«Путь ароматов» - кодо
«Путь ароматов» - кодо.
На заре увлечения парфюмерией мне посчастливилось познакомиться с книгой «Ароматы и запахи в культуре». Среди огромного количества интересной информации особенно мне запомнился материал про мир японских ароматов и искусство кодо - искусство истинного наслаждения ароматами. О нем я и хочу сегодня вам рассказать.
Китайский иероглиф «ко» обозначает запах, аромат, духи. Он покрывает собой целый ряд разнообразных продуктов растительного или животного происхождения,отличающихся благоуханием или ярко выраженным запахом, — такие, как ароматическая древесина «дзинко» (например, алоэ), специи типа аниса или корицы, камфора,пачули и пр. Их объединяет редкость, изначальная особенность подобной практики, а также то, что они происходят из Китая, Индии, Юго-Восточной Азии и других,еще более отдаленных мест и, следовательно, являются для Японии предметом импорта. Употребляемые в отдельности или в смесях, они используются прежде всего как ароматические вещества. Такое применение ароматов на Японском архипелаге связано с религиозной практикой буддизма. Нужно также заметить, что первые деревянные статуи, попавшие на архипелаг, были выполнены из душистых сортов дерева, произрастающих в Юго-Восточной Азии и в Индии. Сборник старинных летописей «Нихонсёки», составленный в 710 г. и описывающий период от основания Японии до 696 г., содержит первое историческое упоминание об ароматическом дереве дзинко в Японии, датированное 595 г.
Способ смешивания ароматических веществ, истолченных в порошок «авасеко» и скатываемых в шарики при помощи меда, также пришел из Китая. Эта форма ароматов, проникнув в древнее общество, производит настоящий фурор при дворе династиии Хэйан (784—1185). Поединки, основанные на сравнении достоинств «таки-моно-авасе», становятся любимым развлечением знати. В Средние века развитие мореходства приводит к увеличению импорта ароматической древесины, спрос на которую растет и постепенно выходит за пределы религиозных общин и двора. Составляется классификация ароматов, которые получают специальное название «мэй». Так, Сандзониси Санетака (1455—1537), министр внутренних дел и поэт, различает 61 аромат. Кроме того, распределение их по шести группам и пяти вкусам4 приводит к появлению наборов ароматов «кумико». Во время специальных собраний организаторы выбирают ароматы, которые, по их мнению, лучше всего соответствуют отдельным поэтическим произведениям («вака») или романам («моногатари») либо оценке пейзажей, связанных со сменой времен года. Такая способность ароматов воспроизводить особую атмосферу через соотнесение образов и чувства обоняния будет использована для создания новых возможностей в современном обществе.
В эпоху Эдо подобные собрания, посвященные играм, которые приняли со временем форму пути «до» и получили широкое распространение в знатных семействах,охватили и класс торговцев. Так появился обычай добавлять к приданому невесты все необходимое для этих занятий — обычай, существующий в самых богатых слоях общества. Главы из учебника хорошего тона для девушек, посвященные ароматам, богатая иконография этого вида искусства также свидетельствуют о его распространении. В этот период «кодо» превращается в специальные школы, во главе которых стоит великий учитель «иемото», обеспечивающий соблюдение традиций и новации. Издание многочисленных произведений, посвященных «кодо», стремится удовлетворить интерес читателей к проблеме ароматов. Поскольку любители ароматов занимаются и другими видами искусств, такими как искусство чайной церемонии или аранжировка букетов, происходит процесс взаимного обогащения, способствующий творчеству.
За периодом, когда «кодо» достигает апогея, следует, начиная с XIX века, период спада, что выражается, в частности, в закрытии ведущих школ. Однако на рубеже веков некоторые торговые дома пытаются заявить о себе, пред ставляя свою продукцию на крупных национальных и международных выставках. Двум школам, Ойерю и Хинорю, удается преодолеть кризис и после Второй мировой войны начать вновь завоевывать своих сторонников. Все возрастающий успех их начинаний, вначале очень робких, а затем захватывающих все большие слои общества, привел к появлению новых школ, что стало залогом умножения инициатив и очевидного возрождения.
И знаете, какой возникает вопрос... Процесс ничем не напоминает вам егодняшние парфюмерные посиделки парфюмерных маньяков?
Комментарии
Оставить комментарий