ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

08.06.2018

История города – история женщины: Людмила Цветкова

Балет – это способ самовыражения, способ передачи себя зрителю. Так характеризует свое творчество главный балетмейстер Иркутского музыкального театр имени Н.М. Загурского Людмила Цветкова. О том, как в ней впервые проявились черты постановщика, и о том, как она мечтает поставить спектакль о Байкале, наша героиня рассказала Irkfashion.ru в совместном проекте с ювелирным салоном премиум-класса «Династия». 

иркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстер

Первое письмо было из Иркутска, так решилась моя судьба

О балете я грезила с самого детства, а студию начала посещать в пять лет. В хореографическое училище в Улан-Удэ я поехала достаточно поздно, в 15 лет. Обычно дети начинают учиться с десяти лет, но меня взяли, правда определили в класс на два года ниже, поэтому я еще раз училась в 7 и 8 классах. По окончании я вернулась в родной  Хабаровск к маме и бабушке. Потом мне поступило два предложения по работе. Я решила так: какое письмо-вызов придет первым, туда и поеду. Первым почтальон принес письмо из Иркутска, и так решилась моя судьба. Второе письмо, кстати, принесли через 30 минут.

Так, в 24 года я оказалась в Иркутске. Мне повезло, что здесь жили некоторые из моих друзей по училищу. А через некоторое время познакомилась со своим будущим мужем, он был вокалистом в театре. Как человек такой же творческой профессии он всегда меня понимает и поддерживает, помогает преодолеть все мои трудности творческой жизни, стойко переносит мое отсутствие дома. Бывает, я вроде физически дома, а мыслями – в театре, особенно когда готовишь спектакль. И вот уже восемнадцатый год я являюсь балетмейстером Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского, в котором когда-то танцевала сама. А теперь мои ребята танцуют то, что не посчастливилось танцевать мне. Помню, как я мечтала станцевать в спектакле «Ромео и Джульетта». А когда я уже стала сама ставить спектакли, мне приснился сон, что я ставлю этот балет, в котором должна танцевать, но перед самым выходом я не могу найти костюм. Тогда я смотрю на сцену из-за кулис и вижу, что спектакль идет, а мне так и не удалось его станцевать. Прямо как в жизни – я его поставила, но танцевали уже мои ребята.

Балет в Иркутске – самостоятельный жанр

До сих пор бытует мнение, что в музыкальном театре балет – вспомогательный жанр. Однако с тех пор, как театр поменял статус и стал музыкальным, репертуар сильно расширился – мы ставим рок-оперы, оперетты, мюзиклы и, конечно, балет. Я считаю, что за 18 лет моей работы у балетной труппы сложилось свое лицо. Мы ставили много авторских спектаклей с эксклюзивной музыкой, авторским либретто, своим взглядом на драматургию. Например, балет «Милый друг» по роману Ги де Мопассана, спектакль «Серебряная нить» с рок-группой – это вообще наш первый подобный опыт, а сам спектакль был очень необычный.

А первый балет, который я ставила, был о первой любви Адама и Евы и назывался «Сотворение мира». Это был замечательный балет! С красивой сценографией от художника, современной хореографией. Я считаю, что тогда этот спектакль стал прорывом. А танцевали в нем молодые ребята, например, Маша Стрельченко, которая исполнила партию Евы. Она тогда только начинала карьеру, а теперь - Заслуженная артистка России. Выросла на моих балетах.

Я стараюсь создавать только авторские спектакли, даже если они имеют известные названия: «Ромео и Джульетта», «Золушка». Эти спектакли претерпели какие-то метаморфозы, вмешательство в либретто, введение новых персонажей, например, в «Ромео и Джульетта» у нас ходил живой Шекспир – он соединял персонажей и сцены, подавал письма, а его голосом были озвучены строки произведения. Кстати, интерес к этим спектаклям появился даже за рубежом. Нас три года назад приглашали на русское биеннале в Ниццу, на фестиваль в Израиль, где мы должны были проехать пять городов. Помню, когда они посмотрели наши спектакли на видео, сказали: «Вот, что нужно показывать заграничному зрителю». Им стало интересно, что в глубинке в России возник такой авторский подход к драматургии, музыке, созданию спектакля. Было очень приятно слышать их отзывы, потому что люди устали смотреть «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

иркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстер

Зритель с каждым годом меняется, потому что меняются пристрастия, информативный ряд. Я больше не вижу того стремления, какое было у нас в молодости, ходить в кино, на спектакли, читать книги. Сейчас все это есть дома – сто каналов, только сиди на диване и жуй котлеты. Замечаю, что зритель немного обленился, поэтому важно создавать спектакли, которые будут отрывать людей от быта. Сейчас на один и тот же спектакль люди реагируют по-разному: сегодня он скажет «вау!», а завтра – «лучше бы я дома посидел». Большая задача каждого театра – сформировать своего зрителя. Этим и занимаются главный режиссер, главный балетмейстер, музыкальный руководитель.

В дальнейшем хочу поставить балет «Травиата» на музыку Верди. Чтобы он был красочным, с большим количеством артистов. В моей практике есть постановка такого мощного спектакля – на юбилей Нурсултана Назарбаева в Астане я вместе с режиссером ставила оперу «Аида». Там во втором акте на сцену выходят четыре когорты солдат 250 человек и четыре лошади. Помню, что важно было придумать, как они выходят на сцену и в какую фигуру становятся. Мне хочется повторить такую работу, потому что от таких спектаклей исходит мощная энергетика. Также планирую поставить спектакль, который связан с темой Байкала. Название его пока держится в секрете, но он уже сформирован. Я бы хотела создать визитную карточку нашего региона, в котором мы счастливы жить. Потому что энергия Байкала – это мощь, которой пользуется половина страны. В этом спектакле мне бы хотелось объединить усилия труппы с вокалистами и детской балетной студией. Получилось бы большое развернутое полотно. Такой спектакль вполне можно было бы показывать на открытой площадке, где природа сама будет декорацией – начало на закате, а финал под звездами. И костюмы могут быть интересными, и персонажи магическими, и балет фантазийным.

Ошибка звукорежиссера проявила способности балетмейстера

иркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстер

Я также занимаюсь детскими постановками. В этой сфере у меня большой опыт: и балетные спектакли, и номера, и миниатюры, и концертные программы с балетной студией. Сейчас плотно работаю в центре сценических искусств La Scene. Здесь есть свой детский музыкальный театр, с которым мы уже сделали спектакль «Времена года» из трех отделений: хореографического, вокального и актерского. Также я много работала со студентами в театральном училище. Моя постановочная жизнь началась, когда главным режиссером в музыкальном театре была Наталья Владимировна Печерская. Вначале я поставила спектакль со студентами, она увидела и предложила мне поставить два спектакля, потом посоветовала получить образование, так я уехала в Москву, где заочно училась в двух учебных заведениях одновременно – в Институте современного искусства и Московской государственной академии хореографии на курсе Майорова-Григоровича.

Однажды со мной произошла такая ситуация: мы с партнером на концерте в честь Дня Победы должны были танцевать номер «Аве Мария» на музыку Каччини. Мы вышли на сцену – он Иисус Христос, я Мария – и приготовились выступать. Начала играть музыка, но не Каччини, а Шуберт, и тоже «Аве Мария», но совершенно с другим счетом, длительностью и эмоциональной окраской. Делать нечего, мы начинаем танцевать под другую музыку весь номер, как было задумано изначально. Человек, который отвечал за фонограмму, находился очень далеко. Оказалось, что он включил фонограмму и сел читать книжку. Потом он рассказал, что кинул взгляд на сцену и в ужасе осознал, что включил не ту фонограмму, потому что Шуберта танцевали три девушки, а на сцене находилась пара. Когда мы исполнили танец, он постепенно убавил музыку и раздались бурные аплодисменты. Ветераны, к счастью, ничего не заметили, но за кулисами стоял дикий хохот, всем было весело наблюдать, как мы будем выкручиваться. На сцене всякое могло случиться – бывало, фонограммы рвались, костюмы расстегивались, но чтобы целиком весь номер станцевать на другую музыку, такого не было раньше. Видимо тогда мои балетмейстерские способности проявились, потому что я была вынуждена поставить пол номера на ходу. Не только себе, но еще и партнеру.

Суеверия и конкуренция в театре

иркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстер

В театре очень много разных суеверий, например, если балерина упала на попу, то она либо выйдет замуж, либо уволится, а если актер уронил свою пьесу, то он должен обязательно на ней посидеть, иначе роль не удастся. А еще у нас есть дежурная фраза, которую мы говорим перед началом спектакля: «Ни пуха, ни пера! К черту!».

В коллективе конкуренция – это двигатель прогресса балерины. Очень плохо, если в спину никто не дышит, потому что сразу расслабляешься. К счастью, каких-то случаев, когда балерины подставляют друг друга на сцене или на репетициях, у нас нет. Я слышала, что такое случается, когда в труппе 150 человек, но у нас всего 20 артистов, они все на виду, поэтому сразу было бы понятно, если кто-то кого-то подставил.

Среди моих актеров есть костяк, которые работают со мной много лет, а есть молодежь, которая набирается опыта и уезжает за красивой жизнью в столицу. Их тоже можно понять – у нас не такие большие зарплаты, не такой богатый репертуар, не часто проходят заграничные поездки. А ребятам все это нужно. Но я в этом плане не ревнивый человек. К нам часто приезжают постановщики, режиссеры и хореографы из других городов, которые смотрят на работу танцоров. Это очень важно для самого артиста, потому что тогда он может сравнить, что имеет сейчас и что может получить в дальнейшем. Кто-то после этого отправляется искать что-то лучшее.

Иркутск способен вдохновить на создание спектакля

иркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстер

Своих родных родителей я не знаю, меня в три года удочерили. В Хабаровске я жила с моей мамочкой, которая была учителем русского языка и литературы. Всем лучшим, что есть во мне, я обязана ей – она привила мне желание читать, много занималась со мной, поддержала мое желание заниматься балетом. Наверное, если бы она была жива, я бы не уехала оттуда или мы бы уехали вместе. Однако, когда мне было 24 года, я маму потеряла, а в Иркутске в то время открывался музыкальный театр, поэтому я приехала сюда и стала ведущей солисткой балета – танцевала Жизель, Эсмеральду, исполняла ведущую партию в спектакле «Щелкунчик».

А потом я стала балетмейстером, и это было настоящим счастьем. Я даже не ожидала, что быть балетмейстером интереснее, чем исполнителем, потому что есть возможность станцевать практически все партии, а не одну, которую тебе доверил балетмейстер. Когда ты создаешь новый спектакль, ты его придумываешь, протанцовываешь, живешь с персонажами какое-то время. Это непередаваемое счастье, потому что балетмейстер придумывает все: движение пальцев, взмах ресниц, куда смотрят герои, как они изгибаются, всю фабулу и содержание. А артист либо очень талантлив и все хорошо повторяет, либо он гениален и сверху может рассказать что-то свое, сделать роль еще богаче.

Из Хабаровска я приехала в декабре, в то время там были сильные ветра, а в Иркутске на деревьях лежал белый снег. Следующим летом я впервые поехала в Санкт-Петербург, и тут мои представления соединились, я поняла, что Иркутск – это маленький Питер. Потом уже я узнала, что архитекторы строили здесь Петербург в миниатюре. Я была вполне счастлива своим переездом в этот город. Я даже по Хабаровску не скучаю, здесь теперь мой родной город – здесь моя семья, родился мой сын, находится моя любимая работа. Я люблю Иркутск. Однажды город натолкнул меня на создание спектакля: я прогуливалась по улочкам Иркутска, рассматривала деревянные дома и вдруг поняла, что хочу поставить балет по русской классической литературе. Через четыре месяца появился «Гранатовый браслет». Теперь я точно знаю, что Иркутск способен натолкнуть, навеять, зародить очень многие прекрасные мысли.

иркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстериркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстериркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстериркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстериркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстериркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстериркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстериркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстериркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстериркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстериркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстериркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстериркутск, династия, ювелирный магазин династия, людмила цветкова, иркутский балет, балетмейстер

Партнер проекта:

Ювелирный салон премиум-класса «Династия»

иркутск, лактовит ангарск, лактовит официальный сайт, лактовит отзывы, любовь зайцева иркутск, ювелирные украшения иркутск, династия иркутск, ювериные украшения династия иркутск цена, бизнес, бифидокультуры, здоровое питание, байкал

Над проектом работали:

Автор: Екатерина Ступко;

Текст: Кристина Дунина;

Фото: Елена Серебрякова;

Видео: Николай Тарханов.

Читайте также: Истории Галины Осиповой и Ирины Ежовой

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера