ВХОД
Татьяна Шеметова, кандидат культурологии, доцент Иркутского филиала ВГИК:
Богине экрана - Изабель Юппер
«Там, где любят, нет страсти, а где есть страсть, там не любят». Так утверждает Зигмунд Фрейд. Закон психики. Природа человека. Мир Пола Верховена как-будто вторит этой фразе. Со времен «Основного инстинкта» и «Черной книги» его фильмы всегда балансируют по острой грани. Скрытые, подавленные, а поэтому истинные, человеческие желания, вдруг проявляются на экране и действуют на зрителя как беспощадный луч бластера: видите? Это вы…
Зная творчество Верховена, легко предположить, что его новая картина «Она» будет смелой и откровенной. В данном случае Пол Верховен пошел значительно дальше, чем Ларс фон Триер в «Нимфоманке» (2013), Абделатиф Кешиш в «Жизни Адель» (2013), Гаспар Ноэ в «Любви» (2015), а «Пятьдесят оттенков серого» о БДМС (реж. Сэм Тейлор-Джонсон, 2015) вообще на этом фоне выглядит как легкая романтическая комедия 60-х .
Пол Верховен всегда намекал на то, что сексуальный акт – это лишь мимолетный призрак истинного соединения тел и Душ. Но самое ужасное, что это соединение всегда сопровождается реакцией обратной – разъединением: после сексуального акта разъединенность еще больше, чем до него. Остается лишь шлейф болезненной отчужденности. В последнем фильме Верховен дожимает свою идею: сексуальный акт показан даже не как порнографическая связь, ставшая, впрочем, уже нормой, а как акт насилия, который может стать нормой. Собственно, Верховен всегда задавал человечеству экзистенциальный вопрос: возможна ли Любовь в мире людей? В своем последнем фильме «Она» режиссер не отступает от темы.
Если сравнивать киноэкран с лупой (довольно часто употребляемое сравнение), с помощью которой можно разглядеть достоинства и недостатки представителей рода Человеческого, то Верховен – счастливый (а может и несчастный) обладатель самой большой из всевозможных Луп.
Ее выгнутое стекло все увеличило, расщепило на спектр и спроецировало на экран историю Мишель. Мишель (Изабель Юппер) необычна, она, как тайна, божество, которое притягивает всех подряд: положительных мужчин, мужчин-изменников, юных мальчиков, женщин и, само собой, извращенцев, пытающихся «косить» под положительных.
Возникает вопрос: почему ОНА после изнасилования не идет в полицию? Уж конечно не потому, что полиция ее «измотала» в детстве. Верховен не так прост. В фильме много аллюзий и намеков на древние мифологические сюжеты. Вспомним лишь один – рождение прекрасной Афродиты - Богини любви и красоты. Ее породила трагедия (трагедия сексуального характера, если хотите). Афродита появилась из морской пены, которая, по сути, была спермой, выброшенной из эрегированного пениса Урана, который отсек его сын Кронос, тем самым уничтожив Отца.
У Верховена тоже трагедия, и также присутствует фигура Отца. Но трагедия современного мира в том, что место Афродиты свободно. И Она рождается через акт изнасилования, через желание повторения этих актов, чтобы довершить процесс рождения. Крупный план лица Мишель, его выражение покоя и превосходства в сцене смерти насильника лишь подтверждение, что Богиня родилась. Афродита XXI века, как идея вечного возвращения, созданная на современном материале через детективный сюжет – это может только Верховен. Богиня, которая сама создает новые мифы (Мишель руководит студией по производству компьютерных игр), вне возраста и за гранью Добра и Зла – это может только Изабель Юппер.
А значит - Любовь еще возможна.
Марина Левинсон, PR-директор сети кинотеатров «Баргузин»:
Я увидела глубокую драму сильной женщины, искалеченной еще в детстве (чего только стоит показ ее детских фотографий и рассказ насильнику про то, как они с отцом собирали вещи в доме, чтобы все сжечь), и вот с этим ОНА живет всю жизнь и все жизнь ненавидит отца. И когда узнает, что он умер - ее реакция: «Это я тебя убила!». Мне кажется, она сожалеет только об одном: что теперь некому высказать, как она ненавидит его. Она цинична до мозга костей и этим притягательна, наверное. Думаю, что ее, порой неподдающиеся объяснению поступки - следствие той ненависти, с которой она научилась жить и существовать в обществе, где нет морали. И она чувствует себя там прекрасно - у нее бизнес, любовник, который ей не особо-то и нужен, бывший муж с новой молодой подружкой, подруга, неприкаянный сын и, наконец, появляется насильник, которого она легко ставит в один ряд со всеми окружающими ее мужчинами-слабаками.
ОНА не испытывает муки и всплески эмоций после изнасилования, а продолжает жить обычной жизнью, разве что задавшись целью все же выяснить, кто же это такой. И когда узнает, расправляется с ним самым изощренным способом, освобождая его и себя. И это - богиня? Она под стать обществу, в котором живет, поэтому такой финал - жена насильника благодарит ее за то, что она смогла дать ее (теперь уже мертвому) мужу то, в чем он нуждался хотя бы на время, сын вновь сходится со своей женой-истеричкой, и у них прекрасные отношения, подруга выгоняет своего мужа-изменника и сама первая приходит мириться к нашей героине. Что ж, жизнь продолжается...
Про Верховена и Изабель Юппер писать не буду - они великие без всяких оговорок, и их совместный фильм- просто подарок для киноманов.
Александра Мерзлякова, режиссёр:
В компании известных иркутских кинолюбителей посмотрела фильм Пола Верховена «Она». Ну что сказать, мне показалось, что этот фильм хоть и наполнен страстями, порочным сексом, насилием, изменами и потерями, оказался вполне себе жизнеутверждающим. Я бы не назвала его глубоким, он просто даёт вам темы для размышления, и при всей, казалось бы, угрюмости непостижимого он лёгкий, такой весь Французский и жизненный. Более всего поразило, что исполнительнице главной роли Изабель Юппер 63 года. Вот как должна выглядеть матёрая парижанка и, наверное, любая женщина по возможности. И хотя главная героиня - эгоистичная самовлюбленная стерва, и режиссёр совсем не требует от вас её полюбить, но сопереживаешь ей все равно. Красивые актёры, интерьеры, кофе, сигареты, вино. Все, что ждёшь от европейского фильма, присутствует. Ну, и не забывайте про #скандалскандал
Людмила Болдарук, генеральный директор телеканалов СТС и Домашний в Иркутске:
Неделя началась необычно! Марина Левинсон пригласила нас на спецпоказ сенсационного эротического триллера Пола Верховена «Она». Очень провокационный фильм! Действие ленты зигзагообразно скачет от ужаса изнасилования к черной комедии и сатире, а затем к легкой семейной комедии и обратно, к ужасу и триллеру. Мы активно включились в просмотр: пугались, возмущались, не верили, что такое возможно, домысливали развитие сюжета, гадали, кто же может быть насильником, а ещё смеялись и шутили! Фильм произвёл на меня впечатление, после просмотра за чашкой кофе было, что обсудить и о чем поговорить с подругами.
Екатерина Ступко, руководитель irkfashion.ru:
Этот фильм очень зрелый, как и сам 78-летний режиссер, и рассказывает о боли и исцелении через любовь, страсть, ещё большую боль и даже смерть. Изабель Юппер в 63 года невероятно притягательна и местами откровенно сексуальна, поэтому недаром становится жертвой насильника (кстати, очень даже симпатичного) в чёрном. Лично для меня практически все повороты сюжета оказались предсказуемы, но фильм держит до самого конца. Сходите, проверьте, угадаете ли вы? Потом расскажете. Но помните, кино строго 18+. Хотя, я бы лично поставила смело и 35+. А я тем временем пойду поищу чёрные мужские перчатки и маску. Ведь это жутко будоражит, правда, девочки? Огромное спасибо, Марина Левинсон, за такие эмоции! Переживаю их до сих пор!
Успеть посмотреть фильм можно до 6 октября в кинотеатре «Карамель», сеанс 24.00.
Фото: kinopoisk.ru, facebook.com
Комментарии
Оставить комментарий