Поиск

«Аритмия» в сердцах иркутян: отзывы о фильме

18.10.2017

Жизнь человека с его победами, поражениями, радостями и горестями мало поддается анализу, однако люди все еще пытаются разгадать все ее загадки. Вот и режиссер Борис Хлебников в своем новом фильме «Аритмия» заковывает главного героя в сложные внешние и внутренние условия. Но для чего: чтобы испытать его, чтобы помочь ему найти выход? В этих перипетиях пытались разобраться иркутяне 12 октября 2017 года на предпоказе фильма, который прошел в Киномолле. Расписание сеансов можно помотреть на сайте кинотеатров Киномолл и Баргузин.     

Владимир Демичков: 

иркутск, баргузин, аритмия, борис хлебников, Александр Яценко, кино, отзывы о кино, киномолл

Сходили тут в Киномолл на «Аритмию». Хозяева, устроившие просмотр (спасибо им), просили упомянуть про зал «Релакс», в котором был показ, и где вместо сидений кресла-мешки. Упоминаю – да, кресла-мешки. Типа большие подушки. Я вот извертелся весь на этой «Аритмии»: фильм чувствительный, все время переживаешь, извиваешься, то хочется свернуться калачиком, то вытянуться и запрокинуться, чтобы не разлить слезы, то набок улечься, то вперед наклониться. Вмазался в кресло-подушку, как в посмертную маску, принял одно какое-то положение – терпи теперь. Или вставай, отвлекайся и заново взбивай содержимое мешка. Так что да, зал «Релакс», очень удобно.

Фильм, кстати, неожиданно хороший. Александр Яценко – это просто идеальное кастинг-попадание (правда, говорят, Хлебников всегда его снимает), очень органичный актер, надо бы его еще где-нибудь посмотреть. Ирина Горбачева просто фантастическая, очень хорошая, плюс она симпатичная – получилась такая немного примороженная красавица-медсестра, прямо зафрендил бы «ВКонтакте», если бы к такой попал в больницу.В общем, хорошее такое «стихийное» кино о спотыкающемся течении жизни, которая проходит в пробках, непонятных ссорах, скомканных праздниках и вечном неуспевании никуда.

Никакой ажитации (как в «Горько», например), даже истерики героев в фильме какие-то пугающе достоверные: глуховатые, стертые, все это снято здорово. За исключением, разве что, сцены секса на кухне – мне не хватило, но это на любителя, конечно. Есть, правда, несколько косяков, они не снижают впечатления, но просто как-то на полях хочется их отметить. Все-таки Хлебников режиссер «мужской»: ты все знаешь и понимаешь про героя и ничего не понимаешь про его жену. Чем наполнен мужик вполне прочитывается, а что внутри у нее абсолютно непонятно. Получается, что вместе с главным героем живет какая-то загадочная красавица (а может, медуза, а может, самка богомола), про которую ни он, ни зритель ни фига не понимают и понять не смогут никогда.

И со сценарием там есть небольшие проблемы. Здорово, что актеры говорят почти весь текст свободно, «своими словами» (прямо как у Аллена), но все-таки не хватало каких-то ключевых реплик, и поэтому остается впечатление какой-то, что ли, немоты героев. Ну и сама история как-то к концу расстроила своей вялостью: ну и чо? да ничо. А че случилось-то? Да вот как-то так ничего и не случилось, ну все ругаются, ну надо как-то дальше барахтаться. Фильм в этом смысле как бы остался там, где начался. Но это вся так, мелочи, все равно кино отличное. 

Александра Поблинкова:

иркутск, баргузин, аритмия, борис хлебников, Александр Яценко, кино, отзывы о кино, киномолл

«Аритмия, – спросили меня, – это кино про сердечную недостаточность?». В некотором роде, да. Аллегорически. Про дефицит сердца, который в нас имеет место. Сердце – личная территория, и внутри себя жить гораздо более комфортно, чем тащить его, сердце, горящее аки Данко, впереди себя. И недостаточность, да, имеет место. И неспособность слышать стук сердца человека рядом. Это просто ужасно. Это про ускользающую с жизненным опытом способность к эмпатии.
Хорошее грустное русское кино про грустную русскую жизнь, все как я люблю. И, к тому же без катарсиса, в общем. Потому что жизнь такая. Поняла, почему критики назвали его русским «ЛаЛаЛэндом» – тут особо без песен, но, как заметил Владимир Демчиков: «И ЧО? - И НИЧО! Просто вот так вышло». И главную героиню немного жаль. Сильно жаль. Апеллируя снова к Владимиру – так уж получилось, что с позиции его рецензии я смотрела кино. Ему был понятен мужской герой, а для меня вот – женщина. Потому что саундтрек Стрыкало про «Яхта, парус» – это своего рода культурный код для девочек бальзаковского возраста. Моего то есть, простите.

Но сначала про мужчин. Главный герой в исполнении Александра Яценко – такой мой любимый есенинский типаж – вечно «на кочерге» и делает мир лучше так, как считает нужным. И страдает-то при этом от всей души, и от самого себя тоже. Такому герою нужна ровная и прочная рядом. Правда, не факт, что нужна. Образа вполне достаточно.А героиня вот очень понятная с позиции «скоро 30» – достаточное количество иллюзий уже осталось в прошлом, а в реальности есть однушка, тяжелая работа, вечно нечесаная голова, свитера из Пулэндбир и призрачные перспективы. Только вот жизнь настолько натуральная, что вряд ли в ней что-то сильно изменится. И есть вопрос – а тот ли путь я выбрала для себя? Но взрослый же человек, самостоятельный – может сама принять решение отказаться от детей на настоящем этапе жизни и делает сознательно больно, чтобы не сделать еще больнее. Она ведь даже почти не плачет, а если плачет, то оба раза от безысходности и бессилия изменить сложившуюся ситуацию. И глубина этой тоски дна, кажется, не имеет. Может казаться, что она как Бэлла из «Сумерек» весь фильм ничего не чувствует. На самом-то деле она просто не видит смысла все это выражать – стратегически бессмысленно потому что. Можно бровь поднять, а можно просто промолчать.

В фильме есть еще одна героиня – тридцатилетняя мать-одиночка с инфарктом. Есть пожилая дама, единственное развлечение которой и способ избавиться от одиночества – гонять к себе ежедневно карету скорой помощи. И есть умершая от инфаркта пожилая женщина. Это все про сердце, которое мы не слышим. Очень физиологическая метафора, конечно.
Мы с Сашей Киселевой взгрустнули и помолчали. Пока я пробивала на кассе сыр и кошачий корм, мне выдали набор игрушек гипермаркета «собери всю коллекцию». Распаковала дома: памперсы Хаггиз, упаковка форели, стелька гелевая и пакет молока –  все для Барби. Вот в мире куклы все хорошо, и Ялта, и парус. А кому-то с утра нужно причесаться и дальше идти биться о мир.

Татьяна Шеметова: 

иркутск, баргузин, аритмия, борис хлебников, Александр Яценко, кино, отзывы о кино, киномолл

Профессор анатомии Калифорнийского университета Леонард Хейфлик вывел одно простое правило человеческой физики – с того момента как сперматозоид попал в яйцеклетку, включился счетчик делений, и более 50-56 раз клетки человека уже не поделятся. Отсюда вывод – наше сердце может сократиться восемьсот миллионов раз плюс-минус десять процентов, не больше, потому что мышцы вырабатывают свой цитологический ресурс. Это значит, что сердце должно биться ровно и размеренно, чем больше сбоев, тем быстрее вырабатывается жизненный ресурс.А тут целая «Аритмия»: аритмия как форма жизни в пространстве нашей страны. Фильм Бориса Хлебникова почти документальный, без прикрас, с тем лишь отличием, что такое вряд ли покажут по телевизору в новостях: повседневность аритмии через работу врача скорой помощи в условиях новых регламентов 20/20, что означает 20 минут едем, 20 минут лечим – и не больше. А какие 20 минут – если дороги забиты пробками, и никто, даже ГБДД, не обращает внимание на сирену скорой помощи? Какие 20 минут – если врачу нужно больше времени хотя бы для того, чтобы привести больного в чувство – сбить аритмию? И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом.

В фильме нет модной сейчас компьютерной графики, а синее море, теплый август и белый парус (неизменный спутники глянцевой любви) – это только слова в незамысловатой песенке, которые молодые врачи поют на тесной кухне съемной квартиры под алкоголь и пиццу. В фильме нет супергероя, который непременно спасет себя, свою девушку, а заодно весь мир и всех нас вместе взятых. Нет увлекательных погонь и классических «хороших» и «плохих парней».
И все же герой есть – герой нашего времени, Олег – врач скорой помощи. Он эгоистичен и инфантилен, не любит вступать в споры, однако каждый день совершает подвиг, так по-тихому. Его распорядок дня: спасти как можно больше человеческих жизней (по-возможности) в условиях жизненной аритмии, напиться (до беспамятства) и быть готовым к будничным подвигам снова. При таком раскладе лимит Хейфлика неуклонно сокращается, что ведет к закономерному финалу в худшем случае, или вызову неотложки – в лучшем.

Есть ли выход? Борис Хлебников считает, что есть. Мало того, он рядом с нами, просто мы его перестали замечать и придавать хотя бы мало-мальское значение. Имя ему – Любовь. Катя, жена Олега, и есть его спасательный круг, круг, который он вот-вот потеряет и захлебнется. Любовь в мире аритмии давно перестала быть возвышенным чувством, как это ни печально осознавать. Она трансформировалась, преобразовалась в нечто неуловимое, но вместе с тем прочное – опору. И только эта опора (может единственная) еще способна удержать нас всех на плову. Мы должны узнать как преодолеть аритмию. Притормозить лимит Хейфлика нам поможет только Любовь. И фильм это наглядно показывает. Надо идти, надо смотреть и применять рецепт Хлебникова в собственной жизни, не откладывая на потом. Иначе, нам всем срочно потребуется неотложка: аритмия жизни зашкаливает, как ни крути…

Читайте также

Модный обзор, 19.02.2019
Новая колонка на Irkfashion.ru
Модный обзор, 14.02.2019
Премьера нового сериала от СТС состоится 18 февраля 
Модный обзор, 18.02.2019
Своими движениями она покорила сердца миллионов россиян

  0 комментариев
Имя
Код


Instagram