Поиск

Королевский стиль. Уроки элегантности.

19.08.2013

Королевский стиль. Уроки элегантности.

Специально для Irkfashion материал подготовила Алена Ли, тренер, имидж-консультант First Impressions

На своих консультациях, как только заходит речь об элегантности, я всегда предлагаю клиенткам определить: какой флакон может считаться элегантным?

Почему-то этот вопрос не вызывает ни у кого затруднений. А вот вторая пара флаконов – не бесспорна.

Прямоугольный флакон вроде бы обладает признаками элегантности: строгие линии, сочетание фактур (гладкой и узорчатой), стереоскопические прямоугольники на верхней грани. Но… слишком фривольный бант. А главное – слишком приземистая форма. Второй флакон – вроде без излишеств. Интересная деталь – скошенная набекрень пробка. Как будто подвыпивший моряк идет из увольнительной на берег с бескозыркой набекрень. Вот эта вольность решает судьбу элегантности… которая улетучивается, как только есть какая-то неправильность. Даже если пробочка была бы прямой – все равно, это было бы слишком примитивно для Настоящей Элегантности.

Элегантность – это врожденное?

Кому – как. А может быть, это – взращенное?

Чувство элегантости было в крови у греческих архитекторов. Есть одно немаловажное отличие Истинной Элегантности – она устремлена ввысь, а потому смотрится благородной:

А пышное здание Востсибугля, мастодонта советской, а точнее - сталинской архитектуры, когда воспевался культ рабочего человека, колхозника, шахтера, когда «кадры решали всё», построенное для Совнархоза (Совета народных комиссаров) в георгианском стиле, своим фронтоном с восемью шахтерами (каждый раз забываю, сколько же их на самом деле, коленопреклоненных в забое и стоящих во весь рост) - свело элегантность на нет. Потому что слишком персиково-апельсиновый оттенок у стен и укороченные колонны. Они придавлены сверху тяжелым фронтоном. Помпезно, но не элегантно. Потом вот эти арки входных дверей… После купеческого ремонта (дорого, но безвкусно) демонтировали старые дубовые двери, сделали белые глазницы вместо них, а в центр поставили сначала стеклянную дверь (она лопнула при первых же заморозках), и только потом заменили ее на суррогатную. Сбалансированность  фасада была нарушена серьезно.

Зато расслабленная элегантность присутствует в швейцарских шале. Скаты кровли, наклоненные под разными углами, выглядят непринужденно, а вертикальной доминантой фасада служат его ступенчатость  в правом крыле (с балконом и хозяйственным пристроем), разновысокие неширокие оконные проемы, и, конечно же, труба, сложенная из крупного камня, возвышающаяся над домом. Дорого. Просто. Изысканно. Ни одной плавной линии.

Опустим рассуждения о примерах архитектуры и пр. и перейдем к самому волнующему - к элегантности имиджа. Существует большая интрига, тянущаяся еще со времен СССР: говорят, что советские дикторы телевидения, стремясь к элегантности, во многом обезьянничали и перенимали королевский стиль. Уверена, что Герцогиня Кембриджская во многом осваивает элегантность, светскость, светские манеры. Например, умение носить шляпу. Если раньше предписывалось убирать волосы под шляпу, то теперь даже Кейт Мидлтон идет на послабление:

Вы, быть может, скажете: королевским особам легко быть элегантными. Возможно. Но моя приятельница в советское время достала велюровое темно-синее пальто. Расстаралась. Цвет был особый, его еще называют «королевский бархат», «южная ночь». Издали, в этом пальто, в белой шляпе, белом шарфе и белых сапогах она ослепляла. Но ближе оказывалось, что слишком длинен и неопрятен ворс на фетре, шарф – от милицейской формы, а сапоги в весеннюю распутицу – нечто нелепое. И потом. Если бы она ездила с своей шляпе с полями в авто… Но подходил трамвай и бедняжечка, схватывая намертво полы под коленками, тщилась забросить ногу на высокую подножку, а сзади напирала толпа. Более жалкого зрелища трудно было себе представить: чтобы такая представительная особа в велюре брала штурмом трамвай… То есть уместность, повод тоже вносят свою лепту в создание элегантного облика.

А вот дикторы советского ЦТ на архивных фото 1965-1986 г.г. На фото Анны Николаевны Шатиловой (1985 год)  мы видим те же детали, что и на одеянии королевских персон: жемчуг, строгие линии (маленькая фривольность – цветной топ). У нее была своя фишка в одежде: ворот жакета или воротник белой блузы обязательно должен быть приподнят – так она «рисовала» более выгодную линию шеи и стройнила ее, визуально удлиняя.

Анна Николаевна Шатилова, 1985

Сохранилось интересное высказывание Татьяны Судец,  диктора Центрального Телевидения о том,  как работалось в дикторском отделе до смены эпох на телевидении, какие требования предъявляли тогда к дикторам, касалось ли это одежды, прически и макияжа. Приведем его полностью.

«В дикторском отделе было три парикмахера, и всех причесывали примерно одинаково. Когда пришли мы с Таней Ромашиной, как и любой строптивый молодой человек, пытались противостоять толпе. Мы хотели быть сами собой, ненавидели огромные одинаковые прически на голове, приклеенные ресницы. Таня работала с косой, а я под мальчика подстриглась. Почти отказались от косметики. Каждая красилась, как умела. Я, например, с детства плохо вижу. Подношу зеркало близко к глазам и крашу их, мне кажется – перебор. Прихожу на работу - надо мной смеются: «Ты что, за дружбу с китайским народом? Все время красишься, будто у тебя нет глаз». Краситься с тех пор я так и не научилась. Но теперь есть гримеры, и они очень выручают. Требования к одежде советских дикторов были такие: все скромно, никаких вырезов, никаких украшений, никаких широких плеч. Я помню, когда первый раз приезжал в Москву Пьер Карден, мне было поручено вести его шоу. Я была в шикарном платье от тогда еще мало известного российского модельера Валентина Юдашкина. Карден  мне подарил два своих костюма. Они были очень модные по тем временам - узенькая юбочка, скромный пиджак, только плечи были широкие. Я надела этот костюм в эфир, а после программы меня на ковер: «Что это вы себе позволяете!? Мы же идеологическая организация и не должны следовать моде». Я начала спорить, что раз мы идеологическая организация, то идти надо вперед и быть прожектором, в том числе и в моде! Меня всегда считали человеком, который неподвластен влиянию, но который всегда знает, как надо. Конечно, я никогда не буду делать ничего во вред ни своему каналу, ни телевидению, ни государству. Но это не значит, что я буду тупо следовать чьему-то мнению и уж тем более, не стану серой мышкой. Свое мнение у меня было всегда, и я старалась ему следовать. Меня причесывал парикмахер, а я потом брала расческу и все переделывала по-своему.»

Светлана  Моргунова: 70е, 80е, 90е годы.

70е г.г. - Светлана Жильцова, Игорь Кириллов, Азалия Лихитченко. У Жильцовой корректный английский воротничок, Кириллов – всегда, как денди, Аза Лихитченко – в светлом.

Анна Шилова, Игорь Кириллов, Валентина Леонтьева:

Игорь Кириллов, Нинель Бодрова (вам не кажется, что уже прослеживаются узнаваемые мотивы в ее топе?).

90е г.г. Светлана Сорокина:

60е г.г. Леонтьева:

Шилова:

Анна Григорьева, диктор, а после – директор ЦТ, в сером костюме. Облик нельзя назвать элегантным: слишком рыхлая ткань на костюме, видна круглая женская рука, жакет чуть расходится ниже бюста, в обтяжку. Элегантный костюм должен быть свободным. Вы заметили, наверно, что  костюмы на подиуме всегда имеют свободу движений и чуть увеличенную пройму. Не куцые одежды могут быть элегантными. И даже декоративная отстрочка не спасает. Прическа соответствует всем кондициям телевидения – просветов в начесе нет. Оттого и смотрится, как «в последний путь». К слову сказать, многие элегантные дамы посещают парикмахера только накануне ответственного мероприятия, выхода в свет. Потому что тогда прическа смотрится естественной и непринужденной. А это – еще одна черта Истинной Элегантности: ненарочитость…

90е г.г. - Игорь Кириллов и Анна Шатилова. Ее жакет не может быть отнесен к элегантным из-за фактуры материала и расцветки. Цветок слишком примитивен для того, чтобы быть элегантным.

2000е г.г. К сожалению, бахрома, свободные туфли, мягкая сумка не могут работать на элегантность. А вот приподнятый воротник – да, он по-прежнему выполняет ту же функцию.

2000е г.г. К сожалению, бахрома, свободные туфли, мягкая сумка не могут работать на элегантность. А вот приподнятый воротник – да, он по-прежнему выполняет ту же функцию.

Надо сказать, что в Советском Союзе чтили элегантность. На поэтических вечерах в Политехническом музее свои стихи читали Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Бэлла Ахмадулина. Все отмечали поэтессу, которая могла одеться «под пажа» - белая сорочка с воланами, высокие ботфорты, которые не выглядели вульгарными. Они смотрелись экстравагантно, но не пошло, потому что были из хорошей матовой кожи и без излишеств.

Карденовской манекенщицей выступила Майя Плисецкая. Сохранился ролик с показом его коллекций, в котором она ошеломительна. Однажды в Большом театре прошел юбилей великой балерины. Она была в его платье с баской, переходящей в  скульптурный шлейф. Она воздвиглась на сцене - можно так сказать - настолько величественно смотрелась. (По другой версии это платье было темно-зеленого бархата, а мы помним, помним, что зеленый – мундир для рыжеволосых.)

Есть еще пример такой абсолютной элегантности – свадебное платье шведской принцессы Виктории. Оно состоит из простых, строгих линий, а, значит, никогда не выйдет из моды.

Другое простое платье Кейт Мидлтон. Оно добродетельно, не правда ли?

А вот примеры иного толка. Какой образ мы назовем более элегантным и почему? Блейк Лайвли или Анджелина Джоли? Только не надо забывать, что черная кожа… гммм… несет, прежде всего другой смысл. А Элегантность – это все же изысканная простота, без «шляпонаворотов».

Кристин Лагард, министр финансов Франции. Непринужденность, строгость, свобода  действий – вот ее костюм. И цвет. Конечно, цвет:

И та же Блейк Лайвли может одеться абсолютно неэлегантно:

Правда, верх стального ансамбля (только без этой ужасной пчелки – она могла бы быть поменьше, просто поменьше) – может в какой-то степени претендовать на элегантность с большой натяжкой.

Мишель Обама, как и Карла Бруни, слывет элегантной дамой.

Но и они тоже не всегда попадают в десятку. Ее наряды иногда могут не содержать ту самую малую толику, которая делает образ элегантным.

Сознательно не стала упоминать избитые слова «икона стиля» относительно музы Юбера Живанши Одри Хепберн. Скажу лишь, что самым большим выигрышем в жизни любой, даже не обласканной софитами, женщины будет тот факт, что она найдет своего модельера, и они будут подпитывать друг друга для дальнейших свершений, она станет его музой и объектом для экспериментов, оставаясь неизменно элегантной.

Как Катрин Денев и Грейс Келли для Ив Сен Лорана:

К слову сказать, его идеи сейчас в большом фаворе, так как на пике моды - платья, блузы, джемпера с блоками цветов:

Шведов и итальянцев можно узнать в любой толпе – будь то в Мариинском театре, в опере или на прогулке. Мужчины одеты с известным изяществом, хотя, конечно, не в такой степени, чтобы казаться женственными. Элегантные, неброских тонов, брюки и пиджак, трикотажные пуловеры с рубашками в тонкую клетку, небрежно повязанные шарфы, качественная обувь. Смешливая элегантность. В GANT и Massimo Dutti нет неэлегантных сорочек, пиджаков, сумок, носков и ременей.

Надо помнить одно: Элегантность не имеет ничего общего с роскошью. Таким образом, резюмируем: Элегантность – это не хвост неведомой кометы, который невозможно ухватить.  Она имеет свои приметы. Применяя их, можно научиться одеваться элегантно. Те, кто устал от вычурности – все сюда.

Алена Ли, тренер, имидж-консультант английской школы First Impressions, тел. 89086531797, блог - http://lihellen.irkfashion.ru/.

Читайте также

Модный обзор, 30.10.2017
Все экспозиции и проекты Галереи Виктора Бронштейна можно посмотреть во время "Ночи искусств"
Модный обзор, 06.10.2017
Как провести выходные с семьей и выиграть призы
Модный обзор, 14.11.2017
Сглаживаем агрессивную сексуальность анималистичного принта

  11 комментариев
  •   Lika 19.08.2013 | 15:13
    Порадовала Алена меня снова!! Очень интересная и познавательная статья.
    Прочитала и, кажется, не сложно быть элегантной, тем более с наглядными примерами. Там, где Шатилова в палантине с бахромой и мягкой сумкой, она смотрится, как бабка,простите.
    Про элегантный пиджак, который не должен быть в обтяжку тоже интересно.
    Я хочу сказать, что элегантной быть не легко, какая - то деталь, мелочь и все может испортить.
    В начале статьи мне понравился экскурс по архитектуре с примером здания Востсибугля.
  •   Ната 20.08.2013 | 16:31
    Соглашусь с Ликой, что Алена всегда радует своими заметками-статьями!Познавательно, интересно и оригинально!
  •   Валерия 20.08.2013 | 21:46
    Всё гениальное - просто. Делаю вывод, что всё элегантное - тоже просто. И простота элегантности, как и гениальности, обманчива. Пробуешь повторить, да не в те ворота. Актуально - как взрастить?
    •   АленаЛи 21.08.2013 | 17:22
      Как взрастить? Смотрите побольше хороших фильмов, хороших спектаклей, читайте побольше хороших книг, где описываются наряды так, что дух захватывает. Ходите в музеи, на выставки. Можно пойти на изо - там Впм расскажут про композицию и про цвет.

      И если есть сомнения - то ли я надела? не чересчур ли? - то лучше недо....чем сверх того. Учитесь ценить простую одежду из хороших, натуральных тканей и задавать себе вопрос: почему она мне нравится?
      Правильно поставленный вопрос, как правило, тянет за собой правильный ответ...ну или ответ, который ближе к истине.
      Потом...ну ведь есть же какие-то идеалы в одежде, какие-то герои - прикидывайте на себя: могла бы я? смело ли это для меня? и по реакции окружающих Вы вдобавок почувствуете, на коне ли Вы или под конем.
  •   ММ 21.08.2013 | 09:25
    Быть элегантным может только человек с хорошим вкусом. А хороший вкус, либо он есть, либо его нет...И никакие красивые одежды его не восполнят...
    Алена, а кого из нынешних дикторов или телеведущих Вы можете отнести к элегантно одетым?
  •   АленаЛи 21.08.2013 | 17:17
    Ох, а я ведь не смотрю наше телевидение:) специально счас посушу морду у экрана:))))))))
    но по старой памяти помню строгую-престрогую ( не элегантную Андрееву), разноплановую Вербицкую ( не всегда элегантную), и постоянно нарядную, не в теткиных одеждах Стриженову ( ну понятно, что сестра родная Виктория Андреянова прикладывает руку почти всегда и это заметно). У дикторов всегда выбор небольшой - формат новостийный обязывает быть строгим и без аксессуаров практически, что делает образ скучноватым. Вот бы увидеть их, какие они в жизни? Не думаю, что тяготеют к элегантности, так как хочется релакса и неформальных одежек.

    Ларису Гузееву понимаю: одеться не во что, экран +10 кг дает, но проблемы с одеждой у нее гигантские; другие ее соведущие - даже не обсуждается, просто иногда красивенькие, а почти всегда - оххх.
    Так что понаблюдаю специально для Вас, спасибо за вопрос.
  •   Алена Т. 22.08.2013 | 23:48
    Очень глубокую тему затронула, на мой взгляд, Алена! элегантность же - это целый коктейль: уровень зрелости человека, настроение, качество одежды, понимание своего цветотипа, форм и т. д... до элегантности надо духовно созреть, сначала надо почувствовать внутреннюю элегантность, и тогда она проявится внешне!:) полностью согласна с Аленой, которая отправляет за уроками элегантности к качественному, красивому искусству! кстати - Из википедии: Элегантность (от фр. élégant, «изысканный, грациозный, утончённый, изящный») — этико-эстетическая категория, выражающая цивилизованную красоту с консервативным отсылом к классике XVIII—XIX века. Характеризуется благородной простотой, спокойствием, расслабленностью, строгостью и плавностью. Ассоциируется с роялем, костюмом, вечерним платьем, женскими шляпками. Антитеза экстравагантности.
    На мой взгляд, элегантность -это мера во всем, это очень правильное выстраивание формы, цвета, это манера поведения, это внутренние принципы, если хотите. но это формула далеко не для всех! нужно носить свое платье!:) как же быть, если с утра встал с хулиганским настроением? Думаю, как Пол Смит - надеть шикарный костюм и цветные полосатые носки:) это уже вектор экстравагантности, задиристости, отказа от общепринятых норм, но отнюдь не дурного тона:):)
    Так что всем хорошего настроения и платья под стать!!!:)
    Спасибо, Алена, за Вашу песнь Элегантности! Как всегда, с большим интересом читаю Ваши мысли, изложенные в особом стиле!&&&
    •   АленаЛи 20.09.2013 | 07:19
      Такой крен в сторону экстравагантности в духе Пола Смита, как цветные полосатые носки к шикарному костюму, - принимается! Вот представьте себе на минуточку костюм Кристин Лагард, а внизу, вместо изящных лодочек - то самое....
      Или, снимки чуть выше уже есть такой прием: элегантные платья Лайвли и Джоли уже не с элегантными прическами, а с небрежными распущенными волосами. так что такое возможно:)
  •   Алена Т. 23.08.2013 | 14:20
    А вообще, хочу заметить, что человека, по-настоящему живущего стилем и красотой, всегда отличает "глубина "копания", что и продемонстрировала нам Алена в этой статье!замечательная подборка историй об элегантности! начиная от флаконов духов (здание востсибугля - вообще отд респект) Алена, спасибо!!!
  •   АленаЛи 19.09.2013 | 21:30
    Спасибо, дорогая тезка :)
    да, копальщица еще та...а что делать?
    вот, вычитала отличную фразу: "Мои платья должны сидеть достаточно свободно, чтобы доказать, что я дама, и быть достаточно узкими, чтобы показать, что я женщина". То есть должно присутствовать чувство меры и отсутствовать примитив :) Это тоже относится к категориям элегантности:)
Имя
Код


Instagram