ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

09.01.2013

Франсуа Коти – Наполеон парфюмерии

Франсуа Коти – Наполеон парфюмерии

Франсуа Коти по праву можно назвать гениальным парфюмером, создавшим бессмертные ароматные шедевры.  Прозванный «Наполеоном парфюмерии», он обладал не только императорскими амбициями, но и состоял в родстве с двоюродной сестрой Наполеона Изабеллой Бонапарт. На протяжении своей жизни непревзойденный «нос» бережно хранил документы, подтверждающие это родство, хотя и не любил распространяться о них.

Франсуа Коти родился на Корсике в городе Аяччо 3 мая 1874 года в семье зажиточных арендаторов.  К сожалению, из-за неурожаев его семья разорилась, что серьезно подкосило здоровье его родителей. Вскоре они скончались, и мальчик остался  на руках у бабушки Анны-Марии. С самой своей юности молодой человек был уверен в исключительности своей судьбы, легко учился и любил получать новые знания.  Однако стесненность в средствах не позволила Франсуа закончить образование, что в дальнейшем отразилось на его страсти к чтению и изучению языков.

С 13 лет молодой человек отправился в Марсель на заработки, а потом ушел служить в армию. По окончании военной службы Франсуа стал секретарем Эммануэля Арена, ставшего впоследствии сенатором III Республики, и обрел немало полезных знакомств.  Именно тогда он и задумался о своем истинном призвании – размышления закончились тем, что он покинул престижную должность ради места продавца модных аксессуаров в одном из парижских магазинов. Франсуа  интересовала парфюмерия, он любил заходить в парфюмерные лавочки, в аптеку к своему другу Раймону Гори. С увлечением он изучал продукцию парфюмеров на Всемирной Ярмарке в Париже. Франсуа обладал поистине уникальными способностями: кроме своего упорного характера и удивительного трудолюбия, он имел уникальную способность тонко чувствовать запахи, различая их до четырех тысяч.

Дочь знаменитого парфюмера, Кристиана Коти, рассказала однажды такую историю. Франсуа как-то зашел к своему другу Раймону в аптеку. Фармацевт был чрезвычайно занят, т.к. готовил лекарство по рецепту. Франсуа вызвался помочь, но Раймон строго-настрого приказал не прикасаться ни к одному из медикаментов. Зато он предложил скучающему другу изготовить одеколон по известной прописи. Это было в порядке вещей для аптек того времени. Каково же было удивление Раймона, когда он вместо привычного запаха банального одеколона ощутил божественный аромат неведомого парфюмерного продукта. Этот продукт создал Франсуа, обладавший прекрасным обонянием. Раймон посоветовал другу поехать учиться в город Грасс, парфюмерную столицу Франции. Франсуа последовал совету друга и больше года постигал науку у лучших мастеров парфюмерного искусства. А затем он отправился покорять Париж.

Создав несколько флаконов духов, молодой человек настойчиво предлагал их продавцам парфюмерных магазинов, но везде встречал отказ. Однажды он, набравшись смелости, решил зайти в самый роскошный магазин того времени «Лувр». Управляющий внимательно выслушал приятного молодого человека, предлагавшего свои духи, и с обворожительной улыбкой отказал ему, даже не открыв ни одного флакона. Отчаявшийся Коти начал швырять свои склянки об пол магазина. Распространившийся приятный запах привлек со всех сторон респектабельных посетительниц магазина. Он и стали первыми женщинами, оценившими талант Коти, скупив все оставшиеся флаконы. После этого случая магазин завалили заявками на новые духи, ставшие знаменитыми впоследствии, - Rose Jacqueminot. Партию духов в 50 флаконов Франсуа со своей женой изготовили в течение одной ночи. Это был первый настоящий успех. La Rose Jacqueminot только за первые два месяца принесли ему прибыль в миллион франков. Этот финансовый успех дал Коти возможность переехать в небольшой дом на Rue de La Boettie, где он разместил магазин, демонстрационный зал, отдел упаковки и лабораторию. Здесь же находилась и его квартира.

Первый успех парфюмера мог стать и последним. Необходимо было пристально следить за тенденциями развития парфюмерии. Ведущей же тенденцией в начале XX в. стало широкое использование новых синтетических химических соединений. Франсуа Коти был прекрасным «носом», но он мало разбирался в премудростях химии – и тут неоценимые услуги оказывал ему друг фармацевт. В 1904 г. Коти выпустил духи L'Origan, блестяще применив иононы, синтезированные еще в 1898 г. Эти духи пользовались всемирным успехом на протяжении 25 лет и предвосхитили создание целой линии амбровых, цветочных и пряных ароматов. Именно он принес Франсуа Коти мировую славу.

В 1908 году уже знаменитый парфюмер познакомился с художником по стеклу Рене Лаликом. Высокий вкус, фантазия, ювелирная отделка флаконов, созданных Лаликом, еще больше упрочили положение ароматных творений Коти. Содружество двух знаменитостей продолжалось долгие годы, благодаря этому в «ароматном мире» появились шедевры, занявшие первые места не только в парфюмерии, но и в декоративно-прикладном искусстве. Во флаконы от Лалика оделись ароматы: Ambre Antique, Au Coeur Des Calices, Cyclamen, L'Effleurt, La Rose Jacqueminot, Styx.  При этом и Baccarat, конкуренты Lalique, не менее успешно сотрудничали с Коти. Настоящие шедевры изящного стиля марки - флаконы Ambre Antique (другой вариант), Chypre, Emeraude De Coty, L'Or, L'Origan, La Rose Jacqueminot (другой вариант), La Violette Pourpre, Muguet.

В первое десятилетие XX в. Коти выпустил большое количество цветочных ароматов. Это - «Корсиканский жасмин» (1908), «Фиалка» и «Пурпурная фиалка», «Французская гвоздика», «Цикламен», «Ирис», «Гиацинт», «Гелиотроп» (1908). Прекрасно понимая, что роскошные ароматы следует помещать в роскошные флаконы, Коти начал сотрудничать с известными дизайнерами. Блестящий маркетолог, Коти утверждал: «Дайте женщине лучший продукт, который вы можете создать, представьте его в великолепном флаконе, прекрасном в своей простоте и безупречном по вкусу, потребуйте за него умеренную цену, и это будет началом такой коммерции, которой еще не знал мир».

Ф. Коти был художником во всем. Он преобразовывает помещение своего парфюмерного магазина, размещает по-новому витрины, покупателям предлагает бесплатную пробу его продукции. Одним из первых Коти стал выпускать парфюмерные линии: пудра, гель, духи, мыло, масла, бальзам, - выпускались в с одинаковой отдушкой. С 1910 года Коти заключает договоры, которые способствуют поступлению его продукции на рынок других государств. Парфюмерный магазин открывается на Кузнецком мосту в Москве, парфюмерия Coty появляется на американском рынке.

В 1917 году Коти выпустил свой двадцать первый аромат, который был назван «Шипром» (Chypre), именем средиземноморского острова Кипр. Он и не подозревал тогда, что этот аромат станет самым большим его успехом и достоянием следующих поколений. Его композиция положила начало появлению нового семейства шипровых ароматов на основе ладанника и дубового мха, бергамота и пачули с разнообразными добавками – цветочными, фруктовыми, кожаными или зелеными. «Шипр» Коти объединил в себе запахи жасмина и бергамота, ладанника, ветивера и дубового мха с двумя синтетическими компонентами – ванилью и кумарином (запахом сена).

Франсуа Коти был не только парфюмером, но и политиком — сенатором, а с 1931 по 1934 год мэром своего родного городка Аяччо. Руководил издательским бизнесом — ему принадлежала газета Le Figaro, а позже — Le Gaulois. Парфюмер спонсировал интересные культурные мероприятия и даже знаменитый перелет Костэ и Беллонта (Costes and Bellonte) Париж-Нью-Йорк.

Коти скончался 25 июля 1934 года в своем замке в Лувсьенне, успев прожить поразительно интересную и творческую жизнь. В 2000 году в память великого парфюмера была учреждена премия, призванная наградить парфюмеров, заметных своим влиянием на мировую индустрию запахов. Церемония награждения проходит в замке, некогда принадлежавшем Франсуа Коти. Незадолго до смерти Коти в 1934 году его лучший друг как-то заметил, что Франсуа имел исключительный шанс реализовать все свои самые смелые мечты. На что маститый парфюмер, увлеченный своей профессией, с сожалением ответил: «Не все, единственная вещь, которая ускользнула от меня, единственная настоящая мечта – запах жимолости».

Под именем Coty создано огромное количество ароматов, самый молодой – в 2009 году. Ароматы Coty были созданы при сотрудничестве с парфюмерами Francois Coty, Sophia Grojsman, Ann Gottlieb, Carlos Benaim, Henri Robert, Harry Fremont и Coty. Многие из ароматов можно найти с большим трудом – например, Ex`cla-ma`tion, которым со мной любезно поделилась одна счастливая обладательница этой незыблемой классики.  По сравнению с плодами царящей повсюду любви к специям и фруктовому компоту, воплощенному в духах, аромат может показаться атавизмом. Действительно, в нем нет ничего авангардного или дерзкого – изящный цветочный букет из жасмина, гелиотропа, ландыша и розы оттенен нежными нотами персика и абрикоса. Стойкий, уютный натюрморт сменяется ванилью  – несмотря на ее яркость, которая «глушит» присутствующие в аромате древесные и мускусные ноты, она ненавязчива и сладка ровно настолько, насколько позволяют приличия. Нельзя сказать, что в аромате есть какая-то особая изюминка –  его исключительность в равновесии ингредиентов и умении заявить о себе громко, но без крика.

Текст – Ирина Шувалова

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера