ВХОД
Искусство и косметология
Часть II. Художественные критерии и дурновкусие.
Специально для Irkfashion материал подготовила Алена Ли, тренер, имидж-консультант First Impressions.
Нетривиальный мастер-класс требовал нетривиального места. Лина Ермонтович, замечательный галерист и основатель школы LeART, распахнула свои объятья. Женя воодушевился и приготовил для показа гипсовые слепки, обрубовку (голова человека, как бы слепленная из плоскостей) – все это, любезно предоставленное Линой, он принес из одноименного магазина художественных принадлежностей, который расположен на первом этаже галереи. На снимке: Лина Ермонтович и ее прекрасное детище – галерея.
На снимках: рабочие моменты подготовки, коммерческий директор САТЭЛЬ Дмитрий Николаевич Гуцуляк, Эльмира Евгеньевна и я на фоне обрубовки, знаменитых носа, глаза, губ Давида; косметолог Эльмира и скульптор Евгений: «Атмосфера творческая, галерея прекрасна, полотна – тоже».
Вернемся к античному лицу. Скульптор уточнил: статуя Давида, копия которой хранится в Государственном музее им. Пушкина, имеет пятиметровую высоту, поэтому основные части совершенного лица – точные копии, на которых выучилось многие поколения скульпторов и художников.
«Греческая красота потому стала каноном, что греческое прекрасное неуязвимо для беды, нет такого испытания, которое бы не разбилось о пропорции и чувство меры греческого мастера. Герои античных скульптур встречали смерть и триумф с равновеликим достоинством. Так происходило на том основании, что понятие прекрасного не было тождественно внешней красоте, не являлось предметом торговли, и стать прекрасным возможно было лишь путем равномерного соблюдения норм. В дальнейшем красота сделалась достоянием салонов, красота стала принадлежностью успеха и богатства – и перестала быть прекрасной». Так писал искусствовед Максим Кантор. «Если пасторальная кисть Венецианова живописует нам просветленных селянок, мы догадываемся, что мастер слукавил, снабдил образ селянки чужой красотой – Золушку нарядили принцессой». Новый канон прекрасного состоится, когда простой человек, не стесняясь ни единой морщины, явит свое «Я». Вот когда мы увидим, что простой обыватель несет свою ношу с грацией бога, гармония вернется в мир.
Греческие прямые короткие носы с высокой переносицей, выпуклые глаза, четкой лепки веки, низкая линия надбровной дуги и чувственные губы – врачу косметологу надо знать все каноны, в том числе и золотое сечение, чтобы понимать, из какого лица что делать и какую задачу ставить перед пациентом. Иными словами, как нарушить каноны, чтобы оставить прекрасным и индивидуальным изначальное лицо.
Построение глаза, ось глаза, схема, веки. Глаз – шар, веки – два вытянутых объема. Так начинается лепка: с рисунка, со схемы, с ощущения, какое тело, какой объем лежит в основе данной части лица. Построение носа, губ – все должно быть понятно скульптору, оттого и рисуются части лица в проекции – по дугам, в наклоне.
Интересны плоскости, из которых состоят губы. Вообще, скульпторы разбивают и лицо человека на плоскости – оно называется «планы». Лицо состоит из 14 таких планов. Если мы рассмотрим губы, то таких планов при более точной деталировке будет гораздо больше.
Мы сняли фильм про то, как скульптор Евгений Тимкович лепит из глины копию губ Давида в натуральную величину. Он сделал это за час, и это было похоже на волшебство. Эльмира Евгеньевна стала героиней второго фильма, продемонстрированного на мастер-классе: она «слепила» губы шприцом и медикаментами, с учетом строения и типа лица. Это важно: учитывать изначальные пропорции и масштабы лица и тела в целом, чтобы гармония не была нарушена. А то приходит миниатюрная женщина и просит гипер губы Анджелины Джоли, дались всем эти губы. Почему именно губы мы выбрали из всех остальных основных конструктивных частей лица? Самые большие проколы мы видим именно на губах, которые подверглись некорректному вмешательству. Или очень разбухшие и накаченные, да так, что глаз невольно ищет надпись: «Вход в грот». Или по-лягушачьи вытянуты по горизонтали и дама выглядит глупым губошлепом, этакие Иу (героиня актрисы Ардовой из смехотворной передачи «Одна за всех») с хроническим ступором, который медики обозначают как кататонический.
Косметолог отметила – наш русский язык способствует появлению кисетных морщин у рта. При произношении некоторых звуков мы вытягиваем губы трубочкой. Тогда как англичане имеют ледяную верхнюю губу – да, таков английский язык, там звукоизвлечение происходит с помощью других мышц. Французы, наоборот, растягивают губы при произношении слова да (oui ) – слышится долгое ууююиии или звук «и» - так что меньше всего именно француженка имеет риск получить с возрастом брыли, да и подбородки у них подтянуты – надо сказать мерси их звукам. А у нас… мы все чаще приобретаем штрих-код над верхней губой.
Загадочность облика Джоконды с ее чуть припухлыми губами позволила стать ей основой для иконографии – настолько внушительно число интерпретаций этой картины! Мы видим в данном случае Джоконду + (то есть ее губки чуть приподняты по сравнению с оригиналом, принадлежащем кисти Леонардо да Винчи).
А вот красивые, идеальные губы, гармоничные по отношению к их прекрасной обладательнице:
Материал диктует… Эти слова были вынесены в презентацию особо. Ведь мрамор, к примеру, лучше всего передает трепетность человеческого тела и лица, а брутальные портреты /головы требуют бронзы, гранита. И косметолог должен учитывать физические особенности лица, а не слепо лепить канонические губы на неподходящее лицо. Если лицо относится к заостренному типу и все подчинено этой заостренности, не стоит делать мужское лицо по женскому округлому типу, не стоит лишать его всех морщин. Это может сыграть злую шутку и сделать лицо чуточку бабьим. Мужчина должен оставаться мужчиной. А женщина не должна напоминать семнадцатилетнюю Джульетту, как бы ей ни хотелось помолодеть.
Как вычислить гармонию лица? Надо смотреть как можно больше портретов, полотен, голов и учиться воспринимать разные облики. И косметолог затребовала как можно больше портретов, на что скульптор удивился: какие могут быть портреты, когда история изобразительного искусства поначалу – это сплошные запреты и мифы. Вот самая первая Венера – Венера Вилендорфская, 30-10 тыс.лет до н.э. – это миф о плодородии, мечта о родовитости, о вечном деторождении. Половые признаки превалируют, а лица, портрета – его и нет. Живот, грудь, таз, лоно, короткие ноги. Нам может показаться это уродливым? Карикатуричным? Но ведь это – изображение Мечты. О том, чтобы выжить, чтобы род был плодовитым. Палеолит – мечта о выживании и продолжении рода, и больше ничего.
И позже в первобытном искусстве до 4 тысячелетия до н.э. рисовали человека рода, в древнем искусстве 4-1 тысячелетия до н.э. рисовали Бессмертие, вечного человека – опять же с половыми признаками, орлиноголовых существ, многорукие божества Египет, Индия, Китай, Америка, Сибирь – связь искусства и религии – огромный пласт, но опять же – портретов как таковых не было. Изображения и скульптуры обязательно были статусными, изображали либо богов, либо фараонов. Идеального человека – бога в обличие идеального человека, в виде совершенства подарили миру Древняя Греция, Древний Рим.
И самый мощный пласт культуры – эпоха Возрождения, 1400-1600 г.г. – Всемирный человек, изображение страстей. Микеланджело, этот титан, создавший свой язык в скульптуре и в живописи. И уж совсем особняком стоит самая масштабная его работа по росписи Сикстинской капеллы в Ватикане – Сотворение Адама, 16 в., над которой Буонаротти работал четыре года. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в свое создание искру. Вот именно, длань. И так, как написаны эти не соприкасающиеся руки, не писал их никто ни до, ни после. «Бывает так, что художник поворачивает наши глаза к такому изображению, которое меняет наше представление об истории, о хорошем и дурном. Микеланджело соединил пластику греков с моралью Христианства, синтез изобразил во фресках Сикстинской капеллы, - писал Максим Кантор, - до Микеланджело историю западного мира никто так не видел».
Не правда ли, по современным меркам тела несколько мясисты, а лица - не обладающие правильными чертами, особенно, если сравнить с залакированными и зафотошопленными фотографиями красоток и красавцев в глянце? И вот тут мне хотелось бы остановиться на важнейшем аспекте мастер-класса, из-за чего, собственно, он и затевался.
Художественные критерии. Существуют ли они? Вспоминаю момент подготовки, когда мы правили текст скульптора. Споткнулись на этом самом перечислении художественных критериев. Если взять за основу новаторство, предположим, или наоборот, следование традициям, если рассматривать язык художника или материал, посредством которого работает мастер - не существует никаких четких критериев. Сегодня человек очень сильно заботится о внешности. Еще бы. Ведь она рисует его статусность, успешность и место в социуме. Наконец, даже и отношение его к различным аспектам его жизни. Эгоистичность, к примеру. Но идеальной внешности не бывает. Люди очень разные. Критериев не существует, но Каноны! Они идут от классики. И если о вкусах точно не спорят, то безвкусие – бесспорно.
Посмотрите на портреты, датирующиеся 1518 г. – Рафаэль, «Портрет Иоанны Арагонской».
17 век – портрет французской актрисы Баббет Кошуа Антуана Пэна.
Портрет двух актрис Жана Батиста Сантерра.
19 век – портрет М.С. Воронцовой В.Зарянко.
Не правда ли, они очень разные? Иоанна Арагонская поражает своей красотой и величественностью. Невыраженные ключицы, великолепная зона декольте. Как имидж-консультант и великая тряпичница в хорошем смысле этого слова, не могу не остановиться на ее костюме – это не одеяния и накидки из холста. Это благородный бархат, как нельзя лучше оттеняющий необыкновенную красоту рук и лицо - идеал женской привлекательности того времени, а костюм служил достойным обрамлением ее красоте. Стиль костюма, пластика и соотношение использованных для него фактур тканей, пропорциональные решения маленького гладкого лифа и необычайно объемных рукавов на золотистой атласной подкладке, скрепленных по центральным разрезам аграфами, декорированными флорентийской мозаикой, - все являет собой образец высокого вкуса. Свободно драпируемые рукава создают контраст с глубоким декольте, подчеркивающим безупречность линии плечей. Изысканный женский образ дополняет и тончайшая сорочка, гофрированным краем обрамляющая лиф платья, а нежными белоснежными буфами густо собранных у запястья рукавов, декорированных золотой тесьмой, превосходно диссонирующая с тяжелой и плотной фактурой бархата.
Модный в те времена крупный головной убор Иоанны, украшенный, как это было принято, по переднему полю аграфами, брошами, пряжками, драгоценными булавками, напоминает по объему популярный у мужчин и женщин в первые десятилетия XVI века головной убор бальце, придававший облику и тех, и других особую импозантность. Форма бальце создана по ассоциации с восточным тюрбаном.
Неправда, когда говорят, что все красавицы того времени похожи. Быть может, дело в париках и мушках, в напудренных прическах? Портреты дам интригуют, заставляют всматриваться в черты лица, заставляют задуматься, встречаются ли сейчас такие лица или уже нет. Трудно представить, если бы эти лица были бы безбожно гладкими, как будто по ним прошлись утюгом.
Но сейчас другой тип лиц, увы. Так мы видим, как на смену людям Возрождения приходят индивидуум, изображение характера – то, что присуще Барокко и классицизму 1600-1800 г.г.
Трудно представить себе рядом с этими лицами скальпель хирурга, или что их коснулась бы игла шприца с медикаментами, и мы не увидели бы такой манящее разнообразие женских сущностей, выраженных в таких разных лицах, в таких разных их изображениях.
В третьей части мы поговорим о существующих рисках и сдержанности врача-косметолога.
Комментарии
Да, действительно нет критериев красоты.
Очень правильно написано о прошлом и о настоящем.
Мне понравилось.
Оставить комментарий