Поиск

Футуризм в современной моде

29.11.2012

Футуризм в современной моде

Специально для Irkfashion статью подготовила Ирина Шувалова

Знаете, как представляли одежду будущего футуристы начала 20 века? «Наши улицы выглядят бесцветно и упаднически. Люди носят ничтожную, безжизненную, декадентскую, пессимистичную одежду. Давайте создадим вещи будущего - они будут очень счастливые, простые и милые, они будут доставлять удовольствие телу, и в них будет просто взрыв цвета. Самый красный из красных, самый зеленый из зеленых, интенсивно-желтый и оранжевый, чистейший белый. Дизайн должен быть очень динамический, а рисунки - интенсивно-геометричные, пусть это будут треугольники, круги, спирали, эллипсы, квадраты! Вещи будут фосфоресцировать и сиять» - этим словам Джакомо Беллы почти сто лет.  «Манифест об одежде человека будущего» 1913 года в ту пору мог показаться чем-то революционным – но только не для футуристов, всей душой тяготеющих к фантастическому космосу. Человеку же сегодняшнему, живущему уже среди тех самых фосфорецирующих вещей, психоделических принтов, приемов colorblocking и прочих дизайнерских ухищрений, такие слова и вовсе могут показаться банальным обзором очередной коллекции. Возникает вопрос: чем может удивить футуризм сегодня, в эпоху, когда индустрия моды «пожирает» технологические достижения, а весь мир становится оцифрованным и виртуальным?

Футуризм -  авангардистское направление в европейском искусстве 1910-20х гг., преимущественно в Италии и России.  Стремясь создать «искусство будущего», он декларировал отрицание традиционной культуры, культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии - У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) - языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

Считается, что футуризм в одежде зародился в 60х годах. Футурологи и дизайнеры того времени с полной уверенностью считали, что наступающем столетии все будут ходить в блестящих серебристых комбинезонах.  Футуризм завладевал всеми сферами культурной жизни, на что оказывал большое влияние научно-технический прогресс, способствовавший переосмыслению пространства, силуэта и используемых материалов.  Вдохновленные первым полетом человека в космос, дизайнеры один за другим начинают предлагать «космические коллекции» из винила и синтетических тканей, пластиковых аксессуаров и бижутерии. Затихнув на время расцвета культуры хиппи, футуризм вернулся с новыми силами в 80х годах. Громоздкие пластиковые аксессуары, химические цвета,  острые плечи, комбинезоны-скафандры – одежда отражала связь с техническими образами и достижениями научной мысли.

Сегодня футуристический стиль в одежде и аксессуарах (мы акцентируем внимание именно на них) легко узнать по следующим признакам:

  • новаторский подход,
  • изломанные геометрические либо обтекаемые аэродинамические формы,
  • инновационные материалы,
  • преобладание эффекта «жидкого металла», блестящих аксессуаров,
  • целостность образа.

Футуристичную одежду создает целый сонм дизайнеров – как в России, так и за рубежом. В жанре футуризма также  работают фотографы и художники: фантазии на тему, как будет выглядеть и что носить человек завтрашнего дня – самая благодатная тема для творчества на все времена. Например, фотограф из Нью-Йорка Томааас, создал серию фотографий «Plastic Fantastic», рассказывающую о том, что за украшениями и одеждой из пластика – будущее.

Самым плодотворным футуристом сегодняшнего дня по праву считается Paco Rabanne, который с завидной регулярностью представляет публике платья, имитирующие жидкий металл и декорированные невообразимых размеров деталями; платья-кольчуги, прошитые крупными стежками или похожие на металлическую мозаику; а также совершенно инопланетные аксессуары.

Еще с конца 60х годов дизайнер создавал одежду из алюминиевой фольги, металлических цепочек, кусков стекла, оптических волокон, платья из бумаги. А в 1966 году он показал  коллекцию «Двенадцать неносибельных платьев» — сияющие и побрякивающие кольчуги из металла и пластика на чернокожих моделях.

Наиболее сильно космические мотивы, на которые во многом оказали влияние достижения советских космонавтов, проявились в коллекции Андре Куррежа «Космический век» 1964 года.

Сегодня футуристичная одежда чаще всего представляет собой фантазии на тему техногенно-космической одежды, выполненной в лучших правилах минимализма. Можно заметить два направления: с одной стороны, дизайнеры предлагают упрощенную до крайности андрогинную одежду, в которой можно представить и мужчину, и женщину – бесформенные балахоны, спортивные костюмы унисекс с металлическими деталями или из материала, имитирующего металл. А с другой, - создают вещи, гипертрофирующие отдельные части тела -  огромные карманы, острые плечи, туфли-«копытца», огромные головные уборы.

Фото из коллекций Alexander Wang, CDG, Alexander McQueen, Balenciaga, Cushnie et Ochs, Giles, Iris Van Herpen, Manish Arora

Оригинальны фантазии на тему футуризма у дизайнера Pedro Lorenco, дебютировавшего с довольно агрессивной коллекции несколько лет назад на Парижской неделе моды. Сейчас дизайнер явно остепенился в своих творческих поисках, но его одежда по-прежнему представляет собой мысли о завтрашнем дне.

Также следует отметить смелые эксперименты с применением нетрадиционных материалов – платье-раскраска Colour-In-Dress от Berber Soepboer и Michiel Schuurman (в комплекте с Color-In-Dress поставляется набор цветных маркеров), «мясное платье» Леди Гага от Николя Формичетти, платье из травы от художника Robin Barcus Slonina, свадебное платье из туалетной бумаги от дизайнеров Laura Gawne, Susan Bain и Roxie Radford, платье из воздушных шариков от Daisy Balloon, бумажные платья от Mattew Brodie.

Японский модельер Иссэй Мияке разрабатывает серию одежды, которая преобразуется из двухмерной геометрической формы в различные объемы. Источником вдохновения для модельера служат работы ученого Jun Mitani, который создает трехмерные структуры с плавно изогнутыми поверхностями путем складывания плоских материалов.  Линия одежды дизайнера состоит из десяти позиций и представляет собой плоские, двухмерные платья, рубашки и брюки, которые можно разворачивать и носить. Ее вещи превращаются в геометрические одеяния одним легким движением: нужно всего лишь потянуть за шлейку, которая заменяет ярлычок производителя.

Технологии не стоят на месте – уже появились съедобное белье, парфюм с запахом целлофана и платья-трансформеры. И чем более быстрыми темпами будет идти научно-технический прогресс, тем дальше будет уходить дизайнерская мысль «Как будет выглядеть человек через 100 лет?». А результаты творческих поисков будут с каждым разом все занятнее и невообразимее, вот увидите.

Читайте также

Модный обзор, 04.10.2017
О дефиците в России расскажет историк Алексей Петров 
Модный обзор, 06.10.2017
Учимся искусству красивого письма
Модный обзор, 16.10.2017
Проект для женщин, которые хотят научится добиваться успеха

  0 комментариев
Имя
Код


Instagram