ВХОД

Войти

Напомнить пароль
Регистрация

22.04.2010

История моды 19 века — беседа о туфельках

МОДА в России и В Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа четвертая — про обувь.

Специально для портала Irk-fashion материал подготовлен Историко-мемориальным отделом Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».

Во все времена женщины испытывали слабость ко всякого рода аксессуарам. Во второй половине 19 века выбор модниц был огромен — обувь, перчатки, сумочки, зонты, веера и всевозможные украшения. Начнем наш исторический экскурс с обуви.

Обувь в такой же степени зависела от диктата моды, как и сам костюм. В середине 19 века самым распространенным видом женской обуви были туфли и ботинки с квадратными удлиненными носками. Невысокие ботинки были довольно узкими в щиколотке, и их зашнуровывали сбоку или вставляли специальную резинку. Если в середине века каблук был небольшим, в виде кубика, то постепенно, с увеличением объема юбок, в моду входят высокие и средние каблуки.

К концу 19 века женская обувь становится более разнообразной — появляются кожаные сапожки с застежкой впереди или сбоку на многочисленных пуговицах, туфли и ботинки с тупыми или полукруглыми носками, с прямыми широкими или узкими каблуками.

Упомянем и о такой обуви, как штиблеты. В наше время определение «штиблеты» относится более к мужской обуви, да и воспринимается скорее с оттенком ироническим, но в 19 веке штиблетами называли обувь из сукна или полотна, плотно облегавшую ступню и застегивающуюся на пуговицы. Модные разделы в периодической печати советовали «в дурную погоду носить черные казимировые штиблеты с пуговками из слоновой кости».

Впрочем, основные правила моды на дамскую обувь были связаны не столько с формой, высотой каблука или отделкой носка туфель, сколько с цветом и материалом, из которого они изготавливались.

Нарядную обувь шили из плотного шелка, репса или атласа. Самой распространенной тканью, из которой делали как женскую, так и мужскую обувь, была прюнель — плотная и тонкая ткань саржевого переплетения. Ее изготавливали из шелка, шерсти и хлопка. Украшениями к такой тканной обуви служили всевозможные вышивки, ленты, банты, кружева. Прюнелевую обувь носили самые элегантные женщины того времени. В рассказе А. Н. Майкова «Петербургская весна» мы можем прочитать следующее описание: «Красавица подобрала свое платье и бурнус, обнаружив... обутую в прюнелевый башмачок маленькую ножку».

 

Для прогулок обувь шилась из мягких сортов кожи — лайки или шевро, а также из сукна и парусины. В конце 19 века в Иркутске стали популярны ситцевые балы, для них сапожникам заказывали специальные туфли из ситца. Ну а как же согревали иркутянки свои ножки зимой? — спросите вы. С холодами иркутские дамы одевали на ботинки фетровые или шерстяные боты на теплой подкладке. В морозы носили нарядные валенки-катанки розового цвета с всевозможными рисунками, черного цвета пимы, подшитые кожей и такого же цвета «чесанки».

В начале 20 века женская обувь украшается аппликациями из лакированной кожи, швами с просечками. Кожевенная промышленность выпускает для летней обуви кожу серых и бежевых оттенков. Полусапожки украшаются перехватами или шнуровкой, а также пышными бантами вверху.

Большое внимание дама должна была уделять цвету своей обуви. Модные журналы того времени рекомендовали: «Поутру ботинки соответствуют цвету подкладки, на которую положено платье; вечером же они должны быть белые». Оттенки цвета женской обуви часто были довольно экстравагантны. Вот, например, описание ботинок, рекомендованных модницам в середине 19 века: «Ботинки из сатен-тюрка, цвету майского жука, очень нарядны». Цвет «майского жука» характеризовался как «темный цвет с золотым отливом».

Несколько слов скажем о бальных башмачках. Они шились из ткани или тонкой кожи, украшались вышивкой и бантиками. Носки бальной обуви были слегка заострены. На рубеже 19 и 20 веков в бальную моду ворвались так называемые «моцартовские башмаки» с изящными золотыми пряжками, украшенными драгоценными камнями, блестками или бантом. Некоторые дамы вставляли драгоценные камни даже в каблуки.

Однако иркутские модницы пошли еще дальше. В 1870 году в Иркутске стали популярны маскарады. В журнале «Сибирские архив» читаем по этому поводу: «Здесь, как и везде были своего рода маскарадные моды. Особенный успех выпал на долю серебряных колокольчиков в качестве каблуков... Ах, как приятно и красиво было, когда зал стонал от нежно-серебристых звуков, особенно когда эти звуки лились мерно, в такт во время танцев! — вздыхают и теперь еще старожилы, вспоминая о своих маскарадных подвигах».

Наталья Гончаренко, заведующая отделом Художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».

«Усадьба В. П. Сукачева», отдел Иркутского художественного музея — это атмосфера 19 века, где легко почувствовать себя дамой из высшего света. Здесь вы можете посетить мультимедийную экскурсию «Мода второй половины 19 века», примерить исторические наряды 19 века и сфотографироваться в них в интерьерах дворянской усадьбы. Историко-мемориальный отдел Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева»: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112. тел.: 53-12-24. Время работы кассы — ежедневно, кроме понедельника, с 10.00. до 17.30.

 

Другие материалы на сайте:

МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа третья - о шляпках.

МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа вторая - о нижнем белье.

МОДА в России и в Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа первая.

Комментарии

  0 комментариев

Оставить комментарий

Имя
Код
© 2024 IrkFashion.ru
Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
Дизайн сайта
Веб-ателье Яна Фихтера
Разработка сайта
Студия Рубера