ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

22.04.2015

Воспитываем по правилам? Все о детской самооценке

Оценочный фундамент

В психологии, как научной, так и популярной, одна из самых популярных тем - тема самооценки. Любой интересующийся психологией, может вспомнить и назвать способы ее повышения: не сравнивать себя с другими, практиковать уверенное поведение, хвалить себя, заниматься любимым делом, представлять будущий успех и много еще чего. Но дело в том, что самооценка, является своеобразным центром личности и влияет на поведение и отношения человека. Она влияет на выбор партнера и способность устанавливать близкие отношения с людьми, лежит в основе созависимости  и зависимости. Определяет уровень притязаний и степень успешности человека, часто является причиной откладывания важных дел. Проблемы уверенности в себе, застенчивости, установления границ и межличностных конфликтов тоже связаны с неадекватной самооценкой. В этой статье речь пойдет о том, как формируется самооценка, и что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку в становлении адекватной самооценки. 

Наверное, каждый родитель может вспомнить состояние своего ребенка, когда тот впервые тянулся до погремушки, сделал первые шаги или достал заветно-запретный предмет.  «У меня получилось! Я смог!» - буквально написано на лице малыша. Он сияет от гордости.  Этот опыт индивидуальной деятельности (в том числе - владения своим телом) очень важен для формирования самооценки. И главное, что могут сделать родители – давать ребенку возможность получать такой опыт. Не делать за ребенка, там, где он может справиться сам. Помогать там, где это необходимо. Откликаться на просьбы ребенка о помощи. Делать вместе, а не вместо.  Поддерживать в настойчивых попытках получить результат. А иногда – просто не мешать ребенку.

Но вот малыш самостоятельно забрался на горку или дошкольник собрал из конструктора корабль. Что происходит дальше? Как правило, ребенок стремится показать свои достижения взрослому: «Мама, смотри, что у меня получилось!». А иногда - взгляд в сторону родителя: «Видишь, как я могу?».  Семья для ребенка представляет весь мир, поэтому отношения с родителями так важны. 

Я - ценность!

В психологии существует теория зеркального Я. Суть ее в следующем: родители являются для ребенка своеобразным зеркалом. Если они проявляют в общении с ребенком любовь, доверие и уважение, ребенок приучается и сам относиться к себе, как к человеку, достойному этих чувств.

Уже в младенчестве у малыша складывается представление о своей ценности – основа будущей самооценки.    Это некоторое ощущение «Я есть! И это замечательно!», «Я могу быть в этом мире». Конечно, малыш не думает и тем более не говорит таким словами. Это именно ощущение, которое формируется в процессе постоянного общения с родителями.  В чем же особенности такого общения?  Они интуитивно знакомы большинству родителей.  И если систематизировать все эти «Агу – ага» и «Солнышко моё», то можно выделить основные моменты, на которые важно обращать внимание в первые годы жизни ребенка, для формирования у него положительного отношения к себе. Итак, важны:

  • Понимание и удовлетворение потребностей ребенка – в пище, тепле, безопасности, новых впечатлениях и так далее. Ребенок не может позаботиться о себе сам, поэтому забота родителей важна для его выживания. Такая «деятельная любовь» сообщает малышу: «Ты и твои потребности важны для этого мира!»
  • Тактильный контакт – ласковые прикосновения, объятия, веселые поваляшки и прочие «нежности».
  • Визуальный контакт – важно смотреть в глаза ребенку, разговаривая с ним и слушая его.
  • Вербальный - когда родители говорят ребенку о своих чувствах: «Я тебя люблю!», «Я рада, что ты у меня есть!», «Мне интересно играть с тобой!» 

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ребенок не только ориентируется на оценку взрослых, но и начинает сравнивать себя со сверстниками: «Вот я пробежал быстрее Васи и Пети, значит, бегаю я хорошо». Так укрепляется общая и формируется конкретная самооценка. Это важнейшее достижение дошкольного возраста.

Родителям в этот период важно:

  • Говорить ребенку о том, что Вы в нем цените.
  • Обращать внимание на успехи ребенка, его достижения. «Ты старался и у тебя получилось!» Построенный замок из конструктора, сложенный самолетик, замечая эти «победы», мы учим ребенка обращать внимание на свои достижения, присваивать себе результаты своих усилий.

При этом обязательно

  • «Разрешать» ребенку (и себе) ошибаться. Ощущение самоценности может сформироваться только в такой атмосфере, где ошибки служат для приобретения опыта. Как минимум – не ругать ребенка, если что-то не получилось: «Вася уже давно читает, а ты…» Такие сравнения неуместны. Как максимум – помочь в каждой ошибке видеть возможность.
  • Помогать понимать и выражать свои чувства и осознавать их причины:  «Ты огорчился, когда ты засыпал вчера без меня.  Наверное, тебе было одиноко». klxdate Так мы учим ориентироваться в своем внутреннем мире. 

Итак, самооценка формируется в первые годы жизни. Она зависит от отношения близких взрослых к ребенку. В процессе развития ребенка это отношение родителей присваивается и становится самоотношением. Если родители часто критиковали, ребенок научится осуждать себя, если поддерживали и одобряли – научится хорошо к себе относиться.  Мы можем научить только тому, что умеем сами, и потому самооценка детей часто схожа с самооценкой родителей.  Изменить самооценку в течение жизни можно, но это процесс постепенный и не всегда простой. Мы не можем повлиять на то, что получили от своих родителей, но можем выбирать, что передать своим детям. 

Наталья  Чурилова,  психолог-консультант

28 апреля в 19.00 – 21.00 

Мастер-класс Натальи Чуриловой  «Самооценка ребенка. Правила воспитания». 
А также презентация III Фестиваля психологии и бизнеса «Душа и Дело», Листвянка, 11-15 июня 2015 года и розыгрыш билета на участие в одном дне фестиваля.

Байкальская 188/3 10 этаж, Центр психологии и творчества «Миддл Вей». Запись по тел.: 628-637

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера