Поиск

Городские герои: основатель театра «PROДвижение» Владимир Лопаев

17.07.2017

В каждом движении – жизнь, в каждом движении – божественный свет. В этом уверен основатель первого в Иркутске пластического театра «PROДвижение» Владимир Лопаев. Он рассказал Irkfashion.ru о своем первом театральном опыте, о байкальской мечте и об артистах с ограниченными возможностями здоровья, которые вдохновляют его на новые свершения.

PROДетство

Есть такая фраза: «Где находится детский смех, там находится Бог». Я считаю, что вся жизнь ребенка под божественным присмотром. Когда я был маленьким, не было Интернета, поэтому мы все свободное время проводили во дворе. В то время я со своими друзьями устраивал импровизированные концерты: мы рисовали афиши, готовили номера и выступали с миниатюрами. Как сейчас помню, мы делали миниатюру про лилипутов – подпоясывались куртками, присаживались на корточки и показывали какие-то фокусы (смеется). Подростками мы стали подражать различным поп-звездам – Майклу Джексону, МС Хаммеру, Крису Кроссу. Приносили во двор магнитофон, подбирали подходящую музыку и копировали их движения. Моя тяга к творчеству уже с детства была сильна.

После того, как я стал студентом Иркутского педагогического университета, я вместе с двумя друзьями начал выступать в составе эстрадного ансамбля «Серпантин». Тогда я впервые познал эти невероятные ощущения подготовки и огромный эмоциональный подъем перед каждым выступлением: вначале ты ужасно нервничаешь, а потом чувствуешь, как от аудитории возвращается колоссальный заряд энергии, и эти приятные ощущения расплываются по телу.

После армии я вместе с будущей супругой Евгенией решил поступить в Иркутское училище культуры. Первокурсниками мы целый год каждый день ездили в Иркутск из Усолья-Сибирского на занятия – вставали в 5 утра, а домой возвращались на электричке в 11 вечера. Затем была работа в студии «Шаги», которая растянулась на 17 лет. Накопленный за это время опыт дал толчок к преподаванию – вначале в училище культуры, а затем в театральном училище. Помню, как набрал первый экспериментальный курс. Мы начали пробовать новые формы работы, например, ставили пластический спектакль по стихам Марины Цветаевой. Тогда во мне произошел слом – мне стало некомфортно работать при школе или студии, мне захотелось заниматься театром самостоятельно.

PROМечту

У меня был старый, потрепанный ежедневник. Как-то на Байкале я записал в него свою мечту: «Хочу работать в театре». И с того момента словно кто-то свыше взял меня за руку и начал вести к этой мечте. Все происходило как-то само собой – я арендовал помещение, с помощью спонсоров и волонтеров отремонтировал и восстановил его, набрал команду артистов. И буквально со дня открытия начал готовить инклюзивный проект, в котором артисты с детским церебральным параличом ставят свои пластические постановки. И тут я понял, что пазлы сложились в картину, которую я изначально хотел видеть.

Первый сезон был очень сложным – мы делали буквально один за другим спектакли. Выпустили пять или шесть постановок, а это очень сложно эмоционально. Сейчас мы работаем над созданием нового спектакля для закрытия сезона, он будет посвящен теме человека в социуме. Мне хочется рассказать о современном человеке, который постоянно держит в руках телефон. Без ежеминутного общения такой человек теряет себя, сходит с ума, теряется в социуме.

Для меня театр разнообразен и многогранен. Какое-то время назад мне пришла мысль сделать постановку, основанную на картине Казимира Малевича «Черный квадрат». Я был в Санкт-Петербурге и целенаправленно пришел в Русский музей, чтобы посмотреть эту картину. Я сел напротив нее на скамейку и просидел так больше часа. В какой-то момент я почувствовал, что черный квадрат расширяется и за ним стоит весь мир со всеми его изобретениями, новшествами, материальными благами. Я чувствовал, что в меня входит очень многое, к чему я не был готов. Сейчас я оставил эту тему в покое, чтобы она внутри меня могла переродиться в каком-то пластическом выражении.

PROИнклюзивный театр

Я считаю, что эта сторона нашего общества еще закрыта, но мы стараемся постепенно ее открыть. Вера Кращук (первая артистка инклюзивного театра и героиня фильма «Сломанная кукла» – прим. ред.) появилась в моем театре случайно. Она и ее мама Любовь дали какую-то силу людям с особенностями развития, чтобы они вышли из зоны комфорта и показали свои таланты. Это сработало –  сейчас у нашего инклюзивного театра несколько артистов, с которыми мы приготовили разные пластические проекты, в том числе снялись в телевизионной передаче на канале «Россия». Сейчас мы готовим новый спектакль, который я предварительно назвал «Пикасо». Он представит два мира, соединяющихся воедино, – мир с точки зрения людей с особенностями и мир с точки зрения обычного человека. Они тянут руку к нам навстречу, а мы осторожно тянем руку в ответ. Это спектакль о человечности во всех ее проявлениях.

Наш инклюзивный театр – один из самых гастрольных. В этом году мы ездили в Ханты-Мансийск, Красноярск, Москву и Улан-Удэ. На выступлении в Ангарске за счет продажи билетов нам удалось собрать 100 тыс. рублей, и еще 100 тыс. рублей нам предоставили спонсоры. На эти деньги мы оплатили поездку на московский фестиваль, где показали свои спектакли. Нас зовут и в другие города, но тут важно не перегнуть палку и дать артистам отдых.

PROАртистов

Когда ребята с ограниченными возможностями здоровья приходят в первый раз на репетицию, они очень насторожено относятся к обществу. Внимательно на всех смотрят, боятся взять меня за руку, начать двигаться, быть самими собой. Я им говорю: «Ребята, мне не нужны спортивные достижения, нужно чтобы вы были естественны в своих действиях, а я лишь слегка вас направлю». Но занятия мы проводим полноценные – вначале разогреваемся, потом растяжка, силовые упражнения и импровизация. Уже через несколько выступлений я вижу как сильно они меняются – становятся более активными, эмоциональными и открытыми.

Я тоже с ними всегда открыт, все говорю напрямую – если они не танцуют, я им так и говорю: «Ребята, вы халтурите». Мы вместе и плачем, и смеемся, и пытаемся найти темы для миниатюр, которые были бы важны именно для них. Например, недавно у нас появился артист Костя. Он очень интересный человек, на все имеет свое мнение. Сейчас он пытается жить самостоятельно. Эта тема затронула нас, мы решили подготовить для него миниатюру, в которой он смог бы показать, что он осознает себя полноценным жителем города и взрослым мужчиной. Но пока мы слабо представляем, как это будет выглядеть. У меня до сих пор нет определенной формы преподавания танца для людей с ограниченными возможностями. Все получается само собой – я наблюдаю за ними, ищу что-то особенное для каждого.

PROСемью

С любимой женой Евгенией мы прошли долгий жизненный и творческий путь – мы вместе уже 20 лет. Все тяготы и радости мы прошли вместе: и покупку первой маленькой квартиры, и рождение сына Савелия, а затем дочки Аксиньи. Моя семья – это моя опора. Все они активно участвуют в жизни театра. Аксинья уже в 10 месяцев в первый раз на руках у матери вышла на сцену. Мои дети – это мое дополнение, но они такие разные, у каждого свое отношение к жизни и свой характер. Аксинья решила, что станет балериной, а Савелий – изобретателем. Евгения – моя земля, она держит на себе всю материальную составляющую нашей жизни, опускает меня на землю, когда я слишком ухожу в творчество. При этом она замечательная актриса, которая прекрасно вживается в любую роль, тонко чувствует своих героев, хорошо держит внимание аудитории.

PROИркутск

Многие знакомые и коллеги предлагали мне уехать из Иркутска жить в Москву, Санкт-Петербург или Екатеринбург, но меня это не интересует. Я чувствую связь с этим городом и Байкалом. Есть во всем этом какая-то магия: когда я приезжаю на Байкал, я долго смотрю на его холод, чистоту и своенравие. В такие моменты меня переполняют чувства –  я хочу, чтобы во мне была та же сила и чистота. Я чувствую, что я часть Байкала, и это заряжает меня внутренней энергией.

Над проектом работали:

Фото: Антонида Фролова

Ретушь: Анастасия Сергеева

Видео: Никита Руденко

Текст: Екатерина Ступко, Кристина Дунина

Партнер проекта:

Ювелирный салон премиум-класса «Династия»

история города, иркутск, женщины иркутска, история города - история женщины, женские судьбы, Тамара Крупская, Династия Иркутск, ювелирные украшения Иркутск

Читайте также

Модный обзор, 08.11.2017
Встреча со сказкой от автора проекта "Кукуля" Марии Бызовой
Модный обзор, 14.11.2017
Сглаживаем агрессивную сексуальность анималистичного принта
Модный обзор, 30.10.2017
Все экспозиции и проекты Галереи Виктора Бронштейна можно посмотреть во время "Ночи искусств"

  0 комментариев
Имя
Код


Instagram