Поиск

Street fashion и его влияние на развитие индустрии моды, интервью с Константином Богомоловым

06.10.2011

В сентябре Иркутск снова посетил Константин Богомолов с долгожданным семинаром «Профессиональный дизайн имиджа: шоу-бизнес, политика, реклама». Это мероприятие собрало не только выпускников иркутского филиала Bogomolov’ Image School, но и многих других специалистов, чьи интересы лежат в этой области.

Константин Богомолов, доктор наук, имидж-дизайнер и аналитик моды, автор многочисленных работ по теории и практике имидж-дизайна, руководитель международного учебного центра Bogomolov’ Image School (Рига, Латвия).

Темой нашей беседы с Константином на этот раз стал street fashion, его значение в современном мире моды и влияние на развитие fashion индустрии.

- Когда возникло это явление?

Константин Б.: Чтобы не запутаться, давайте разделим понятия street fashion и street style. Исторически сначала возникли уличные стили (street style). Они являются внешним выражением принадлежности к определенным субкультурам, за которыми стоит общая для этой группы идеология. Уличные стили были всегда. Но до появления телевидения и развития прессы субкультуры не могли широко распространяться, а просто возникали и исчезали в городских кварталах Лондона, Нью-Йорка и Петербурга. Основные приметы уличных стилей – это использование в своей внешности знаков, объявляющих о принадлежности к субкультуре. Например, для байкеров такими знаками были кожаные куртки косухи, обтягивающие джинсы и сапоги-казаки, для девушек субкультуры Mods (британские стиляги 60х) – геометрические четкие силуэты, короткие юбки, кукольные глаза, черно-белые или яркие цвета и т.д. Заметьте, что это абсолютно не связано с выражением своей индивидуальности а, наоборот, говорит о принадлежности к группе, некоем социальном знаке.

Street fashion же – очень молодое явление, этот термин я слышу только последние 7-8 лет. Он характеризует попытку выделиться из общей массы, создать свой собственный яркий стиль, продемонстрировать «продвинутость». За этим чаще всего стоит не идеология, а просто мода. Современный Street fashion использует очень много элементов из всевозможных субкультур, которые когда-то были в конфронтации.

- Каким образом улица стала влиять на подиум?

Константин Б.: В свое время с развитием СМИ о субкультурах заговорили. Принято считать, что одними из первых были Джазовые зутты 40х годов из Америки (Zooties). В конце 40х стала известна подростковая субкультура Англии Тедди бойз (Teddy boys). Они не похожи на всех, они – другие, и пресса активно обсуждает эти социальные (но пока не модные) явления. И только потом это становится модным, влияние Тедди бойз распространяется по всей Англии, молодежь стремится подражать им и перенимает внешние атрибуты субкультуры: узкие брюки-дудочки, бархатная отделка лацканов и карманов пиджаков, набриолиненные волосы и коки, узкие галстуки и пр.

Что касается влияния на подиум, то здесь родоначальником можно считать субкультуру Хиппи (Hippies). Это был протест во всех его проявлениях, антимода. Однако уже в 70е он превратился в коммерческий fashion. Благодаря Хиппи появились романтический, фольклорный, этнический, джинсовый стили.

За прошедшее время рождалось и исчезало очень много субкультур в Европе и Америке. Их названия прописаны не только в учебниках по социологии, но и в книгах по истории моды. Наиболее яркие – Тедди бойс, Битники (Beatniks), Байкеры (Bikers), Модс, Психоделики (Psychedelics), Хиппи, Скинхеды (Skinheads), Панки (Punks), Готы (Goths), Эмо (Emo).

Сейчас новые субкультуры почти не появляются, с середины 90х годов мы видим лишь возобновление уже известного – Готы, Панки, Хедбенгеры (Headbangers), Хипстеры (Hipsters). Причем это именно реанимация, а не передача эстафетной палочки из поколения в поколение, как у Байкеров. Многим казалось, что ничего нового уже не будет – ведь сегодня можно всё, нет почвы для социального протеста. Однако появились Эмо и опровергли наши ожидания. Но все равно по сравнению с 50-70-ми годами это очень мало, тогда субкультуры появлялись каждые 2-3 года.

На мой взгляд, такая тенденция говорит о нашей толерантности. Общество сейчас приемлет различные формы самовыражения, и совсем не нужно объединяться в группы для защиты своей стаи.

- Но ведь и сегодня многие идеи дизайнеры черпают с улиц?

Константин Б.: Безусловно, но это уже не уличные стили, а Street fashion, когда отдельные личности заявляют о собственной индивидуальности, а не о принадлежности к группе. Давайте не будем забывать, что сами современные дизайнеры  – выходцы с тех же улиц, представители среднего класса, а не наследники благородных семей с вековой историей, как было раньше. Сегодня подиум и Street fashion почти не имеет отличий, во многих брендах сознательно создается образ улицы, иногда даже возникает ощущение, что и модели на показах – персонажи из реальной жизни.

Еще одна причина, по которой уличная мода стала главным катализатором идей для подиума, - это изменения подхода к моде, который сегодня заключается не в покрое, а в сочетании привычных вещей. И здесь, конечно, Street fashion имеет огромный потенциал идей.

Хотелось бы отметить и влияние глобализации благодаря Интернету – если между существованием субкультуры хиппи и ее коммерциализацией прошло несколько лет, то сейчас это происходит мгновенно.

- Какую роль сыграл японский Street fashion в современном мире моды?

Константин Б.: Японцы, сами того не желая, стали новаторами. Причины этого явления неоднократно проанализированы. Коротко говоря, в 90е годы японские тинейджеры просто начали подражать манере одеваться западных подростков. Но в силу другой ментальности они были неосведомлены об элементарных правилах: что с чем носить, что мужское и что женское, из каких субкультур взяты вещи. Их свободный незамутненный разум позволял создавать такие миксы, на которые не было способно стереотипное западное мышление. Естественно, Интернет и СМИ очень быстро распространили это явление. А впоследствии европейские дизайнеры и молодежь подхватили у японцев такую манеру микшировать обычные вещи. Большое влияние японский Street fashion оказал и на имидж Эмо.

- А модные блоггеры?

Константин Б.: Да, сейчас многие равняются на Тави Гевинсон, девочку из Чикаго. Она стала селебрити. Но я думаю, пройдет несколько лет, и такие как она не будут казаться исключением. Сегодня фриковство популярно, люди пытаются выглядеть не как все. Как ни парадоксально, это приводит к обратному – все становятся очень похожими. Трудно быть изюминкой в ящике с изюмом.

- Какова роль Интернета в современной уличной моде?

Константин Б.: Очень большая! Интернет стирает географические границы, увеличивает в тысячи раз скорости проникновения информации. Кроме того, он сыграл решающую роль в рождении еще одной субкультуры – «косплейеры», от английского costume play – костюмированные игры. По сути дела, это – маскарад. Незнакомые люди абсолютно разных социальных кругов, не объединенные никакой идеологией, собираются в одном месте и демонстрируют свои наряды, которые в большей степени, опять же, связаны с японскими аниме, историческими фильмами и музыкой (но не только).  Понятно, что следующим этапом станут ролевые игры. Но в этом явлении решающую роль сыграл именно Интернет, который позволил разным людям объединиться.

- Получается, что высокая мода спускается все ниже - что будет дальше?

Константин Б.: Конечно, Street fashion сегодня очень сильно влияет на умы. Но я не стал бы прогнозировать эту тенденцию на длительный срок. Это может быть просто эпизод, и все изменится с переходом моды в 21 век. А пока мода исчерпана, она находится в своеобразном застое. Интерес к улице, деконструктивному подходу и миксам только доказывает это. Все новое уже придумано, нам остается только сочетать вещи между собой и разрушать конструкции.

Последнее, что осталось под запретом, - это ходить голыми. Но мы к этому и не готовы: из-за климата и потому, что не считаем себя совершенными. Так что ждем успехов  косметологии, пластической хирургии  и других отраслей индустрии красоты. Тогда мода изменится кардинально.

Проведу аналогию. В свое время люди пытались усовершенствовать технологию изготовления свечей, но появилась электрическая лампочка, и необходимость в этом отпала. По моим ощущениям, мода переживает похожее состояние. Очень бы хотелось дожить до следующего этапа…

Фотоотчет с семинара Константина Богомолова «Профессиональный дизайн имиджа: шоу-бизнес, политика, реклама»


Иркутский филиал Bogomolov' Image School: компания «ИРИДА», (+7902)1718028, irida-irkutsk@yandex.ru, www.bogomolov.lv.

Читайте также

Модный обзор, 02.11.2017
Иркутск и Байкал представит на своих полотнах художник Роман Баянов
Модный обзор, 12.10.2017
Систематизируй и выполняй
Модный обзор, 01.11.2017
Как не бояться менять сферу деятельности, и при этом добиваться успеха? Найдем ответы на встрече проекта "Женская среда"

  0 комментариев
Имя
Код


Instagram