Поиск

Универмаги с вековой историей и мировой славой

22.03.2013

Универмаги с вековой историей и мировой славой

Сегодня торговые центры уже не кажутся чем-то необычным и революционным. Они прочно обосновались во всех развитых странах и представляют собой целые торгово-развлекательные города. Но как все начиналось? Как вообще появились торговые центры? Об этом, а также о самых крупных и известных торговых центрах и универмагах мира мы и хотим рассказать вам сегодня.

Универмаг Le Bon Marche уже более полутора веков выступает образцом для подражания всех торговых центров мира. Bon Marche, расположенный на левом берегу Сены в 20 минутах ходьбы от Люксембургского сада (6-ой округ), – это пятиуровневый универмаг одежды, обуви и товаров для дома, а также внушительных размеров гастроном. В 2012 году универмагу исполнилось 160 лет.

Все началось в 1852 году, когда Аристид Бусико (Aristide Boucicaut) и его супруга Маргарита вместе с братьями Видо возглавили дирекцию магазина «Недорогих товаров» (так переводится название «Au Bon Marche»). Магазин, расположенный в 7 округе на левом берегу Парижа по улице Севр, занимал площадь в 100 квадратных метров,  и в нем работало на тот момент всего 12 человек. При этом его годовой торговый оборот составлял примерно 450000 франков.

В период с 1852 по 1860 г. эта цифра достигла уже 5 миллионов. Однако братья Видо были очень напуганы новаторскими идеями Аристида Бусико, которые они считали чересчур смелыми, и в 1863 году отошли от дел. Тогда Аристид Бусико взял взаймы 1,5 миллиона франков для того, чтобы выкупить свою долю и продолжить революцию в торговле. Для осуществления своих грандиозных планов Аристиду Бусико понадобились не только деньги, но и место, и в 1869 г. он выкупает находившуюся поблизости заброшенную больницу, чтобы построить на этом месте самый большой магазин в Париже и первый в истории универмаг. Работа была поручена архитектору Луи Шарлю Буало и инженеру Густаву Эйфелю. При строительстве были использованы железные основы для инсталляции стеклянных перекрытий в потолке,  благодаря которым внутрь магазина проникал бы дневной свет. Сам Аристид Бусико не дожил до счастливого момента открытия нового магазина в 1887 году, оставив своей вдове в наследство предприятие с 1788 служащими и торговым оборотом в 72 миллиона франков, иными слова в 160 раз больше, чем в 1852 г.

Магазин был задуман и создан исключительно для женской клиентуры и, чтобы подтолкнуть дам к покупкам, изобретательный Аристид Бусико искусно подогревает в них желание: вход в магазин был абсолютно свободным, дамы могли неспешно прогуливаться между отделами, встречаясь с подругами. К тому же, впервые в истории в его магазине разрешается трогать товар руками и даже примерять, что до этого было запрещено. Их никто не принуждал к покупкам, но все было тщательно продумано с таким расчетом, что удержаться было просто невозможно. Аристид Бусико также ввел ценники на товары, а цены сделал фиксированными, ведь до него клиенты должны были торговаться с продавцом, который произвольно устанавливал цену.

Чтобы привлечь женщин в магазин, Аристид Бусико решил действовать через детей. Например, детям бесплатно раздавали яркие воздушные шары, бывшие в то время редкостью, с надписью «Au Bon Marche», что являлось дополнительной рекламой. По четвергам детям раздавали открытки, которые представляли одну из частей увлекательной истории (всего таких открыток было 6-7) - неудивительно, что дети всячески старались в четверг заманить своих матерей в магазин, в котором было столько соблазнов, что дамы редко уходили без покупок.

Идеи Бусико, прототипа героя романа Золя «Дамское счастье», быстро нашли последователей, и вскоре во французской столице открылись еще четыре универмага – «Базар у ратуши», «Весна», «Лувр» и «Галерея Лафайет».

Покупки можно было обменять или же просто вернуть обратно. Так было изобретено выражение «Гарантия качества». Причем в те времена клиентки возвращали их спустя даже пару-тройку лет и в довольно потрепанном виде. Но хозяина универмага подобные  мелочи не смущали, ведь объемы продаж росли с невиданной скоростью.

Товар по максимуму выставлялся на полках отделов, а не хранился в подсобках. Кроме того, Аристид Бусико был гением, как мы сказали бы сегодня, мерчандайзинга, и мимо созданных им ярких, привлекательных цветовых композиций мало кому удавалось пройти, не задержавшись, чтобы на них полюбоваться.

Аристид Бусико первым ввел в обиход доставку товаров на дом, а также продажу по каталогам, в которые включались образцы продукции. Первый каталог появился в 1871 году. Он также начал развивать рекламу с использованием прессы и печатных буклетов.

Своим появлением «Au Bon Marche» вызвал настоящую революцию в мире торговли. Но конкуренты не дремали, и вскоре последовало открытие в Париже универмагов «Весна» (Le Printemps) в 1874 г., «Галереи Лафайет» – двадцатью годами позднее, «Самаритянки» - в 1900г., «Macy's» - в 1896 г. в Нью-Йорке, «Selfridges» - в 1909 г. в Лондоне.

От Бон Марше переходим к «Галерее Лафайет». Уроженцы северо-востока Франции, кузены Теофил Бадер и Альфонс Канн начинали с малого: маленькая галантерейная лавка будущих владельцев Galeries Lafayette открылась на бульваре Осман в 1883 году. Уже три года спустя площадь лавки была расширена и появился магазин со знакомым нам названием. Расположение торговой точки было более чем удачным: успех обеспечивал большой поток прибывающих на расположенную неподалеку станцию Сен-Лазар парижан и гостей французской столицы. Популярная модель универмага - с концентрацией различных товаров десятков производителей под одной крышей - возникла во многом благодаря владельцу первого парижского универмага Le Bon Marche Аристиду Бусико.

Как и прочие крупные европейские универмаги, Galeries Lafayette стал одним из центральных мест города: здесь проводились выставки и праздники, и фасады зданий украшались ко всем знаковым событиям - например, к приезду президента США Вудро Вильсона в 1918 году. Успех среди покупателей и необходимость в росте площади привели к тому, что в первое пятилетие прошлого века к первому зданию универмага докупили еще три здания по соседству. В 1912 году был возведен знаменитый «византийский» 33-метровый стеклянный купол, который венчает главное здание комплекса магазинов Gаleries Lafayette.

Сейчас Galeries Lafayette делится на три части - главный девятиэтажный Lafayette Coupole, четырехэтажный мужской Lafayette Homme и пятиэтажный Lafayette Maison, где продают товары для дома. Большинство кафе и ресторанов, в том числе и McDonalds, расположено в главном здании, там же продается женская одежда. Этажи соединены эскалаторами и оригинальными «старыми» лифтами: добравшись до крыши, не стесняйтесь расположиться в кафе на террасе, откуда открывается прекрасный вид на город. Раньше перемещаться с этажа на этаж можно было и по грандиозной винтовой лестнице, которой сейчас, к сожалению, уже нет.

После окончания второй мировой войны в Galeries Lafayette регулярно устраивались «тематические» выставки-продажи, посвященные какой-либо стране или региону: так, с успехом прошли экспозиции мексиканских, американских, японских, итальянских товаров. Сегодня, зайдя в универмаг, вы сможете попасть как на выставку, так и на модный показ - их проводят каждую пятницу. Здесь же с 1980 года регулярно проводились фестивали моды: тогда еще малоизвестные Готье и Алайя демонстрировали свои коллекции. Ежедневно гостями Galeries Lafayette становятся более 70 тысяч человек, а в периоды сезонных распродаж их количество увеличивается в разы.

Старейший универмаг Нью-Йорка Macy's был основан в 1858 году и уже в наступившем году отметит 155-летие. Основатель Macy's, Роуленд Хасси Мэйси, после десятка сомнительных проектов, завершившихся банкротством и долговыми обязательствами, открыл небольшой галантерейный магазин на углу 6-й авеню и 14-й улицы. Лавка под названием R.H. Macy Dry Goods со временем превратилась в сеть магазинов. Мэйси приобретал все новую и новую недвижимость и расширял сеть. До оглушительного успеха своего бизнеса предпринимателю дожить не довелось: в 1877 году он умер, и универмаг перешел к его семье, которая в 1895 году продала бизнес крупному промышленнику и гуманисту Натану Штраусу. В 1902 году открылся самый известный Macy's, который теперь занимает девять этажей и целый квартал: первое время после открытия универмаг рекламировался как самый большой в мире. Три десятка лифтов, эскалаторы, некоторые из которых можно увидеть и сегодня, пневматическая почта – владельцам было чем удивить гостей.

Сегодня под брендом Macy's работают 800 универмагов, в которых трудятся  более 170000 сотрудников. Универмаг часто сотрудничает с известными дизайнерами: над капсульными коллекциями для Macy's уже работали Карл Лагерфельд, Мэтью Уильямсон, Альберта Ферретти, Франциско Коста (Calvin Klein) и Джамбаттиста Валли.

Еще один известный универмаг Нью-Йорка - Bloomingdale's на 3-й авеню - был открыт в 1872 году. За десять лет до этого братья Джозеф и Лиман, сыновья торговца Бенджамина Блумингдейла, открыли небольшой магазин, где продавали юбки с кринолинами. Бизнес принес братьям успех, и они решили продолжить заниматься продажей одежды. В Bloomingdale's они реализовали новую для американской торговли того времени идею: продавать разные типы товаров под одной крышей.

К 1920 году успешный Bloomingdale's, который год от года увеличивал свои площади, занимал уже целый квартал. Талантливые бизнесмены, братья Блумингдейл усердно трудились над продвижением универмага: в один год весь Нью-Йорк был заполнен рекламой со слоганом «All cars transfered to Bloomingdales!» В здании универмага, начиная с 1940-х, регулярно проводятся дефиле, конкурсы и выставки.

В 1961 году Bloomingdales переезжает в новое здание на Lexington и вводит очередное шопинг-новшество - фирменные пакеты: первоначально для продвижения временной выставки, а спустя десятилетие появляется и иконическая brown bag - простой бумажный пакет для покупок, который обычно именуется «крафт-пакетом». Сейчас старые экземпляры пакетов являются чуть ли не предметом коллекционирования. С 1949 года универмаг Bloomingdales стал сетевым, и на сегодняшний день имеет уже более четырех десятков филиалов по всей территории США и одно представительство в Эмиратах.

История лондонского универмага Harrods началась в 1824 году, когда 25-летний Чарльз Генри Хэррод открыл небольшую чайно-бакалейную лавку. Торговое предприятие разрослось до магазина и переехало на Brompton Road четверть века спустя, а к 1880 году стараниями сына Хэррода стало крупным универмагом. В канун Рождества 1883 года здание уже успешно работавшего универмага сгорело, уничтожив весь «праздничный» торговый запас: Хэррод-младший спас бизнес, приобретя новые партии товара в кредит, а в 1903 году полностью восстановил дела – отстроил универмаг на том же самом месте.

Сейчас общая площадь универмага составляет 90000 м², на которых расположились более 330 отделов, три десятка ресторанов, аптека, spa, салон красоты с 40 мастерами и собственный Harrods Bank. Внимания заслуживает также особая гордость универмага – эскалатор. Впервые он был представлен покупателям в 1898 году: некоторые смельчаки, решившиеся испытать устройство, оказавшись наверху, даже пропускали стаканчик, чтобы успокоиться. Спустя век египетский миллиардер Мохаммед Аль-Файед, владевший универмагом в это время, отстроил новый эскалатор с позолоченными фигурами и иероглифами за двадцать миллионов фунтов стерлингов. Роскошную обновку Harrods внесли в книгу уникального наследия Британии. Аль-Файед владел Harrods до 2010 года – год назад универмаг был продан государственному Катарскому инвестиционному фонду. До 2001 года Harrods являлся официальным поставщиком товаров для королевского двора: в официальных бумагах на протяжении почти полувека он величался «поставщиком двора их величеств».

Текст – Ирина Шувалова. По материалам be-in.ru, а также сайтов указанных универмагов.

Читайте также

Модный обзор, 18.05.2018
По мотивам выставки Саши Рощина подготовили пластический спектакль
Модный обзор, 29.03.2018
Участница конкурса "Миссис Иркутск" делится впечатлениями от кастинга
Модный обзор, 22.03.2018
Бизнесмен Алексей Егоров о бизнесе, семье и будущем Иркутска

  0 комментариев
Имя
Код


Instagram