Поиск

Прыжок в жизнь. Зачем психологам древние славянские обряды?

29.04.2015

Современное общество будто создано для того, чтобы дать нам возможность не взрослеть. Возраст молодости официально продлен до 44 лет, косметологическая индустрия предлагает тысячи способов продлить внешнюю юность, стандарты красоты категорически не приемлют любых проявлений зрелости… И мы из последних сил остаемся в контексте, получая одно образование за другим, периодически уходя в беззаботный дауншифтинг и пробуя все новые диеты не потому что у нас есть лишний вес, а потому, что размер одежды должен быть только XS или – в самом крайнем случае – S, и точка… Мы отказываемся взрослеть. И – парадокс – по сути отказываемся быть счастливыми. Потому что состояние истинного, глубинного, базового счастья доступно детям, которыми нам, несмотря на сладкие иллюзии, уже не быть, и взрослым, принявшим все свои проявления и определившим свое место в социуме. Говоря иначе, инициированным взрослым.

Об инициации и взрослении мы говорим с московским психологом, ведуньей и мастером славянской традиции Эльвирой Минкиной-Бачинской. Работая как психолог-консультант и проводя традиционные русские обряды мужской и женской инициации, она довольно безапелляционно определяет разницу между неинициированным и инициированным человеком.

Эльвира Минкина-Бачинская (г. Москва), психолог-консультант, мастер славянской традиции

Э.М-Б.: Это практически то же самое, что сравнивать человека, передвигающегося с помощью костылей, и здорового, идущего по жизни на своих ногах. Лакмусовой бумажкой в первую очередь служат отношения, которые мы строим. Например, женщины в большинстве своем ищут мужчину, на которого можно опереться, который поведет по жизни, будет решать все и всегда, окружит заботой и лаской - по сути, ищут отца. Мужчины в свою очередь тоже ожидают вечной материнской опеки. Это не позиция здорового взрослого человека. Да, здоровый и взрослый тоже может попросить помощи и поддержки, и получить ее. Разница в том, что если я на костылях, дать эту помощь и поддержку мне обязаны, и я ее требую, не оставляя партнеру выбора.

IF: Возникает вопрос: как повзрослеть взрослому человеку? 

Э.М-Б.: Во всех культурах переход от одного возраста к другому, переход в новую социальную роль происходил путем инициации. Инициация – это испытание. Это принятие правил социума и встройка в него, и для нас сейчас не так важно, в каком возрасте пройти инициацию, так как нам в любом случае необходимо принятие своего мужского или женского пути. Хотя традиционный уклад всегда очень четко определял, что и в каком возрасте от человека требуется. Сообществу было очень важно знать, что человек повзрослел, поскольку община опирается на взрослых людей, способных выполнять взрослые задачи. К примеру, в русской традиции если до 28 лет мужчина не проходил определенные инициации, не принимал мужской Путь и не создавал семью, он получал статус бобыля, выселялся на край деревни и терял право голоса в мужском сообществе. Девочка, если она не проходила обряд «Прыжок в поневу», не получала права искать себе жениха и оставалась дома с родителями. Все это имело очень большую роль в подготовке к взрослой, в первую очередь семейной жизни.

IF: Насколько подобные обряды актуальны сейчас? И как это сочетается с методами, применяемыми в психологии?

Э.М-Б.: В психологии методы, направленные на инициацию, используются довольно часто, хотя, возможно, на этом не делатся акцент. Да, традиционные обряды – это процессы, не имеющие никакого отношения к психотерапии, но в качестве бонуса дающие возможность решить ряд психологических проблем. Например, суть возрастных женских и мужских инициаций-лабиринтов «Путеводная нить» в том, что пройдя по лабиринту, человек получает на выходе новую информацию о себе и своем пути. И, проводя эти обряды много лет, я регулярно вижу случаи, когда человек не проходит лабиринт, оказываясь не готов к этому испытанию.

IF: Ваши мастерские по женским и мужским инициациям включены в программу фестиваля психологии и бизнеса «Душа и Дело», который пройдет в июне в Листвянке. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что ждет участников фестиваля, решившихся взрослеть?

Э.М-Б.: В рамках фестиваля я проведу мастерские по женской возрастной инициации «Прыжок в поневу» и инициациям-лабиринтам «Женский Путь» и «Мужской путь». «Прыжок в поневу» - обряд, после которого девочка становилась девушкой. Для проведения обряда собирались тетушки, бабушки, вся женская линия. Мужчины уезжали из дома, оставляя женщин одних для проведения таинства. Девочка становилась на лавку, перед ней раскрывали женскую обрядовую одежду, поневу, и трижды спрашивали, готова ли она принять женский путь. У нее было право отказаться или выбрать женскую долю – хранить семейный очаг, рожать детей. Если она прыгала – она выбирала этот путь. Если нет – оставалась дома и не выходила замуж. И этот выбор своей будущей судьбы ей нужно было сделать в возрасте 10-12 лет. В завершение обряда старшие женщины поясом привязывали девочку к женской доле, надевали на голову девичий венчик, и с этого момента она получала право себя показывать, украшать, хороводиться, флиртовать и ходить на вечорки – получала статус вертихвостки, то есть становилась девушкой на выданье. Той, кому разрешается выбирать себе пару, к кому можно свататься. Этого статуса девочки очень ждали, поскольку до него не допускались к развлечениям, носили невзрачную одежду и с ожиданием смотрели на более зрелых девушек, нарядных и активно проявляющих свою женскую сущность. Этот обряд нужен был для того, чтобы девушка не просидела в уголке тихой мышью, а проявляла себя.

IF: Обряд с прохождением лабиринта – это переход в следующий возраст?

Э.М-Б.: Да, это переход от девушки к денщине. Если женский «прыжок в поневу» проходил дома, то прохождение лабиринта организовывалось за пределами поселка. Обряд проводился до брака, в который девушка должна была войти уже подготовленной к семейной жизни. Проходя его, нужно было собрать воедино все свои ипостаси – девочку, девушку, женщину и мудрую старуху. Они все должны быть приняты и одновременно присутствовать в женщине, проявляясь там, где это необходимо. Ни одной их них нельзя потерять. Мы все хотим оставаться девочками, зависимыми и опекаемыми, но в зрелых отношениях это невозможно. Приняв все роли, женщина становится многогранной. Можно радоваться как девочка, привлекать внимание, как вертихвостка, в нужный момент проявиться как полноправная хозяйка, с мнением которой считаются, стоит ей повести бровью, или мудрой старухой, которая оберегает границы и без которой невозможна женская целостность. Собрать в себе все проявления – это и было задачей прохождения лабиринта. Кстати, обряды проводились тайно, обычно на «русалочьей неделе» в мае-июне, в местах, на которые был наложен запрет для посещения мужчинами как раз под предлогом проказ русалок.

IF: Какова цель мужских инициаций?

Э.М-Б.: У мужчин другие задачи. Их мера – ответственность: за женщину, за детей, за свой дом, за свою общину, свою страну. Почувствуйте разницу, мужчина говорит: мой дом, моя семья, мой сын, моя дочь. Женщина говорит: наш дом, наша семья, наши дети. Таким образом она передает часть ответственности мужчине, в этом есть принятие его роли и уважение к ней. В традиционном укладе мужчина всегда отвечает за женщину. Если у нее нет мужа – за нее отвечает отец, если нет отца – отвечает брат, даже если он младший. И дело здесь не в женской слабости: женщина очень сильна, сакральная задача женщины – приведение души в этот мир и проводы ее в мир иной. Только женщина знает, как необходимо устроить дом, что нужно для благополучия семьи. Она говорит об этом мужчине и вдохновляет его больше зарабатывать, обеспечивать семейные потребности. Мужчине для себя нужно очень немного, он по природе аскетичен. Получая энергию и вдохновение от женщины, он готов использовать все свои силы, сделать все, на что способен.

IF: Всем ли нужно проходить обряды инициации?

Э.М-Б.: Это нужно всем, но, как я уже говорила, не все их пройдут. Порой люди оказываются не готовы. Более того, если раньше традиции были естественной частью жизненного уклада, то теперь, прежде чем провести обряд, нужно довольно долго объяснять, что это и для чего необходимо. Все инициатические обряды описаны в русских сказках: прыжок в поневу – это прыжок в колодец в «Матушке-Метелице», лабиринт присутствует в сказках «Царевна-лягушка» и «Финист – ясный сокол», нужно просто знать ключ к этому шифру. И нельзя говорить, что мы утратили эти традиции полностью. Конечно, для городских жителей все это совершенно незнакомый культурный пласт. Но во многих деревнях, практически во всех старообрядческих и казачьих общинах они проводятся по сей день. Есть люди, способные рассказать и показать все это в живом укладе.

Примечательною что тема инициация стала красной нитью  III Фестиваля психологии и бизнеса «Душа и Дело». Четыре насыщенных дня, три ночных марафона, дадцать ведущих из разных городов и 50 мастер-классов по психологии и бизнесу для более чем 100 участников - все это будет прожито в Листвянке, на берегу Байкала, с 11 по 14 июня.

Дзен-графика, психология денег, мастер-классы по воспитанию детей, тантра, вопросы самооценки и самоценности, исследование возрастных кризисов, отношения между мужчиной и женщиной, обряды на активизацию женской силы, направленной на женское здоровье и благополучие, сценарии жизни, телесные и дыхательные практики, психодрама, мастерские по бизнес-вопросам – каждая мастерская и весь фестиваль в целом будет настоящим посвящением для каждого из участников.

Инициация- ( Initiation от лат. initio - начинать, посвящать) - переход индивида из одного статуса в другой. В психологическом смысле инициация возникает тогда, когда человек открывает в себе возможность движения в направлении к сознанию. 

Светлана Потапчук, fitness-редактор, sport@irk-fashion.ru

Читайте также

Fitness-обзор, 24.08.2017
Рассказываем, как быстро похудеть в домашних условиях
Fitness-обзор, 21.08.2017
Объявляем результаты проекта "Сверхъестественные +"
Fitness-обзор, 31.07.2017
Позади потерянные килограммы, впереди – желанная поездка в Италию. Дневники участниц проекта "Сверхъестественные +"

  0 комментариев
Имя
Код


Instagram