Поиск

Домохозяйка как символ моды, в статье Константина Богомолова

16.02.2011

Продолжаем публикацию статей из цикла «Индустрия культовых имиджей», автор — Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель Bogomolov’ Image School (Рига, Латвия).


HOUSEWIFEДОМОХОЗЯЙКА КАК СИМВОЛ МОДЫ

Женщины занимались домашним хозяйством на протяжении многих веков и даже тысячелетий – и в этом не было ничего удивительного. Но тем более удивительно, что однажды настал момент, когда образ женщины, занятой по хозяйству, стал модной иконой.

Рожденная революцией

Это произошло вместе с рождением буржуазной формации – в XVII веке, в Голландии – первой в истории буржуазной стране. Имидж домохозяйки вообще один из самых буржуазных в истории, его можно назвать олицетворением основных буржуазных ценностей – стабильности, порядка, семейного благополучия. При этом речь ни в коем случае не идет о служанке, которая вынуждена заниматься чужим домом и хозяйством для того, чтобы заработать себе на хлеб. Нет – речь о хозяйке дома.

Голландская бюргерша – вот первый прототип. Она могла быть достаточно богатой, чтобы наряжаться в бриллианты и жемчуга. Но, в отличие от своих современниц где-нибудь во Франции или Испании, голландская Huisvrouw наподобие тех, что изображены на картинах Питера де Хоха и Габриэла Метсу, не носила на себе свое состояние – и в этом было отличие буржуазного имиджа от аристократического. Богатая голландская домохозяйка занимается домом, поэтому она одевается в темное и украшает себя белым кружевным воротничком.

Картины Gabriel Metsu

И хотя со временем этот образ претерпел различные визуальные изменения, его содержание и ассоциации остались неизменными: это добротность, жизненный опыт, демонстрация порядка и соблюдение традиций. С тех пор имидж домохозяйки входил в моду как раз в тех странах, которые становились оплотом буржуазности. Германия времен Бидермайера подарила миру образ набожной немецкой Hausfrau, в викторианской Англии появилась чопорная британская Housewife. Следующей такой страной станет Америка – родина общества всеобщего потребления.

Американская мечта
Именно в Америке сформируется современный визуальный вариант имиджа домохозяйки и благодаря кинематографу, дамским журналам и телевидению распространится по всему миру. Но произойдет это лишь в послевоенные 50-е годы XX века.

Во время Второй мировой войны очень многие женщины были вынуждены пойти работать, чтобы заменить ушедших на фронт мужчин. Тогда и политика американского правительства была ориентирована на активное привлечение женщин к работе в тылу и участию в общественной жизни воюющей страны. Но как только мужчины стали возвращаться с фронта, социальная политика изменилась: женщину надо вернуть в дом! Тогда, в конце 40-х – начале 50-х начинает формироваться образ американской женщины, для которой личное счастье приравнивается к домашнему быту, двум круглощеким деткам и успешной карьере мужа. Это была попытка вернуть викторианские ценности.

Реклама 1950's

Средства массовой информации, кинематограф и особенно реклама в это время очень активно продвигают образ женщины-домохозяйки, и он действительно становится супермодным. Одним из ярких примеров этого имиджа становится бывшая голливудская звезда Элис Фэй. Она попрощалась с экраном в конце 40-х годов, вышла замуж, родила двоих детей и превратилась в идеал американской Housewife – и теперь зрители наблюдали за ней уже не на киноэкранах, а на страницах журналов формата lifestyle. Там мадам Фэй демонстрировала тот идеал, который должна была создать в своей жизни каждая американская женщина.

Alice Faye

Образ тиражируют также многочисленные рекламные ролики, которые сами начинают формироваться как жанр с приходом телевидения. Отныне в каждой семье появляются  мыльные оперы и рекламные сюжеты, которые множат этот имидж в геометрической прогрессии.

Цветочки, клеточки, горошки

А каковы визуальные черты этого имиджа? Подобно своей голландской предшественнице, американская домохозяйка 50-х – это отнюдь не затюканное существо в ватном халате и махровых носках. Это женщина ухоженная и сексуально привлекательная для мужа и окружающих: ее талия затянута в эластичный корсет, она на высоких каблуках, в домашнем платье a la Dior, с элегантной прической, чувственным макияжем и безупречной белозубой улыбкой. Обязательны также атрибуты, ассоциирующиеся с домом: ткань в цветочек, горошек или клеточку, аккуратный белый воротничок и кружевная отделка на фартуке (допускаются также ленты и бантики).

Этот набор визуальных черт очень быстро становится классикой: холодильники, стиральные порошки и все, что нужно для дома, рекламируют похожие друг на друга приторно милые дамы с идеальной укладкой и белоснежным передником с рюшечками по краям на клетчатом домашнем платье. Они всегда в хорошем настроении, никогда не устают и не бывают угрюмы или задумчивы. Безупречно выстиранное белье и новый кухонный комбайн способны сделать их по-настоящему счастливыми. Их хобби – рукоделие и выращивание цветов, любимая литература – кулинарные книги и каталоги «Товары – почтой», а главный талант – умение экономить.

Феминизм против!

Но... В 60-е годы начинает активизироваться феминистическое движение, и образ Ideal American Housewife становится главным объектом для его атак. Образ домохозяйки, идеальный, «вылизанный» и доведенный до гротеска в своем совершенстве, становится в сознании прогрессивных женщин синонимом консерватизма и ханжества. Попытка вернуть викторианство, «законсервировав» женщину в этом искусственно созданном имидже, провалилась.

К 1970-м годам этот образ становится не просто старомодным, а реакционным. Ни одна из идущих в ногу с прогрессом молодых женщин не станет ему подражать, ведь он ассоциируется с ретроградностью. В 80-е, когда в Америке женщина не только завоевывает право работать наравне с мужчинами, но и получать достаточное материальное вознаграждение, образ дамочки в платьице в горошек, приветствующей возвращающегося с работы мужа стандартным возгласом «Honey!» – воспринимается только комично. Имидж Housewife исчезает – как тогда казалось, навсегда...

Надо отметить, что в Советском Союзе, опередившем весь мир в идеях феминизма и эмансипации, культ домохозяйки никогда не был распространен. Женщина на тракторе или в самолете, милиционер или управляющая производством была более популярна, чем женщина у плиты. Потому что домохозяйка – это женщина, не занятая в социальной жизни, что в СССР, как помнится, не поощрялось.

Поэтому в советском кинематографе этот имидж появляется в совершенно другой версии: в комическом варианте, в образе женщины, погрязшей в мещанском быту. Самые яркие примеры – это Нина Гребешкова в «Бриллиантовой руке», Раиса Рязанова в «Москва слезам не верит» или Светлана Немоляева в «Служебном романе» и «Гараже». И главное их отличие от западных прототипов – это полное отсутствие сексапильности: вместо высоких каблуков, облегающего домашнего платья и элегантного макияжа – потертые тапки, бесформенный халат «в жутких розочках» и уставшее лицо без намека на косметику. Так формируется образ «совковой домохозяйки»: если она посвятила себя быту и семье, общество ничего интересного в ней уже не находит. Куда интереснее женщина активная.

Традиции и современность

Однако вернемся к истории этого имиджа в западном мире. Насытившись эмансипацией, в начале 1990-х годов новое поколение начинает исподволь возвращаться к традиционным ценностям. И хотя вернуть идеализированную American Housewife 50-х было, конечно, невозможно, образ новой домохозяйки опять занимает свое место в сериалах и особенно в рекламе.

Marcia Cross

Он, безусловно, изменился: домохозяйка на рубеже XX и XXI веков уже не зациклена на доме. Ее имидж становится более минималистичным, динамичным, спортивным. Сегодня в рекламах бытовой техники, детских товаров, чистящих средств предстает активная успешная женщина, которая надела удобные джинсы и яркую спортивную майку для того, чтобы с помощью современной техники быстренько навести порядок в доме и снова заняться собой и своей карьерой. Характерный пример – популярный американский сериал «Отчаянные домохозяйки», который появился отчасти как продолжение, а отчасти как ответ «Сексу в большом городе». Его героини уже не «курицы» в горошек и с пирожками, а напоминают тех же феминистично настроенных стервочек из «Большого города».

Desperate housewives

Но и образ Housewife середины прошлого века не умер окончательно. Ушедшая эпоха создала его настолько визуально отточенным и ассоциативно совершенным, что он стал своеобразной иконой для многочисленных стилизаций и подражаний. Поэтому создатели кино и рекламы очень часто прибегают к нему как к определенному ретро клише. Один из самых ярких современных примеров – фильм «Степфордские жены» с Николь Кидман и Бетт Мидлер в главных ролях. В нем, конечно, имидж представлен в очень комичном и гротескном варианте, но его черты весьма точно скопированы из 50-х годов прошлого века.

Bette Midler и Nicole Kidman в фильме «Степфордские жены»

Да, имидж домохозяйки по-прежнему жив. Он актуален хотя бы потому, что существует соответствующий социальный слой, но визуальное наполнение образа меняется вместе с внутренними трансформациями представительниц этого слоя. Однако если какая-нибудь из них пожелает визуализировать образ заботливой и счастливой хозяйки дома, она неизменно обращается к старым добрым пятидесятым.

Современные стилизации

 

Другие статьи из цикла «Индустрия культовых имиджей»:

Секс Бомба - взрывоопасная смесь

Образ Ботаника — секс-символ наоборот 

Lady — формула чистого шика

Vamp — коктейль из мистики и секса

Lolita — смесь невинности и порока

Имидж Macho — самец в превосходной степени

Miss Secret Agent — женщина с привкусом интриги

Platinum Blonde — лучший подарок для мужчины

Femme Fatale — драма с несчастливым концом

Индустрия модных имиджей

Иркутский филиал Bogomolov’ Image School: компания «ИРИДА», координатор Ирина Виниченко, тел. (+7902) 1718028, (3952) 54-67-89, irida-irkutsk@yandex.ru.  

Читайте также

Модный обзор, 06.10.2017
Учимся искусству красивого письма
Модный обзор, 05.10.2017
Для тех, кто хочет творить красоту собственными руками
Модный обзор, 04.10.2017
Новый модный проект стартует на телеканале "АИСТ"

  0 комментариев
Имя
Код


Instagram