Я шла смотреть эпическую исторически достоверную драму, чтобы восхищаться красотой картинки, рыдать от экранной любви и вдохновляться мощным искусством кино, а в итоге я сидела и думала: «И это все? Вот этот комикс в декорациях напоминающих стимпанк и есть скандальный фильм?». Поверхностные персонажи, исторические несоответствия, все слишком упрощённое и скомканное – начиная от дворцового этикета, заканчивая диалогами (да их и не было почти). А светодиодные платья в балетной постановке, а это странное изображение народа у поезда с выражением лица «Зачем мы здесь и кто эти люди?», а Козловский в роли Франкенштейна…
Единственный человек в фильме, вызывающий симпатию и похожий на реального, – это невеста царевича. Да и то, потому, что нам рассказали и показали о ней больше, чем об остальных персонажах, оживили так сказать. О главной героине за весь фильм вы узнаете несколько вещей: пьет, заводит романы с шестнадцати лет, хочет крутить фоэте 32 раза. А про ее возлюбленного: слушает мать, слушает невесту, слушает Матильду, не знает ничего, как ранний Джон Сноу (правда Джон таки урвал Матерь Драконов). Ещё одна цитата – это турнир, где на даму претендует один, получает ее другой, и все в стране под угрозой. В общем, в диснеевском мультике драматургия более глубокая, как и проработка костюмов, возможно и интерьеры бы постигла та же участь, если бы не их наличие в натуре. А эти чудные цитаты из других фильмов и сериалов, чего стоит пробежка влюблённых по «Версалю», например (причём приём этот был дважды, находка режиссёра!). Слышала, что из фильма будут делать сериал. Может быть, в этом формате это как раз то, что нужно. В принципе героев могли звать как угодно, в любом случае большая часть истории вымысел, потому я и прировняла это к «Марвел» – дорого, богато, качественные съёмки, бессмысленно, но зато сцена коронации выгладит очень канонично, и это радует. Странное кино «Матильда».
Не отрекаются, любя? С удовольствием посмотрела «Матильду». Стоило ли из-за кусочка сосочка так скандалить полгода – вопрос глупый и пиарщику понятный. Понравилось мне, потому что про красивую любовь, когда можно идти до конца ради важного. Или нет. В общем, любящая женщина берегов не видит обычно, и это факт. Особенно если есть, за что биться.
Красивое кино, прямо сильно красивое. В моем личном рейтинге теперь «Матильда» будет где-то рядом с «Сибирским цирюльником» – там тоже был гордый профиль, народные гуляния и, кажется, фуэте тоже имело место. Чувствую, у нас нынче «Русские сезоны» в моде и – быть может – вернется интерес к балету. Под хруст французской булки. Смотрю на премьерный чат, народ потянулся за учебниками истории и чего-то там теперь читает про Романовых, и это, мне кажется, вполне себе хороший результат.
Озадачил только персонаж, которого играет Козловский. Для развития сюжета он вообще ничего не дает, только носится за балериной с ошалелым видом. А вот Ингеборга Дапкунайте прекрасна всегда, сплошная радость на нее смотреть. Немка Александра тоже хороша, очень классическая такая вышла нервическая дама арийских кровей в панталончиках. Ну, и совершенно бесхарактерный император, конечно, таким себе и представляла его. А Матильда – огонь-женщина, конечно.
Нам удалось даже взять комментарий знаменитой певицы Алены Свиридовой, которая высказалась в пользу фильма:
Я исхитрилась сходить на премьеру. Мне очень было жаль Алексея Учителя, когда эти нападки начались – они вызывали чувство, что мы все дружно живем в сумасшедшем доме. Но может быть это зло сыграло в обратную сторону, потому что, я думаю, что такой рекламы не получал ни один фильм. Картина очень красивая, ничего такого порочащего там нет. И если кто-то думает, что цари не ходят в туалет, то они заблуждаются, потому что они такие же люди и свойственно им абсолютно все человеческое.
Чего мне не хватило? Я, может быть, ожидала историю более насыщенную какими-то коллизиями. Очень красивая польская актриса, глаз не отвести – у нее именно такой типаж, как на старых фотографиях того времени, она абсолютно естественна. Так что идите и смотрите!
Все фото взяты с сайта "Kinopoisk.ru".
Комментарии
Оставить комментарий