Поиск

Российская и советская парфюмерия - аромат истории

20.11.2012

Российская и советская парфюмерия

Специально для Irkfashion материал подготовила Ирина Шувалова

Духи «Красная Москва», я думаю, знают абсолютно все. За исключением, разве что, совсем юных особ, очень смутно себе представляющих, что такое СССР. Но мало кто знает, что «Красная Москва» - это чуть измененный «Любимый букет императрицы», созданный для Александры Федоровны знаменитым Августом Мишелем. Если подумать, то мы вообще крайне мало знаем об истории российской и советской парфюмерии – и это недоразумение обязательно надо исправить, что я и приглашаю вас сегодня сделать.

В начале 20 века в Российской империи существовали несколько крупных парфюмерных домов, пришедших, конечно, из Франции.  Прежде чем остановиться подробнее на истории самых известных из них, и, в первую очередь, на истории товарищества «Брокар и Ко», хотелось бы вкратце рассказать о парфюмерных предпочтениях публики того времени. Благодаря популярности Дягилевских «Русских сезонов», в моду приходит все восточное, а парфюмерный дом Герлен  выпускает парфюм под названием «Золотой петушок», созданный именно под влиянием Дягилева.  Не последней причиной интереса к Востоку стало и открытие могилы Тутанхамона.  Но, вернемся к нашим фабрикам.

В 1863 г. Анри Брокар открыл новый способ изготовления концентрированных духов, а деньги от продажи его изобретения (25 тысяч франков) явились основным капиталом для основания собственной фабрики в Москве, открытой 15 мая 1864 г. в Тёплом переулке. Обосновавшись в Москве, Брокар принял православие и стал именоваться Андреем Афанасьевичем. К концу XIX века он учредил парфюмерное товарищество «Брокар и Ко».  Первыми продуктами производства были «Детское мыло» (с русским алфавитом, оттиснутым на каждом куске по одной букве), «Медовое» и «Янтарное». Варили всего 5-10 дюжин кусков в день. Постепенно производство расширялось, появились новые сорта мыла: «Шаром», «Огурцом», «Народное», «Греческое», «Спермацетное», «Розовое»; «Народная» и «Весовая» помада. Из этих сортов мыла «Греческое» и «Спермацетное» пользовались успехом у интеллигентной публики и вырабатывались из лучших сортов орехового масла. Мыло «Шаром», популярное среди разных слоев общества, в один вершок диаметром, стоило 5 коп., «Народное» - 1 коп. Мыловары сами же были и продавцами. После нескольких переездов в 1869 году фабрика Брокара была перемещена за Серпуховские ворота, располагалась она на углу Арсеньевского переулка (ул. Павла Андреева) и Малой Серпуховской (Люсиновской) улицы.

В 1882 г. на Всероссийской Промышленно-художественной выставке Брокар устроил фонтан из цветочного одеколона, которым каждый желающий мог бесплатно пользоваться. Это была не меньшая сенсация, чем продажа за 1 рубль коробки с десятью предметами парфюмерии. В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже продукция фабрики была удостоена большой золотой медали. Духи «Персидская сирень», созданные Брокаром как подарок жене ко дню серебряной свадьбы, получили Гран-при. Французы впервые оказались на втором месте. В 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде товариществу «Брокар и Ко» был пожалован государственный герб России.

Со смертью «русского француза» его дело продолжил другой талантливый французский парфюмер Август Мишель. При его участии были созданы духи «Любимый букет императрицы», выпущенные к 300-летию дома Романовых. После 1917 г. фабрику Брокара национализировали и назвали мыльно-парфюмерным заводом № 5. Мишель остался в России. Когда 5 лет спустя фабрику решили переименовать в духе нового времени, он предложил назвать ее «Новой зарёй». Название было принято. А в 1925 г. по его же предложению духи «Любимый букет императрицы» переименовали в «Красную Москву». Под этим названием они пользовались успехом не только в России, но и за её пределами.

В двадцатые годы прошлого века партийную организацию бывшей фабрики Брокара возглавляла Полина Жемчужина, жена тогдашнего члена Политбюро ВКП(б) В. Молотова. В 20-е гг. «Новая Заря» переехала в расположенные по соседству здания обойной фабрики, а в брокаровские корпуса въехала фабрика «Гознак», переведенная из Перми.

Новый этап развития фабрики и выпуск продукции под новым названием «Nouvelle Etoile» - уникальный пример плодотворного и результативного российско-французского партнерства. Последнее десятилетие многие любимые народом ароматы фабрики разрабатывались в парфюмерных лабораториях Франции с участием известных французских парфюмеров.

Какие же ароматы, кроме легендарной «Москвы», еще выпускала фабрика? В 1927 году к 10-летию Октябрьской революции, был выпущен «Красный Мак», пленявший своим восточным пряным ароматом несколько поколений покупателей. Создатель аромата - парфюмер Д. Грабер.

Духи «Признание» посвящены театру. В легкой цветочной композиции звучит признание в любви театру и женщине. Цитрус и свежесть зелени с оттенками белого пиона и жасмина – это гимн красоте и эмоциям.

 

«Милая». Ноты фрезии и ладана.

 

«Очаровательная шалунья».  Древесный мох, ваниль, кумарин.

 

Винтажные духи «Пиковая Дама» изготовлены парфюмерами фабрики «Новая заря» в честь 150-летнего юбилея А.С.Пушкина. Классический шипровый аромат с насыщенными сочными тонами дубового мха, пачули и бергамота.

Оригинальный дизайн одеколона «Северный» флакона придумал Казимир Малевич. До революции грани айсберга были вогнуты внутрь флакона, а в постреволюционное время их сделали выпуклыми. Одеколон просуществовал 90 лет (1911-1991).  Слева - дизайн Малевича (парфюм 1930 г. выпуска), справа - более поздний дизайн (1990 г.).

Следующий парфюмерный дом, один из парфюмеров которого стал создателем Chahel №5, - A.Rallet. «Товарищество Ралле и Ко»  - старейшая парфюмерная фабрика, существовавшая с 1843 года, с тех пор, как французский подданный столичный купец Альфонс Антонович Ралле организовал в Москве первое парфюмерно-косметическое производство.  Продукцию Торгового дома, производимую в России, продавали во Франции, Германии, Турции, на Балканах. На экспортируемые товары приклеивалась роскошная этикетка: «Товарищество Ралле и Ко», Поставщик Двора Его Императорского Величества Императора Всероссийского, Шаха Персидского и Его Высочества Князя Черногорского».

Сырье Ралле завозил из Франции. Для разработок новых изделий приглашались лучшие европейские специалисты. В начале ХХ века Товарищество владело тремя магазинами в Москве, оптовыми складами и магазинами в Петербурге и множестве других городов. В 1903 году основной капитал составлял 1,5 миллиона рублей и представлял собой 2000 именных паев по 750 рублей, чистая прибыль равнялась 75 тысячам рублей. К 1913 году основной пакет был увеличен до 2000250 рублей, а прибыль уже исчислялась в 180022 рубля.  После революции предприятие, понятно, национализировали и переименовали в «Государственный мыловаренный завод  № 4», а с 1922 года производство стало называться Государственная мыльно-косметическая фабрика «Свобода».

 

Описывая духи Рале, невозможно не рассказать о самом прославленном московском парфюмере - творце духов «Шанель №5». В 1882 году в Москве за Сущевским валом, в бывшем селе Сущево, недалеко от Вятской улицы, в доме Ведерниковой, в семье французского подданного Эдуарда Бо родился младший сын. Будущее мальчика было предопределено: если у него будет хороший «нос», он станет парфюмером как отец , если нет - управляющим парфюмерным делом, как брат Эдуард-младший, успешно делавший карьеру в парфюмерном доме Альфонса Ралле. Нос оказался не то что хорошим, фантастическим! В 16 лет, только окончив гимназию, молодой красавец окунается в мир душистых эссенций. Трудовой путь начался со стажировки во Франции. По возвращении в Россию в 1902 году, Бо поступает в обучение к техническому директору «Ралле» Лемерсье.

 

Уже через 5 лет, в 1907 году, Бо меняет учителя на его посту и становится ведущим парфюмером «Ралле». Вместе с братом он входит в состав правление товарищества. Новый пост дал Бо большую творческую свободу. А. Лемерсье привил ему способность к бесконечному комбинированию экзотических ингредиентов. Он смело экспериментирует с новыми и даже никогда не применявшимися до него в парфюмерии химическими веществами, стараясь преобразить устоявшийся стиль парфюмерных ароматов. Его духи «Царский вереск» имеют огромный успех, а «Фея роз» до конца XX века считалась лучшим воспроизведением аромата розы (с 1917 г. эти духи больше не выпускались). Много шума наделали его духи «Букет Наполеона», приуроченные к 100-летию Бородинской битвы.

 

В те последние счастливые годы Эрнест Эдуардович уже был главным парфюмером фабрики. Красавца парфюмера знала не только вся артистическая Москва, но и в среде просвещенного купечества у него были друзья, память о которых он увековечит в своих великих духах. За кулисами Большого и Художественного театров он был своим. Станиславский, Андреева-Бальмонт, Бахрушин принимали его у себя дома, приглашали на дачи. Известные балерины и драматические актрисы влюблялись в него.

Удачное развитие дел прервала Первая мировая война. Бо ушел на фронт, где получил за храбрость несколько орденов. В 1918 году пришли известия, что фабрика национализирована, а Эрнесту лучше не возвращаться в Москву. Эрнест Бо начинает жизнь с нуля в послевоенной Франции. К 1920 году он снова занимается любимым делом на заводе Ралле в Грассе. 1920-е стали последним отблеском золотого века парфюмерии, закончившегося с началом Великой Депрессии, повсеместным переходом на искусственные заменители дорогих масел. Бо ценил только нарочитую искусственность, ту, которая противоречит природе, а не ту, которая тщетно пытается подражать ей. В конце 1918 года, когда соединение, в котором он служил, стояло на Кольском полуострове, его поразил особенный, свежий аромат заполярных озер и рек, освещенных незаходящим солнцем. Он вспоминал потом: «Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших усилий и трудов мне удалось воссоздать его, хотя первые альдегиды были неустойчивы». Следует пояснить, что класс т.н. жирных кислот, называемых альдегидами, придают духам ноту свежести, легкости. Это привело его к увлечению альдегидными ароматами, которые сделал модными Франсуа Коти. Но самыми знаменитыми альдегидными духами в мире стали Chanel No.5, изобретенные Эрнестом Бо, хотя он принял участие и в создании знаменитой «Русской кожи».

 

Еще несколько ароматов, популярных в СССР, выпускались фабрикой «Северное Сияние».

«Белая сирень», классические цветочные духи.

Если «Красная Москва» считалась ароматом дорогим и праздничным, то «Ландыш серебристый» были духами на каждый день. Аромат «Ландыша серебристого» был достаточно нейтральным парфюмом – душистым, свежим и стойким. В этих духах содержалось большое количество спирта, что позволяло мастерам-любителям из простого народа смешивать из него «коктейли».

 

Еще одни легендарные советские духи – мужской одеколон «Тройной». Эти духи были любимым ароматом Сталина. А простые потребители использовали одеколон в разных целях – душились, обрабатывали порезы, пили, протирали лицо после бритья (именно так пах после этого процесса мой дед). Одеколон «Тройной» выпускался в большом флаконе и стоил довольно дешево, чтобы быть доступным массовому потребителю.  История говорит, что прадед одеколона «Тройной» был завезен в Россию императором Наполеоном Бонапартом. Позже в аромат были добавлены масла нероли и бергамота, так получился известный всем одеколон «Тройной».

 

Конечно, были еще духи рижские, болгарские, польские, оставшиеся в носах и памяти благодаря мамам и бабушкам… И у каждой из нас есть воспоминания о каком-то из этих ароматов, таких родных и уже таких призрачных… Так давайте же хранить эти воспоминания как жемчужину из прошлого уже несуществующей страны.

Читайте также

Модный обзор, 23.08.2017
Дамы элегантного возраста покорили мир своей красотой
Модный обзор, 07.09.2017
Удивительный мир нижнего белья и купальников премиум-класса
Модный обзор, 03.08.2017
Книги о техниках эффективного общения

  2 комментария
Имя
Код


Instagram