ВХОД
Парфюмерные тайны и преступления
Специально для Irkfashion материал подготовила Ирина Шувалова
Во все времена запахи несли на себе печать таинственного и потустороннего – маги и знахарки, колдуны и целители умело использовали целебные и смертельные свойства ароматов для достижения своей цели. Совершенно неудивительно, что история парфюмерии неразрывно связана с историями громких преступлений и отравлений. Давайте же окунемся в атмосферу ольфакторного коварства?
Эпоха Ренессанса наиболее известна преступлениями, тем или иным образом связанными с ароматами. Так, в Италии среди множества других наихудшей репутацией выделялась семья Борджиа, во Франции — Екатерина Медичи, привезшая с собой из Флоренции Руджиери — знаменитого парфюмера и отравителя.
Екатерина Медичи
В лице Екатерины Медичи нашла покровительство целая школа отравителей – итальянская. Королева происходила из знатной итальянской семьи банкиров и правителей Флоренции, была внучатой племянницей папы Климента VII. При жизни мужа, короля Генриха II, Екатерина не играла сколько-нибудь значительной политической роли. После неожиданной смерти Генриха II она остается с четырьмя сыновьями, старшему из которых Франциску II едва минуло 15 лет. Смерть быстро унесла и этого сына, и Екатерина стала регентшей при десятилетнем короле Карле IX.
Екатерина привезла с собой во Францию традиции дома Медичи, к ее услугам были и исполнители, знатоки черной магии, астрологи - два итальянца Тико Брае и Космо (Козимо) Руджиери и флорентиец Бианки – большой любитель изготовления духов, душистых перчаток, женских украшений и косметики. Лейб-врач королевской семьи, известный хирург Амбруаз Паре считал, что за всеми этими предметами стоят яды, и писал поэтому, что лучше было бы «избегать этих духов, как чумы, и выпроводить их из Франции к неверным в Турцию».
Екатерину считают виновницей смерти королевы Наваррской Жанны д'Альбре, матери будущего короля Франции Генриха IV, активной деятельницы партии гугенотов. «Причиной ее смерти, – писал д'Обинье, – был яд, который через надушенные перчатки проник в ее мозг. Изготовлен он был по рецепту мессера Рено, флорентийца, сделавшегося после этого ненавистным даже врагам этой государыни». Жанна д'Альбре погибает от мышьяка, мышьяк был обнаружен и у человека, пытавшегося отравить Колиньи. Маловероятно, что отравленные перчатки были причиной гибели королевы Наваррской, но эту версию приняли современники описываемых событий.
Вообще говоря, охота на своих королей была излюбленным занятием французских придворных. Некий Роже, будучи личным врачом Лоренцо Медичи и герцога Урбино, возглавил школу «тайных наук», из которой вышли Кардано, Нострадамус и Агриппа. Среди его учеников были и искуснейшие врачи, и не менее знаменитые отравители. В их арсенале было много приемов: пропитанная мышьяком книга, которую подсунули Карлу IX; надушенные перчатки; букет живых цветов, чей запах приносил мгновенную смерть; башмаки, надев которые упал бездыханным Хуан Австрийский; помада, предназначавшаяся для госпожи де Сов, дабы она своим поцелуем отравила Генриха Наваррского. Верхом остроумия в те оригинальные времена считался нож, лезвие которого с одной стороны было намазано отравой.
Существует описание жизни девушки Тофаны, проживавшей в Неаполе и продававшей за большие деньги таинственную жидкость в маленьких пузырьках с изображением святого. Они были распространены по всей Италии и назывались неаполитанской водичкой, «аква Тофана» («вода Тофаны») или «манна святого Николая Барийского». Жидкость была прозрачна и бесцветна и не вызывала подозрения, так как изображение на бутылочках святого позволяло думать, что это церковная реликвия. Деятельность отравительницы продолжалась до тех пор, пока лейб-врач Карла VI Австрийского, исследовавший жидкость, не заявил, что это яд, и в его состав входит мышьяк. Тофана не признала свою вину и спряталась в монастыре. Аббаты и архиепископ отказались ее выдать, так как между церковью и светской властью был антагонизм. Негодование в обществе было столь велико, что монастырь окружили солдаты. Тофана была схвачена, казнена, а тело ее забросили в монастырь, который ее долго скрывал. Хроники сообщают, что это произошло в Палермо в 1709 г. (по другим данным – в 1676 г.), и что Тофаной было отравлено более 600 человек. Вполне возможно, что этим же именем называлась более поздняя отравительница, которая не только жила во многих городах Италии, но бывала и во Франции.
Тофана
Отравления душистостями нередки и в настоящее время, отчего работа парфюмера с каждым годом становится все труднее и ответственнее. Парфюмеры все чаще вынуждены основывать свои духи на синтетических составляющих, количество которых из года в год увеличивается, однако их физико-психологические характеристики остаются неизученными. Кроме того, им приходится вести борьбу с предпринимателями, которые озабочены исключительно материальной выгодой и все чаще требуют от парфюмеров не духов, a «sent bon» (хорошо пахнущих составов) невысокой себестоимости, но с большим радиусом душистых волн. Подобные ароматы не только способствуют общему понижению вкуса, но и действуют на людей раздражающе.
Связаны с духами и менее тяжелые преступления, в чем-то даже веселые. Так, в середине июня этого года во французском городе Орфэн был ограблен завод косметической компании Guerlain. Преступники украли парфюмерную продукцию на сумму более 1 миллиона евро. В ограблении принимало участие по меньшей мере 10 преступников. Грабители ворвались на территорию завода в два часа ночи, схватили сторожа и заперли его в офисе. Затем они загрузили три грузовых фургона поддонами с упаковками духов. Выехав с территории завода, два грузовика завязли в грязи, и преступники смогли угнать только один загруженный фургон. Сторож поднял тревогу после того, как смог выбраться из офиса, в котором был заперт. Ароматное преступление, не правда ли?
Не обошли стороной парфюмерные преступления и мир художественный. Самое, пожалуй, известное произведение об ароматных преступлениях – фильм по одноименному роману Патрика Зюскинда «Парфюмер». Помимо захватывающего сюжета, автор очень детально и профессионально описал процесс изготовления ароматных эссенций, свойственный для того времени. Ну и созданные изощренным охотником за ароматами запахи: мышино-серое будничное платье – запах незаметности, в котором кисловато-сырный человеческий аромат пробивался лишь слегка; породистые, слегка потливые духи, придававшие Греную более грубую внешность и заставлявшие людей думать, что он спешит по неотложным делам; духи с запахом жидкого молока и чистого мягкого дерева, который возбуждал сострадание, безотказно действуя на женщин среднего и пожилого возраста.
Герой фильма «Парфюмер»
Экспериментируя с различным сырьем, герой книги создавал неожиданные ароматы - латунная задвижка, пористый известняк, оливковая плантация. Пытался получить способом мацерации эссенции из зимних мух, личинок, крыс, мелких кошек, топя их в горячем жире. Животные, которых Гренуй хотел мацерировать, в отличие от цветов, не отдавали свой аромат безропотно, с молчаливым вздохом, но отчаянно сопротивлялись. Чтобы получить аромат свежей шкурки щенка, ему пришлось его убить. Без сожаления Жан-Батист Гренуй стал убивать и девушек, ведь им двигала единственная цель – получить совершенный аромат. «Он хотел стать всемогущим богом аромата, каким он был в своих фантазиях, - пишет Зюскинд о Гренуе. – И он знал, что это в его власти. Ибо люди могут закрыть глаза и не видеть величия, ужаса, красоты и заткнуть уши и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат – это брат дыхания». Конечно, в книге имеет место определенный градус художественного вымысла – но на то она и книга, тем более непосредственно связанная с миром парфюмерии. Парфюму простительны гиперболы и недоговорки…
Комментарии
Оставить комментарий